РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2018 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Максимовой Е.В.,
с участием представителя истца по доверенности Туробовой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1018/2018 по иску Степанова Алексея Васильевича к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, АО «НПО «Сплав», МТУ Росимущества по Тульской, Орловской, Рязанской областям о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
представитель истца по доверенности Туробова Е.Р. обратилась в суд с иском и просила признать за Степановым А.В. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение – комнату № общей площадью ... кв. м по адресу: <адрес>
Заявленные требования обосновывались тем, что указанное жилое помещение было предоставлено истцу для проживания работодателем АО «НПО «Сплав» в 2002 году в связи с трудовыми отношениями. Степанов А.В. работает в должности ведущего инженера-конструктора в отделе № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и постоянно проживает в общежитии АО «НПО «Сплав», производит оплату найма жилья и коммунальных услуг и в соответствии со ст. 67 ЖК РФ по адресу: <адрес>. С истцом ДД.ММ.ГГГГ на период трудовых отношений был заключен договор найма жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, которое не вошло в состав приватизируемого имущества ФГУП «ГНПП «Сплав» и подлежало передаче в муниципальную собственность. Степанов А.В. в приватизации жилья не участвовал. Приватизировать спорное жилое помещение не может, поскольку дом <адрес> не числится в Едином Реестре муниципального имущества, а находится на праве хозяйственного ведения у АО «НПО «Сплав» на основании договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Степанов А.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Туробова Е.Р. заявленные требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, АО «НПО «Сплав», МТУ Росимущества по Тульской, Орловской, Рязанской областям в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснение представителя истца по доверенности Туробовой Е.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 указанного Закона).
На основании ст. 6 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, является общежитием, которое было возведено ГУП ГНПП «Сплав» в 1967 году на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 17.09.1966 № 843, и в соответствии со ст. 21 Основ гражданского законодательства СССР и республик (действовавших с 01.05.1962), ст. 95 ГК РСФСР (действовавшего с 01.10.1964) являлось государственной собственностью, а после введения в действие Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик и Жилищного кодекса РСФСР, отнесено к государственному жилищному фонду.
Данное здание было закреплено за ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», что не противоречило требованиям вышеприведенных законодательных актов, поскольку в соответствии с ними государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов и мог быть закреплен за государственными предприятиями и организациями.
Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сплав» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 № 1272-р, приказов Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.07.2008 № 222 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии», от 10.06.2009 № 163 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2009 год» и является его правопреемником.
Согласно решению общего собрания акционеров (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) в целях приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сплав» переименовано в акционерное общество «Научно-производственное объединение «СПЛАВ» (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ).
По распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Росимущества в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р» утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «ГНПП «Сплав», среди которых пятиэтажное жилое здание (общежитие), общей площадью 1682,4 кв. м, лит. А, расположенное по адресу: <адрес>; планируемым дальнейшим использованием данного жилого здания явилась передача его в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
Спорное жилое помещение, которое занимает истец Степанов А.В., представляет собой отдельную комнату со встроенными шкафами, что отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.
Из технического паспорта, составленного Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что жилая комната №, расположенная по адресу: <адрес>, имеет следующие технические характеристики: жилая площадь 15,9 кв. м, два шкафа 0,6 кв. м каждый.
Степанов А.В. заселен в комнату № общежития, расположенного по адресу: <адрес> в связи с трудовыми отношениями с АО НПО «Сплав», что подтверждается справкой из отдела кадров, со ссылкой на приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, и карточками регистрацией по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Между ФГУП «ГНПП «Сплав» (наймодатель) и Степановым Алексеем Васильевичем (наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ за №, по условиям которого наймодатель передал нанимателю за плату в пользование жилое помещение, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ГНПП «СПЛАВ», состоящее из трехместной комнаты на втором этаже под номером 28, площадью 15,9 кв. м, расположенной по адресу: 300004, <адрес>, для временного проживания в нем.
Указанный договор найма жилого помещения в общежитии заключен на период трудовых отношений истца с предприятием ФГУП «ГНПП «СПЛАВ»; на данного гражданина в жилищно-коммунальном отделе открыты финансовые лицевые счета на оплату найма жилья и коммунальных услуг, поставщиком которых является АО «НПО «СПЛАВ».
До настоящего времени истец состоит в трудовых отношениях с АО «НПО «СПЛАВ».
Степанов А.В. зарегистрирован по месту жительства в комнате №, расположенной по адресу: <адрес> засека, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом п. 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Следовательно, включение объектов жилищного фонда, к которым относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, в ходе приватизации ФГУП «ГНПП «Сплав» жилищный фонд, в том числе дом, в котором находится спорное жилое помещение, подлежал передаче в муниципальную собственность.
По выписке из реестра федерального имущества жилое здание - общежитие, расположенное по адресу: 300004, <адрес> засека, <адрес>, принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» на основании договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «НПО «Сплав» от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть спорная комната входит в состав казны Российской Федерации.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», (с внесенными в него изменениями) утвержден перечень имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Тула, в состав которого включено общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма (и соответственно в части права на приватизацию) при условии, что данные жилые дома переданы в ведение органов местного самоуправления.
Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждением, подлежали обязательной передаче в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Сведений об отнесении указанного жилого помещения к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования не имеется.
На день рассмотрения спора указанное общежитие, в муниципальную собственность не принято. Однако это обстоятельство не может влечь за собой неблагоприятные последствия для истца в данном случае, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» дата передачи жилых помещений в общежитиях в ведение органов местного самоуправления правового значения для применения к спорным правоотношениям норм законодательства о социальном найме жилых помещений не имеет.
Следовательно, при наличии установленной законом и не исполненной органами власти и должностными лицами обязанности передать общежитие в ведение органов местного самоуправления спорная жилая комната утратила статус специализированного жилья в силу закона и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 08.12.2015 № 4-КГ15-66 и соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.11.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановлении от 24.10.2000 № 13-П, Определениях Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 № 229-О, от 02.11.2000 № 220-О, от 03.07.2007 № 425-О-О, согласно которой определение законодателем круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, разрешая вопрос о правомерности распространения на то, или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае распространение на то или иное жилое помещение особого правового режима, учитывая практику и перспективу его целевого использования, наличие соответствующей инфраструктуры, поскольку без исследования указанных обстоятельств не может быть обеспечена реальная судебная защита прав граждан, гарантируемая статьей 46 Конституции РФ.
Сведений об отнесении спорных жилых помещений к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования не имеется.
Истец Степанов А.В. ранее свое право на приватизацию жилых помещений не использовал, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно справок МУ «... от ДД.ММ.ГГГГ за № и № Степанов Алексей Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес>. Участие в приватизации указанных квартир не принимал. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, когда Степанов А.В. в установленном законом порядке вселен в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «ГНПП «Сплав», фактически в нем проживает, исполняет обязанности нанимателя и несет расходы по оплате коммунальных услуг, в приватизации жилья не участвовал, спорное жилое помещение расположено в доме <адрес> который подлежал передаче в муниципальную собственность, и, как следствие, включению в муниципальный жилищный фонд социального использования и может предоставляться гражданам по договорам социального найма, требования о признании за истцом права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение подлежит удовлетворению.
Обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности на испрашиваемое жилое помещение в порядке приватизации не установлено. Какие-либо особенности правового режима спорной жилой комнаты, препятствующие ее приватизации, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Степановым Алексеем Васильевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату №, общей площадью 17,1 кв. м, по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий