*** Дело № 2-79/2022
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 года г. Гаджиево
Полярный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Охлопкова А.В.,
при секретаре судебного заседания Сукачевой Е.С.
с участием помощника военного прокурора – войсковая часть №... Владимирова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах
ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО5, ФИО18,
ФИО19 к войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Военный прокурор - войсковая часть №..., обратился в суд с иском в интересах работников пожарной команды войсковой части №... к войсковой части №... филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы.
В обоснование иска указано, в военную прокуратуру – войсковая часть №... поступили обращения работников пожарной команды войсковой части №... ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО5, ФИО18, ФИО19 о нарушении их прав на оплату труда со стороны командования войсковой части 77360-В.
ФИО7, ФИО9, ФИО15, ФИО8, ФИО18 – занимают должности *** отделения пожарной команды;
ФИО17, ФИО10, ФИО16, ФИО14, ФИО2, ФИО11, ФИО3 являются *** пожарной команды;
ФИО19, ФИО26, ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО12, ФИО13 занимают должность *** пожарной команды.
В соответствии с п. 8. Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).
Войсковая часть №... согласно штата и Положения о районе базирования, входит в состав войсковой части №... и предназначена, в том числе для приема, хранения, выдачи ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.
Для хранения ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов и других видов материальных ценностей в составе района базирования (г. Гаджиево) предусмотрен склад (модульно-секционный), в котором предусмотрены хранилища, в том числе и хранилище ракетно-артиллерийского вооружения (далее - хранилище РАВ).
В соответствии с п. 12 Положения о ведомственной пожарной охране, утвержденной приказом Минобороны РФ № 88 от 22.02.2019 район выезда противопожарных подразделений определяется приказом командира воинской части и составляет радиус не более 15 километров от места дислокации подразделения пожарной охраны.
В нарушение требований вышеуказанного приказа компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) установлена лишь с 01 февраля 2021 года приказом командира войсковой части №... от 25.02.2021 №... после внесения изменений и дополнений в коллективный договор воинской части.
По данному факту военной прокуратурой - войсковая часть №... проведена проверка, в адрес командира войсковой части №... 30.04.2021 исх. № Исх.-735 (далее - Представление) внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого командованием воинской части проигнорированы.
Просит взыскать с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» «1 финансово-экономическая служба» в пользу работников подразделения пожарной охраны войсковой части №..., в зоне ответственности находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов
В пользу ФИО7 за период с 01.08.2016 по 31.01.2021 в сумме 280 696,26 рублей;
В пользу ФИО9 за период с 10.05.2015 по 31.01.2021 в сумме 269 092,42 рубля;
В пользу ФИО15 за период с 03.09.2018 по 31.01.2021 в сумме 270 690,83 рублей;
В пользу ФИО8 за период с 10.01.2019 по 31.01.2021 в сумме 240 439,58 рублей;
В пользу ФИО18 за период с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 96 503,78 рубля;
В пользу ФИО17 за период с 02.06.2015 по 31.01.2021 в сумме 243 803,20 рубля;
В пользу ФИО10 за период с 18.05.2015 по 31.01.2021 в сумме 274 062,21 рубля;
В пользу ФИО16 за период с 01.08.2018 по 31.01.2021 в сумме 215 265,89 рубля;
В пользу ФИО14 за период с 17.09.2018 по 31.01.2021 в сумме 242 394,53 рубля;
В пользу ФИО2 за период с 01.07.2016 по 31.01.2021 в сумме 270 550,20 рубля;
В пользу ФИО11 за период с 18.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 86 515,95 рублей;
В пользу ФИО3 за период с 12.04.2018 по 31.01.2021 в сумме 256 633,88 рубля;
В пользу ФИО19 за период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в сумме 42 057,00 рублей;
В пользу ФИО4 за период с 16.09.2014 по 31.01.2021 в сумме 254 871,88 рубля;
В пользу ФИО6 за период с 12.03.2012 по 31.01.2021 в сумме 275 851,02 рубля;
В пользу ФИО1 за период с 09.01.2020 по 31.01.2021 в сумме 234 879,09 рублей;
В пользу ФИО5 за период с 01.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 71 696,80 рублей;
В пользу ФИО12 за период с 12.04.2018 по 31.01.2021 в сумме 234 017,53 рублей;
В пользу ФИО13 за период с 22.10.2019 по 31.01.2021 в сумме 271 442,02 рубля.
Взыскать с ФКУ «ОСК ФС» в лице «1 финансово-экономическая служба» в доход государства государственную пошлину.
В ходе рассмотрения дела истцы ФИО7 и ФИО18 уточнили исковые требования, указали, что просят взыскать компенсационную выплату за период с 01.10.2019 по 31.01.2021.
В дальнейшем прокурор с учетом мнения истцов уточнил исковые требования, просил взыскать в пользу работников пожарной команды компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с момента обращения истцов за защитой нарушенных прав в органы военной прокуратуры и по 31.01.2021 года с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово- экономическая служба».
Помощник военного прокурора - войсковая часть №... Владимиров В.В. в судебном заседании полагал, что уточненные требования, заявленные в интересах истцов, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истцы ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО26, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО5, ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель ответчика ВЧ №... в судебное заседание не явился, извещен, возражал против заявленных требований, полагая, что войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В то время как войсковая часть №... является арсеналом и предназначена для организации хранения, подготовки транспортирования и проведения регламентных работ всех видов оружия.
Хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов в соответствии с планом ППО в/ч №... находится на административно - хозяйственной территории войсковой части №....
Приказом командира войсковой части №... от 29 ноября 2019 года №... «Об определении района выезда пожарной команды войсковой части №...» установлено, что районом выезда подразделения пожарной команды войсковой части №... является запретная зона (район), ограниченный условной границей, проложенной в 1,5 км от внешнего ограждения технической территории №... и административно - хозяйственной территории войсковой части. Пунктом 2 данного приказа определено, что к району выезда пожарной команды войсковой части №... отнесены объекты, расположенные на технической территории №..., технической территории №..., административно - хозяйственной территории. Это ещё раз доказывает, что хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов, находится в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №....
Работникам пожарной команды войсковой части №... установлена и выплачивается с 1 января 2020 года выплата компенсационного характера в размере 100% должностного оклада как пожарной команде, содержащейся при арсенале, в зону ответственности, которой входят склады хранилища по вооружению и боеприпасов, в том числе и хранилище модульно - секционного склада войсковой части №....
В тоже время, в целях исключения роста напряжённости среди пожарных команд в адрес войсковой части №... поступили указания командира войсковой части №..., согласно которым командирам структурных подразделений войсковой части №..., в том числе и войсковой части №..., следовало с 01 февраля 2021 года установить работникам пожарной команды спорную компенсационную выплату, что и было исполнено командиром войсковой части №....
Представитель ответчика полагает, что двойная оплата за счёт федерального бюджета за исполнение одних и тех же работ законодательством Российской Федерации не предусмотрена и по своей правовой сути может расцениваться как нарушение финансовой дисциплины.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцами срока на обращение в суд со ссылкой на положения части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечая, что работники пожарной команды ежемесячно имели возможность знакомиться с составом перечисляемой им заработной платой. Заработная плата (спорная компенсационная выплата) работникам пожарной команды в спорный период не выплачивалась и не начислялась, в связи с чем полагает, что в случае признания судом факта нарушения он не может быть признан длящимся.
Представитель филиал ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать.
Суд полагает, возможным рассмотреть дело без участия неявившегося истцов, представителя ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав доводы военного прокурора, изучив возражения представителей ответчиков и материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера., в том числе за работу а условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ № 545 «О системе оплаты груда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).
В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66. 71-74, 77. 78 и 81 настоящего приложения).
Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).
Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
С учетом изложенного, условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях о войсковой частью №..., в частности ФИО7, ФИО9, ФИО15, ФИО8, ФИО18 – занимают должности *** отделения пожарной команды; ФИО17, ФИО10, ФИО16, ФИО14, ФИО2, ФИО11, ФИО3 являются *** пожарной команды; ФИО19, ФИО26, ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО12, ФИО13 занимают *** автомобиля пожарной команды.
Все истцы, кроме ФИО5, ФИО12 и ФИО1 по состоянию на дату вынесения приказа Минобороны России № 545 уже состояли в трудовых отношениях с войсковой частью №....
ФИО12 и ФИО1 приняты на работу 09 января 2020 года; трудовой договор с ФИО5 заключен 01 октября 2020 года.
В состав войсковой части №... под условными наименованиями входят структурные подразделения, в том числе войсковая часть №... и №..., дислоцирующиеся в г. Гаджиево, Мурманской области.
Войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В соответствии со штатом №... от 19 мая 2016 года в состав войсковой части входит пожарная команда в количестве 46 работников.
Согласно Планам противопожарной охраны на охраняемой территории войсковой части №... в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №... при проведении противопожарных мероприятий находится модульно-секционный склад инв. №... (далее склад РАВ).
Согласно приказа начальника Гаджиевского мастного гарнизона от 17 декабря 2018 года №... указанный объект закреплен за войсковой частью №.... На основании приказа командира войсковой части №... от 25.05.2020 №... на складе РАВ воинской части организованы мероприятия противопожарной защиты, определены силы и средства для тушения пожара.
Оперативной карточкой войсковой части №..., утвержденной командиром 21 января 2019 года определены время прибытия пожарной команды войсковой части №... и маршрут её движения на склад РАВ.
Указанный склад РАВ в соответствии планами противопожарной охраны войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 25 ноября 2020 года, а также планами войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 30 ноября 2020 года, входит в зону ответственности пожарной команды войсковой части №....
В связи с чем сотрудники пожарной команды войсковой части №... привлекаются для тушения пожара на указанном объекте войсковой части №....
В соответствии с планом противопожарной охраны филиала войсковой части №... на 2019 и 2020 годы пожарная команда войсковой части №... также привлекается для тушения пожара на объектах войсковой части №....
Коллективный договор войсковой части №... на 2020 - 2023 годы, принятый на общем собрании работников войсковой части №..., положения об установлении спорной компенсационной выплаты не содержит. Условий о спорной выплате компенсационного характера за особые условия работы, трудовые договоры, заключенные с работниками пожарной команды не содержали и не содержат, такая выплата в отношении истцов не устанавливалась и не осуществлялась до издания приказа командира войсковой части №... от 25 февраля 2021 года №..., когда спорная компенсационная выплата была установлена с 01 февраля 2021 года. При этом каких-либо организационно-штатных мероприятий войсковой частью не производилось, изменения в условия труда работников не вносились.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что пожарная часть войсковой части №... выполняет свои функциональные обязанности на основании норм, регулирующих деятельность пожарной охраны и их подразделений, кроме того, в зону её ответственности входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, вопреки доводам ответчиков, истцу полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с приказом Минобороны России № 545 основанием для выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) является содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, при этом подразделение пожарной охраны войсковой части 77360-В содержится при указанных объектах, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу соответствующей задолженности по заработной плате с учетом спорной выплаты.
Таким образом, требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с заключенным с истцами трудовыми договорами, а также пунктом 6.2 Коллективного договора выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: заработная плата в фиксированном размере за первую половину месяца - 25 числа текущего месяца, и 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем, когда уже будут известны все суммы, подлежащие выплате и удержанию за прошедший месяц (под расчет).
