Дело № 2-97/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Фроловой Е.В.,
при секретаре Ветровой Н.С.,
с участием представителя истца Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тимошина В.Н.,
ответчицы Некрасовой С.В., её представителя по устному ходатайству Рожковского О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Болховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов» к Некрасовой С.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее по тексту - БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с иском к Некрасовой С.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме.
В обоснование требований указало, что Некрасова С.В. фактически проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с октября 1990 года. При поступлении в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с Некрасовой С.В. не был подписан договор о плате за стационарное обслуживание. Постоянно проживая в доме - интернате, ответчик является потребителем социальных услуг, обеспечивается жилой площадью, питанием, пользуется иными видами стационарного обслуживания, но не оплачивает предоставляемые социальные услуги. К категориям лиц, которым в соответствии с действующим законодательством социальные услуги должны предоставляться бесплатно, ответчик не относится. Таким образом, между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по предоставлению социальных услуг в стационарной форме. Ответчик не произвел оплату за предоставленное социальное обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчица была уведомлена о том, что у неё имеется задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 158 633 рубля 28 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 123 613 рублей 20 копеек, а всего 282 246 рублей 48 копеек. Ответчице предлагалось оплатить задолженность добровольно, что не было ею выполнено. Стоимость содержания клиента в учреждении согласно расчета платы за стационарное обслуживание одного клиента в 2014 году определены с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и составили 6 609 рублей 72 копейки. Размер пенсии Некрасовой С.В. в декабре 2014 года составил 14 462 рубля 25 копеек в месяц 75% от размера которой составляет 10 846 рублей 69 копеек. Таким образом, размер ежемесячной платы Некрасовой С.В. за полученные социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не превышает размер стоимости содержания клиента в учреждении по состоянию на декабрь 2014 года и составляет 6 609 рублей 72 копейки. Следовательно, задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила сумму в размере 6 609,72х24 месяцев=158 633 рубля 28 копеек. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг, согласно утвержденным тарифам составила 16 534 рубля 26 копеек в месяц на одного человека (социально-бытовые услуги 246 рублей 61 копейка +обеспечение питанием 169 рублей 30 копеек+ социально-медицинские услуги127 рублей 98 копеек= 534 рубля 89 копеек х30,4 дней= 16 534 рубля 26 копеек). Средний душевой доход ответчицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно выписки ГУ-УПФ РФ в Муенском районе Орловской области из лицевого счета ответчицы составил 197 779 рублей 24 копейки 75% от которого составляет 148 335 рублей 92 копейки. Таким образом, ответчица была обязана ежемесячно оплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за предоставление социальных услуг 12 361 рубль 32 копейки, что не превышает 75% среднедушевого дохода ответчицы. Задолженность ответчицы по оплате за предоставленное социальное обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: 12 361 рубль 32 копейки х10 месяцев =123 613 рублей 20 копеек, в связи с чем, просит суд взыскать с Некрасовой С.В. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставленное социальной обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 158 633 рубля 28 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 123 613 рублей 20 копеек, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 022 рубля 46 копеек.
Определением Болховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное).
В судебном заседании представитель истца Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности Тимошина В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчица Некрасова С.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив суду, что она в основном сама себя обеспечивает, услугами интерната не пользуется. Она не возражает оплачивать за питание и коммунальные услуги, с приобретением мягкого инвентаря не согласна. Кроме того, она выезжала из дома-интерната на лечение. Её не было 35 дней, самовольно она не могла покинуть дом-интернат, а с неё за эти дни взыскивают коммунальные услуги и расходы на питание.
Представитель ответчицы Некрасовой С.В. по устному ходатайству Рожковский О.П. в судебном заседании поддержал доводы ответчицы.
Третье лицо - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Третье лицо - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В отзыве на иск ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указывало, что при разрешении спора полагается на усмотрение суда.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что она работает бухгалтером в доме-интернате. Все проживающие в доме-интернате обеспечиваются имуществом, согласно утвержденным нормативам. Закупаются постельные принадлежности, одежда мебель, питание. С октября 2014 года Некрасова С.В. отказывается получать постельные принадлежности.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что она работает в доме-интернате медицинской сестрой. Некрасова С.В. каждый год выезжает на лечение, где лечится в течение одного месяца. Она в журнале делала об этом отметки.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что она работает в доме-интернате кастеляншой. Все проживающие в доме-интернате получают мягкий инвентарь, в наличии имеется все. Некрасова С.В. отказывается получать постельные принадлежности, не получала их с октября 2014 года.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что она проживает с Некрасовой С.В. в одной комнате. Она последние три года выезжала лечиться в Санкт-Петербург, и её не было по 35 дней с сентября по октябрь. Мягким инвентарем Некрасова С.В. не пользуется, а мебель, которая стоит в их комнате, очень старая, уже списана.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснил, что он работает в доме-интернате заместителем директора. У Некрасовой С.В. в комнате имеется 1,5 спальная кровать выпуск июнь 2014 года, прикроватная тумба 2013 года выпуска, шифоньер двухстворчатый 2009 года выпуска, три полумягких стула 2005 года выпуска. Срок службы мебели пять-семь лет. Мебель меняют по мере износа.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальных секторах социального обслуживания, а также порядок осуществления гражданами пожилого возраста и инвалидами платы за их стационарное обслуживание определялись Правительством Российской Федерации.
К числу таких нормативных правовых актов относилось Положение «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 473 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 244) и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Согласно Положению (пункты 2- 4), социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях предоставлялись бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты в зависимости от величины прожиточного минимума, установленного для соответствующего региона, и размера пенсии гражданина или его среднедушевого дохода, если гражданин проживал в семье.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Таким образом, из анализа ранее действовавшего законодательства плата за социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях, и плата за стационарное обслуживание этих лиц до 1 января 2005 г. определялась по-разному и устанавливалась в зависимости от размера их пенсии (за исключением платы за социальные услуги в стационарных условиях для граждан, проживающих в семье).
В силу пункта 8 Положения, оплата социальных услуг предоставляемых в стационарных условиях взималась с учетом платы за стационарное обслуживание.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» были внесены изменения.
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения относительно платы за социальные услуги и оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов были предусмотрены в Законе Орловской области от 26 апреля 2000 г. № 147-ОЗ «О системе социальной защиты населения в Орловской области» (далее по тексту - Закон Орловской области № 147-ОЗ от 26 апреля 2000 г.).
Согласно статье 16 Закона Орловской области от 26 апреля 2000 г. № 147-ОЗ, действовавшего до 01 января 2015 г., социальные услуги предоставлялись бесплатно, за частичную оплату или платно, а оплата стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая оплату затрат на содержание предоставляемые жилых помещений, приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря производилась на основании договора о стационарном обслуживании и размер ежемесячной оплаты за стационарное обслуживание не мог превышать 75 процентов от установленной пенсии.
Постановлением коллегии администрации Орловской области от 22 июля 2005 г. № 121 был утвержден Порядок оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, согласно которому стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания осуществляется за плату (пункт 1).
Согласно пункту 3 Порядка оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, утвержденного постановлением коллегии администрации Орловской области от 22 июля 2005 г. № 121, плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и пересматривается ежегодно. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии или полной стоимости затрат на стационарное обслуживание.
Указанный Порядок утратил силу в связи с принятием Правительством Орловской области постановления от 06 декабря 2013 г. № 417, которым был утвержден новый Порядок оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания.
Согласно пункту 2 Порядка оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 06 декабря 2013 г. № 417, размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание (далее - ежемесячная плата) равен стоимости содержания клиентов в учреждении. Состав расходов, включаемых в расчет стоимости содержания клиента в учреждении, определяется учредителем учреждения. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов от величины пенсии, установленной клиенту в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением коллегии Орловской области от 31 января 2005г. № 15 был утвержден Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания, платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Согласно данному постановлению социальные услуги предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях бесплатно, на условиях частичной оплаты или полной оплаты.
При этом решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается руководителем учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги, на основании представленных гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, с учетом величины прожиточного минимума, установленного для Орловской области, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание (пункт 10).
Таким образом, ранее действующим законодательством было предусмотрен порядок предоставления гражданам стационарного социального обслуживания на условиях его полной оплаты, но не более 75 процентов от величины пенсии. В свою очередь социальные услуги, предоставляемые в стационарных условиях учреждений, предоставлялись бесплатно, на условиях частичной оплаты или платно исходя из величины прожиточного минимума, а также с учетом платы за стационарное обслуживание.
С 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» все указанные выше нормативные правовые акты утратили силу.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии. В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Следовательно, с 1 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.
В судебном заседании установлено, что Некрасова С.В. находится на стационарном социальном обслуживании в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пояснениями сторон. Между Некрасовой С.В. и БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» договор о плате за стационарное обслуживание не заключался. Сторонами в судебном заседании то обстоятельство, что между ними фактически сложились отношения по предоставлению социальных услуг в стационарной форме, не оспаривалось. Ответчица за спорный период, несмотря на то, что пользовался услугами стационарного обслуживания (получал питание, обеспечен жилым помещением, пользовался коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, отопление), а также мягким инвентарем, оплату не произвела. Доказательств обратного ответчица суду не представила. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчица, являясь получателем услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме, не относится к числу граждан, которым такие услуги предоставляются бесплатно, не производит их оплату, пришел к выводу о том, что образовавшаяся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность подлежит взысканию с Некрасовой С.В.
Вместе с тем, определяя размер взыскиваемой задолженности, суд учитывает, что фактически сложившиеся у Некрасовой С.В. с учреждением социального обслуживания правоотношения по получению социальных услуг в стационарной форме являются длящимися, возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ и в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг, оснований для освобождения ответчицы от обязательств по оплате предоставленных услуг, а также применения Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ и тарифов, действующих в Орловской области с 12.10.2017 для определения размера задолженности, не имеется. В связи с чем, исходя из переходных положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, размер платы за предоставление Некрасовой С.В. социальных услуг в стационарной форме за период с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года должен быть сохранен на условиях, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, и произведён в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», а также постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 35 от 17 мая 2002 года.
В судебном заседании установлено, что затраты истца на обслуживание одного клиента составили в 2014 году 6609 рублей 72 копейки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Некрасовой С.В. составил 10376 рублей 86 копеек, что подтверждается справкой Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, 75 % от размера пенсии Некрасовой С.В. (без учета ЕДВ) составлял 7782 рубля 65 копеек. Таким образом, размер ежемесячной платы Некрасовой С.В. за предоставление социального обслуживания в стационарной форме, рассчитанный в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, составляет 6609 рублей 72 копейки.
Из журнала движения проживающих и представленных ответчицей билетов и выписок из медицинской карты усматривается, что Некрасова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (35 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (36 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (36 дней) находилась в хирургическом отделении Федерального государственного бюджетного учреждения « Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта».
Таким образом, с Некрасовой С.В. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подлежит взысканию задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 143 196 рублей 46 копеек (плата за стационарное обслуживание составляет 6 609 рублей 72 копейки, один день составляет 6 609,72/30,4 среднее количество дней =217 рублей 42 копейки; 217,42х 35 дней= 7 609 рублей 70 копеек; 217,42х 36 дней= 7 827 рублей 12 копеек; 158 633,28 -7609,70-7827,12=143 196,46). За период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 270 рублей 08 копеек (6 609,72х10=66097,20 -(217,42*36=7827,12)=58270,08).
Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ответчицы в пользу истца подлежит взысканию задолженность в сумме 201 466 рублей 54 копейки (143196,46+58270,08=201466,54).
Довод ответчицы Некрасовой С.В. о том, что её не обеспечивают мягким инвентарем, не влечет отказ в иске, поскольку как поясняла сама Некрасова С.В. она самостоятельно и по своей инициативе отказалась получать мягкий инвентарь. Кроме того, доводы ответчицы сами по себе не свидетельствуют о ненадлежащем выполнении истцом своих обязательств.
Довод представителя ответчика Рожковского О.П. о том, что Некрасова С.В. имеет право на частичную оплату согласно постановлению коллегии администрации Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм ранее действовавшего и действующего законодательства. Так, постановление коллегии администрации Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № утратило свое действие ДД.ММ.ГГГГ, и кроме того, данное постановление регулировало порядок предоставления только социальных услуг на основе платности, частичной оплаты или бесплатно. Стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов всегда осуществлялось за плату, размер которой был ограничен 75% от установленной пенсии (частичная оплата).
В настоящее время Некрасова С.В. не относится к категории граждан, указанным в части 1 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. №442-ФЗ, которым социальные услуги в стационарной форме предоставляются бесплатно. Закон Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1681-ОЗ также определил категорию граждан, которым социальные услуги в форме социального обслуживания в стационарной форме предоставляются бесплатно: несовершеннолетние дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (статья 7), к которым Некрасова С.В. также не относится. Поскольку пенсия Некрасовой С.В. выше затрат на её содержание, то оплата за социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания должна производиться ею полностью, частичная оплата возможна лишь в случаях, если размер платы превышает 75 % от получаемой пенсии.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с Некрасовой С.В. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 214 рублей 67 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» к Некрасовой С.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме, удовлетворить частично.
Взыскать с Некрасовой С.В. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 143 196 (сто сорок три тысячи сто девяносто шесть) рублей 46 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 58 270 (пятьдесят восемь тысяч двести семьдесят) рублей 08 копеек, всего 201 466 (двести одна тысяча четыреста шестьдесят шесть) рублей 54 копейки.
Взыскать с Некрасовой С.В. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 214 (пять тысяч двести четырнадцать) рублей 67 копеек.
В удовлетворении в остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.
Судья: Е.В. Фролова