РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1801/2020 по административному иску ФИО4 к ФИО1 по <адрес>, судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г. о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г., ФИО1 по <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя.
Административный истец ФИО4 просит признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО1 О.Г. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденного на основании соглашения об уплате алиментов от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО7 – незаконным, отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО1 О.Г. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, определить переплату по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 24 000 рублей.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного истца ФИО10, действующая по доверенности, не явилась, просила отложить судебное заседание, в связи с участием в рассмотрении дела в Одиннадцатом апелляционном Арбитражном суде <адрес>.
Обсудив ходатайство представителя административного истца об отложении судебного заседания, суд считает, что неявка представителя ФИО10, в связи с участием в другом судебном заседании не является уважительной причиной, и учитывая срок рассмотрения дела, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика ФИО1 по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 - ФИО8, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных ФИО4 требований, пояснив, что расчет задолженности по алиментам производился судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> на основании представленных ФИО4, ФИО3 документов, выписки по счетам. Расчет задолженности произведен верно с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (часть 4 статьи 113 Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в части 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
На основании части 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
На основании ч. 4 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
В силу п. 3 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (часть 5 статьи 113 Кодекса).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г. возбуждено исполнительное производство №-ИП, на основании исполнительного документа: Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов № <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного: Нотариусом ФИО7, предмет исполнения: Алименты в размере 13 000 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия на содержание несовершеннолетнего ребенка: ФИО2, в отношении должника: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес должника: <адрес>, Тольятти, <адрес>, ФИО5, 445004, в пользу взыскателя: ФИО3, адрес взыскателя: Молодежный проспект, <адрес>, ФИО5, 445000, что подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается сторонами.
на личном приеме граждан, судебным приставом- исполнителем ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> отобрано объяснение от ФИО4 по вопросу исполнения исполнительного документа о взыскании алиментных платежей. В указанном объяснении должник ФИО4 указал, что от алиментных обязательств не отказывается, официально не трудоустроен, квитанции о погашении алиментных обязательствах обязуется предоставить судебному приставу-исполнителю до ДД.ММ.ГГГГ.
в отдел судебных приставов <адрес> ФИО1 по <адрес> поступило заявление от представителя взыскателя ФИО3 о расчете задолженности помесячно на ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ФИО3 намерена обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по алиментным и процентов за несвоевременную уплату алиментов.
На основании п. 2 ст. 102 Федерального закона № «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> вынесено постановление о расчете задолженности, согласно предоставленным квитанциям административным истцом ФИО4 на ДД.ММ.ГГГГ, а также с установленным размером в соответствии с нотариальным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно методическим рекомендациям от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Доказательств подтверждающих доводы административного истца о том, что при осуществлении действий судебным приставом-исполнителем нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, возложена какая-либо обязанность суду не представлено.
Из искового заявления усматривается, что административным истцом ФИО4 оспаривается именно размер задолженности по алиментам, определенный в оспариваемом постановлении судебным приставом-исполнителем.
При этом в расчете административного истца ФИО4 включены платежи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного суд считает, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г. соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца ФИО4
С учетом названной правовой позиции и положений ч.4 ст.102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ФИО4 вправе обратиться в суд с иском об определении задолженности по алиментам, в случае несогласия с расчетом указанной задолженности.
При таких обстоятельствах заявленные административным истцом ФИО4 исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО4 к ФИО1 по <адрес>, судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО1 по <адрес> ФИО1 О.Г. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Сураева