Дело №2-1786/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
При секретаре Заец Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стреляева Ю.А. к Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о присвоении звания «Ветеран боевых действий»,
У С Т А Н О В И Л:
Стреляев Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о присвоении звания «Ветеран боевых действий», указав в обоснование требований, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службы в войсковой части № (г. Душанбе) КТуркВО ВС СССР, выполняя задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженных конфликтов по защите конституционных прав граждан на территории Республики Таджикистан, где с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вводилось чрезвычайное положение, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введено чрезвычайное положение и комендантский час, что в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах», вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, является основанием для присвоения ему статуса ветерана боевых действий и предоставления соответствующих льгот и компенсаций. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчикам с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». Однако, решением Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в выдаче вышеуказанного удостоверения в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие его в боевых действиях, выданных органами военного управления Минобороны РФ. Данный отказ считает незаконным, поскольку такие документы Министерством обороны РФ никогда не издавались, и до внесения соответствующих изменений в ФЗ «О ветеранах» выполнение задач по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, не расценивалось как непосредственное участие в боевые действиях. Прохождение истцом военной службы в Республике Таджикистан было связано с непосредственным риском для жизни и здоровья.
Уточнив требования, просит суд признать незаконным отказ Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» и обязать выдать ему соответствующее удостоверение.
В судебном заседании истец Стреляев Ю.А. исковые требования о присвоении звания «Ветеран боевых действий» поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, при этом пояснил, что исковые требования в части перерасчета выслуги лет и индексации денежного довольствия не поддерживает. Прохождение военной службы в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан подтверждается представленными в деле документами, а также свидетельскими показаниями непосредственных участников событий.
Представители Военного комиссариата Смоленской области - ФИО1 и ФИО2 иск не признали и пояснили суду, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат не занимается вопросами присвоения звания и выдачей удостоверений «Ветеран боевых действий», поскольку эти вопросы на основании приказа Министра обороны РФ № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах РФ», переданы в ведение специально создаваемых комиссий военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. В настоящее время данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ». Как следует из п.1 данного Порядка, он разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763, которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. В соответствии с разделом Ш Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан, который является Приложением к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года включено в Закон «О ветеранах» на основании Федерального закона от 07.11.2011 № 307-ФЗ. Следовательно, нет правовых оснований для признания Стреляева Ю.А. ветераном боевых действий, поскольку период, на который ссылается истец, положениями Закона о ветеранах, не охватывается.
Ответчик - Комиссия Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившего представителя ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Стреляев Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой № (г. Душанбе) КТуркВО ВС СССР, где с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вводилось чрезвычайное положение, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введено чрезвычайное положение и комендантский час, что подтверждается справкой в/ч № (л.д.19), послужным списком (л.д. 14-18).
ДД.ММ.ГГГГ заключением комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Стреляеву Ю.А. отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие его в боевых действиях, выданных органами военного управления Минобороны РФ (л.д.25).
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что принимал непосредственное участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и выполнял задачи, которые возлагались на него в связи с прохождением военной службы.
Разрешая требование истца, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 307-ФЗ) указано участие в боевых действиях в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Согласно ст.28 ФЗ от 12.01.1995 N 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений Закона, Правительством РФ издано Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п.1 Инструкции, является документально подтвержденный факт получения подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12 января 1995 г. N 5 «О ветеранах»).
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи:
- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 1).
Согласно пункту 5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п.2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии п.2 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах РФ, утв. Приказом МО РФ от 02.11.2009 г. № 1177, в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ образовываются комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, которые обязаны в течение 30 дней рассмотреть поступившее обращение (п.10-12 Порядка).
Согласно п.7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
Согласно п.8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации подтверждающими являются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, в качестве которых рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.
Аналогичные в целом положения содержаться в п.7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 г. № 2288, вступившего в действие с 16.10.2012 г.
По смыслу вышеприведенных норм закона, основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является факт непосредственного участия лица в боевых действиях на территории республики Таджикистан в периоды: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Разрешая вопрос об отождествлении понятий «выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и «участие в боевых действиях», суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),.. . направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которым к ветеранам боевых действий отнесены лица, участвовавшие в боевых действиях в Республике Таджикистан в периоды с сентября по ноябрь 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.
В соответствии с п. 9 ранее действовавшего Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Пунктом 9 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288, предусмотрено, что для оформления такого заключения для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан прилагаются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал;
В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 21.07.1993 г. № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».. . военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
По общему правилу, действующая армия представляет собой часть вооруженных сил государства, используемая во время войны непосредственно для ведения военных действий (в отличие от другой части вооруженных сил государства, находящейся в тылу).
Судом установлено, что факт участия истца в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается следующими материалами дела:
копией выписки из приказа командира в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ (г.Душанбе) об исключении Стреляева Ю.А. из списка личного состава в/ч № (л.д.12);
копией справки от ДД.ММ.ГГГГ командира в/ч №, из которой следует, что Стреляев Ю.А. в период по ДД.ММ.ГГГГ находился в в/ч № г.Душанбе и в числе офицеров части в условиях чрезвычайного положения, объявленного в городе, выполнял задачи по поддержанию мира между гражданским населением. Командующим войсками ТурКВО, в связи с вооруженным конфликтом в республике Таджикистан, своим распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ приостановил перемещение и увольнение личного состава подчиненных воинских частей, дислоцируемых в республике. В связи с этим командованием в/ч № гв.капитан Стреляев Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задержан с убытием к новому месту службы в Московский военный округ (л.д.19);
копией свидетельства о праве на льготы и компенсации от ДД.ММ.ГГГГ, выданным в/ч №, из которого следует, что Стреляев Ю.А. имеет право на льготы и компенсации в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтах» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5 (сослуживцев истца), следует, что действительно, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Таджикистан введено чрезвычайное положение, а в последствии и объявлен комендантский час, в условиях которых Стреляев Ю.А. выполнял задачи по защите конституционных прав граждан на территории Республики Таджикистан, и принимал непосредственное участие в боевых действиях.
Таким образом, по мнению суда, все ранее перечисленные письменные материалы, а также свидетельские показания, являются доказательствами, подтверждающими непосредственное участие истца в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан.
Каких-либо иных документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, по убеждению суда, не издавалось, так как официально события в Республике Таджикистан до внесения соответствующих изменений в ФЗ «О ветеранах» никогда не классифицировались как боевые действия, а потому нигде в официальной переписке и распорядительных документах органов Минобороны РФ в Республике Таджикистан термин «боевые действия» не употреблялся.
Непредставление истцом документов, на основании которых выдано свидетельство о праве на льготы от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для отказа в иске, поскольку обязанности по оформлению документов, подтверждающих непосредственное участие военнослужащего в боевых действиях, на самого военнослужащего законом не возложено.
Кроме того, суд отмечает, что Комиссия Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, мотивируя свой отказ, ссылалась на Приказ Министра Обороны РФ от 02.11.2009 № 1177, который был издан до вступления в силу ФЗ-307 от 07.11.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», а потому не мог учитывать внесение соответствующих изменений в ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ и в данном случае может применяться только в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Стреляев Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал непосредственное участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в г.Душанбе (республика Таджикистан)
По смыслу Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы.
Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца (ст. 28 Закона).
При таких обстоятельствах Стреляев Ю.А. имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий. Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым обязать Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Стреляеву Ю.А. соответствующее удостоверение.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Требования Стреляева Ю.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в присвоении статуса ветерана боевых действий Стреляеву Ю.А..
Признать, что Стреляев Ю.А. является ветераном боевых действий в связи с участием в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в г.Душанбе (республика Таджикистан) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать соответствующее удостоверение.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А.Ландаренкова