Дело № 2-4479/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2017 года
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.,
при секретаре Насртдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга потребителей о признании информации запрещенной,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд, указав, что в ноябре 2015 г. в Красноярском крае отравились фальсифицированной продукцией (виски -НАЗВАНИЕ-) 46 человек, в том числе 9 с летальным исходом. В Московской области зарегистрировано 7 летальных случаев отравления фальсифицированной алкогольной продукцией. Данная алкогольная продукция реализовывалась неизвестными лицами, в том числе дистанционным способом через сайты в сети Интернет. В Пермском крае за 9 месяцев 2015г. зарегистрировано 689 случаев отравления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, из них 413 - с летальным исходом. Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведен анализ исполнения и соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции (п. 2 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей, п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом №, ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ от 27.07.2006 г., ст. 2, ч. 1,6 ст. 10, ч.1 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г.). В ходе указанных мероприятий установлены факты размещения в сети Интернет информации о круглосуточной продаже, доставке алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, путем прикрытия реальной сделки розничной реализации такой продукции дистанционным способом иной формой сделки. Так в сети Интернет по электронному адресу: <адрес> размещена информация о круглосуточной продаже, доставке алкогольной и спиртосодержащей продукции в городе Перми и Пермском крае, несмотря на существующий запрет продажи такой продукции дистанционным способом. Согласно п. 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, установлен безусловный запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции. Таким образом, свободный доступ к вышеуказанным Интернет-ресурсам способствует незаконному обороту алкогольной продукции, распространению пьянства и алкоголизма, в том числе и среди несовершеннолетних. В связи с этим распространение в сети интернет сведений, содержащих информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, её доставке покупателям, в том числе в ночное время суток, не допустимо. Размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг потребителей, в обход установленным законодательством РФ требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
С учетом изложенного, истец просит признать информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, её доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела пришел к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 Закона об информации, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона об информации - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации).
Согласно положениям п. 1 ст. 1 Федерального закона 22.11.995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 5 ст. 16 Закона предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.
На основании п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Из смысла п. 2 ст. 16 Закона следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами, что предусмотрено п. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ, - договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Иное может быть предусмотрено законом или самим договором (в том числе условиями стандартных форм, к которым присоединяется покупатель) в силу ст. 493 ГК РФ.
Указанное положение ГК РФ нашло свое отражение в абзаце первом п. 20 Правил, согласно которому договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, п. 1 ст. 435 ГК РФ и п. 1 ст. 438 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта; офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение; акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Пунктами 8 и 14 Правил установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об условных потребительских свойствах товара, в том числе о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, о порядке оплаты товара, покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя. С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара в силу п. 18 Правил.
Учитывая особенности продажи товаров дистанционным способом, указание в абзаце первом п. 20 Правил о вступлении договора в силу с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар направлено на усиление защиты прав и законных интересов потребителей.
Вместе с тем, п. п. 3, 22 и 26 Правил предусмотрено, что товар может быть доставлен покупателю путем его пересылки почтовыми отправлениями, не только продавцом, но и третьими лицами, при отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
Изложенное исключает возможность продавца проверить достижение покупателем совершеннолетия.
Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
На основании п. 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимания права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Нарушение лицензионных требований розничной продажи алкогольной продукции, а равно ее реализация без полученной в установленном порядке лицензии, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 14.2, 14.15, 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" - информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей и причиняющей вред здоровью (или) развитию детей.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от... рекламы алкогольной продукции и табачных изделий...
В соответствии с п. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", - в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации... в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").
Согласно п. 3 ст. 14.1 названного Федерального закона, - законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Статьей 151.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Закона об информации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Размещенная в сети Интернет по электронному адресу: <адрес> информация, направленная на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям для ведения деятельности по реализации алкогольной продукции. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах с электронными адресами признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку материалами дела подтверждается необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную информацию.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать информацию, о дистанционной продаже алкогольной продукции, её доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2017г.