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлен специальный срок для реализации работниками права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику- при увольнении.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания абзаца 1 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Согласно часта 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с разъяснениям, данным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации)» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Заработная плата (спорная компенсационная выплата) истцам в спорный период не выплачивалась и не начислялась, доказательств иного не представлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что спорная компенсационная выплата ответчиком истцам не начислялась, срок на обращение в суд по каждому спорному периоду исчисляется отдельно, начиная с 10 числа месяца, следующего за месяцем работы истцов, поскольку такой срок выплаты заработной платы установлен заключенными между сторонами трудовыми договорами, а также Правила внутреннего трудового распорядка.
Определяя срок обращения работников пожарной команды за защитой нарушенного права, суд принимает во внимание, что истцы обратились с личными заявлениями к военному прокурору – войсковая часть №... о невыплате спорной денежной компенсации, обращения зарегистрированы за следующими номерами:
№... от 17.08.2021 (ФИО7),
№... от 17.08.2021 (ФИО11),
№... от 17.08.2021 (ФИО14),
№... от 17.08.2021 (ФИО3),
№... от 17.08.2021 (ФИО1),
№... от 17.08.2021 (ФИО6),
№... от 17.08.2021 (ФИО8),
№... от 17.08.2021 (ФИО5),
№... от 17.08.2021 (ФИО15),
№... от 17.08.2021 (ФИО26),
№... от 17.08.2021 (ФИО13),
№... от 17.08.2021 (ФИО12),
№... от 17.08.2021 (ФИО2),
№... от 17.08.2021 (ФИО16),
№... от 17.08.2021 (ФИО18),
№... от 18.08.2021 (ФИО17),
№... от 18.08.2021 (ФИО10),
№... от 18.08.2021 (ФИО9),
№... от 06.12.2021 (ФИО19).
По итогам рассмотрения ранее поданного коллективного заявления работников пожарной команды и указанных выше заявлений истцов по настоящему гражданскому делу, военным прокурором был установлен факт нарушения трудового законодательства и в адрес командира войсковой части №... вынесено представление об устранении нарушений закона от 17 августа 2021 года. Однако, данное представление исполнено не было, что послужило основанием для повторного обращения работников пожарной команды к военному прокурору - войсковая часть №... в августе 2021 года с просьбами принять меры прокурорского реагирования и защитить их права в том числе и путем обращения в суд.
В суд с исковым заявлением военный прокурор в интересах истцов обратился в декабре 2021 года.
Исходя из положений части 5 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам срок обращения в суд за разрешением служебного спора может быть восстановлены судом.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Вместе с тем указанный перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим, на что обращено внимание в пункте 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020)» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), наряду с тем, что при разрешении трудовых споров подлежат учету носящие универсальный характер разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд.
В соответствии с этими разъяснениями к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок; обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как указано в том же пункте Постановления, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).
Такие же правовые позиции содержатся в пунктах 22 и 23 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020.
С учетом приведенных разъяснений, истцы обозначили свое несогласие с невыплатой компенсационной надбавки, обращаясь с заявлением к военному прокурору Северного Флота они ожидали восстановления своих прав, что не может не учитываться судом при оценке обстоятельств пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора.
При таком положении суд полагает уважительной причину пропуска истцами срока обращения в суд и, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске пропущенного срока в отношении сумм спорной компенсации полагает, что истцы имеют право на взыскание компенсационной выплаты с августа 2020 года по январь 2021 года, поскольку окончательный расчет по заработной плате за август 2020 года с ними должен быть произведен 10 сентября 2020 года, кроме истца ФИО19, обратившегося за защитой 06.12.2021.
Тем самым, истцами пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с октября 2019 года по июль 2020 года (с учетом установленного дня выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за август 2020 года, которым является 10.09.2020). В отношении истца ФИО19 пропущен срок обращения в суд за период с октября 2019 года по ноябрь 2020 года.
Установив, что истцами самостоятельно заявлено об уточнении исковых требований, отказавшись от того периода, который пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об удовлетворении уточненных исковых требований истцов.
Доводы истцов о том, что до обращения в суд они обращались с коллективным заявлением к командиру части суд отклоняет, тот факт, что истцы пытались решить спор путем переговоров с работодателем в досудебном порядке, не имеет правового значения, поскольку такое обращение не приостанавливает течение срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ и не препятствовало предъявлению иска в суд в установленный срок.
При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчета представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ - 1 ФЭС, который положен в обоснование требований истцов, ими не оспорен, судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных дней в каждом месяце (компенсационная выплата к должностному окладу за период с августа 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%). В отношении ФИО19 с декабря 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%). В отношении ФИО5 с октября 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%).
Размер заработка определен для каждого из указанных выше истцов с учетом спорной компенсации, полагающейся им, начиная с начала месяца, следующего за датой обращения за защитой своих прав, за вычетом НДФЛ (-13%) подлежащая к взысканию сумма составит:
для ФИО7 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 71 939,43 рублей;
для ФИО9 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 70 976,07 рублей;
для ФИО15 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 79 328,22 рублей;
для ФИО8 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 75 296,61 рублей;
для ФИО18 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 83 958,28 рублей;
для ФИО17 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 103 874,62 рубля;
для ФИО10 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 86 902,94 рубля;
для ФИО16 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 85 061,37 рубля;
для ФИО14 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 86 670,63 рублей;
для ФИО2 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 87 417,98 рублей;
для ФИО11 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 61 037,95 рублей;
для ФИО3 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 103 874,62 рубля;
для ФИО4 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 106 341,09 рубля;
для ФИО6 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 108 727,93 рублей;
для ФИО1 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 81 677,02 рублей;
для ФИО12 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 87 732,13 рубля;
для ФИО13 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 78 157,12 рублей;
для ФИО5 с 01.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 62 375,80 рублей;
для ФИО19 с 01.12.2020 по 31.01.2021 в сумме 36 598,00 рублей.
При этом, доводы представителя в/ч №... о том, что в зоне ответственности данной войсковой части не находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов опровергаются имеющимися по делу доказательствами в их совокупности.
Доводы приведенные ответчиками в части отсутствия соответствующего приказа командира войсковой части, судом не принимаются, поскольку восстановление нарушенных трудовых прав истца не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Минобороны РФ № 545.
При таких обстоятельствах требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что войсковая часть не имеет самостоятельного органа, взыскание с войсковой части №... следует осуществить с лицевого счета Филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», открытого в Казначействе.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, однако в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик войсковая часть №... подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО5, ФИО18, ФИО19 - удовлетворить.
Взыскать с лицевого счета войсковой части №... в федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегического командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба», открытого в Казначействе компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада
в пользу ФИО7 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 71 939,43 рублей;
в пользу ФИО9 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 70 976,07 рублей;
в пользу ФИО15 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 79 328,22 рублей;
в пользу ФИО8 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 75 296,61 рублей;
в пользу ФИО18 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 83 958,28 рублей;
в пользу ФИО17 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 103 874,62 рубля;
в пользу ФИО10 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 86 902,94 рубля;
в пользу ФИО16 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 85 061,37 рубля;
в пользу ФИО14 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 86 670,63 рублей;
в пользу ФИО2 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 87 417,98 рублей;
в пользу ФИО11 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 61 037,95 рублей;
в пользу ФИО3 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 103 874,62 рубля;
в пользу ФИО4 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 106 341,09 рубля;
в пользу ФИО6 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 108 727,93 рублей;
в пользу ФИО1 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 81 677,02 рублей;
в пользу ФИО12 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 87 732,13 рубля;
в пользу ФИО13 с 01.08.2020 по 31.01.2021 в сумме 78 157,12 рублей;
в пользу ФИО5 с 01.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 62 375,80 рублей;
в пользу ФИО19 с 01.12.2020 по 31.01.2021 в сумме 36 598,00 рублей.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Охлопков