Копия № 2-5702/2022
УИД: 24RS0048-01-2022-000905-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Погореловой И.К.,
с участием ответчика – Османовой Г., ее представителя – Османова А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ - ОПФР по Красноярскому краю к Османовой Гюльдаран о взыскании незаконно полученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - ОПФР по Красноярскому краю обратилось в суд с иском о взыскании с Османовой Г. незаконно полученной пенсии в размере 61 003 руб.
Требования мотивированы тем, что Османова Г. с 27.12.2014 года бессрочно является получателем социальной пенсии по старости в размере 5 188,49 руб. Размер пенсии проиндексирован и с 01.04.2020 года составил 6 727,38 руб., с 01.04.2021 года – 6 956,11 руб. При обращении с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, ответчик был предупрежден о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении иных обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пенсии. 20.08.2020 года Османова Г. принята на работу в <данные изъяты>. О поступлении на работу ответчик пенсионный орган не уведомил, в результате чего образовалась переплата в размере 61 003,88 руб. Решением от 11.05.2021 года принято решение о прекращении выплаты пенсии Османовой Г. с 01.09.2020 года. Ответчик извещался о необходимости погашения переплаты. Просит взыскать незаконно полученную сумму пенсии в размере 61 003,88 руб.
Представитель истца ГУ - ОПФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик Османова Г., ее представитель Османов А., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, возражали против удовлетворения заявленных требований, полагали, что на ответственность лежит на работодателе, который принял на работу пенсионера.
Суд, с учетом мнения ответчика и его представителя, заявления ответчика полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста
Порядок и условия государственного пенсионного обеспечения установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) выплата пенсии, в том числе в период нахождения пенсионера в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период назначения Османовой Г. социальной пенсии, было определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия (подпункт 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в редакции, действовавшей в период назначения Османовой Г. социальной пенсии, право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ определено, что социальная пенсия по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями) (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).
Из изложенного следует, что социальная пенсия по старости гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста, не выплачивается в период выполнения ими работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Судом установлено следует из материалов дела, что Османова Г. 01.12.2014 года обратилась в ГУ – УПФР в Советском районе г.Красноярска с заявлением о назначении пенсии. В п.4 указанного заявления Османова Г. предупреждена о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении иных обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пенсии. Данное заявление подписано собственноручно Османовой Г. (л.д.9-11).
Решением ГУ – УПФР в Советском районе г.Красноярска от 15.12.2014 года Османовой Г. назначена социальная пенсия по старости с соответствии с п.1 ст.11 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размер которой составил 5 188,49 руб. (л.д.4)
Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 19.03.2020 года размер социальной пенсии Османовой Г. составил 6 727,38 руб. (л.д.5).
Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 19.03.2021 года размер социальной пенсии Османовой Г. составил 6 956,11 руб. (л.д.6).
20.08.2020 года Османова Г. принята на работу в <данные изъяты> в должности уборщика служебных помещений, что подтверждается сведениями о трудовой деятельности, предоставляемыми из информационных ресурсов ПФ РФ (л.д.8), а также показаниями ответчика Османовой Г. и ее представителя Османова А.
При получении сведений о работе пенсионера, истцом 11.05.2021 года принято решение о прекращении выплаты пенсии с 01.09.2020 года (л.д.7).
В связи с тем, что ГУ - ОПФР по Красноярскому краю не было своевременно извещено о трудоустройстве пенсионера Османовой Г. истец продолжал производить выплату социальной пенсии Османовой Г. (л.д.14-17).
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат от 25.05.2021 года, сумма переплаты пенсии составила 61 003,88 руб. (л.д. 20).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствовали правовые основания для начисления социальной пенсии Османовой Г с 01.09.2020 года в связи с трудоустройством Османовой Г. Однако такие начисления были произведены ввиду отсутствия у истца сведений о трудоустройстве ответчика.
При этом суд отмечает, что Османова Г. была осведомлена о необходимости извещать пенсионный орган о своем трудоустройстве, поскольку при обращении с заявлением о назначении пенсии она была предупреждена о такой необходимости, в подтверждение чего на заявлении собственноручно поставила свою подпись.
03.06.2021 года Центром ПФР по выплате пенсий в Красноярском крае Османовой Г. направлено письмо о необходимости возвратить незаконно полученную сумму социальной пенсии в размере 61 003,88 за период с 01.09.2020 года по 31.05.2021 года (л.д.21).
Имеющаяся переплата ответчиком в ГУ - ОПФР по Красноярскому краю не возвращена.
При установленных обстоятельства, учитывая, что Османова Г., осведомленная о необходимости извещать пенсионный орган о своем трудоустройстве, данную обязанность не исполнила, социальная пенсия в размере 61 003,88 руб. период с 01.09.2020 года по 31.05.2021 года Османовой Г. начислена в отсутствие законных оснований, в связи с чем, подлежит взысканию в пользу ГУ - ОПФР по Красноярскому краю по Красноярскому краю с ответчика.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требованиям. Суд считает необходимым взыскать с ответчика Османовой Г. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 000,11 руб. по правилам ст. 333.19 НК РФ
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУ - ОПФР по Красноярскому краю к Османовой Гюльдаран о взыскании незаконно полученной пенсии – удовлетворить частично.
Взыскать с Османовой Гюльдаран в пользу ГУ - ОПФР по Красноярскому краю денежные средства в виде незаконно полученной пенсии в размере 61 003,88 руб.
Взыскать с Османовой Гюльдаран в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 000,11 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 25.05.2022г.
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха