УИД: 66MS0182-01-2020-004679-27
Дело № 2-97/2021
Решение в окончательной форме
принято 19 января 2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 12 января 2021 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Кузнецовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Северский трубный завод» к Маркову С.А. о возмещении затрат работодателя по оплате обучения работника,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Северский трубный завод» обратилось в суд с иском к Маркову С.А. о возмещении затрат работодателя по оплате обучения работника, мотивируя это тем, что 26 сентября 2019г. между истцом и ответчиком заключен трудовой договор № (с изменениями от 14 января 2020г.). В этот же день к трудовому договору заключено дополнительное соглашение, по условиям которого работодатель обязался обучить работника по профессии «Оператор механизированных и автоматизированных складов 4 разряда» в форме индивидуального обучения, стоимость обучения составила <данные изъяты>. После прохождения обучения работник обязался отработать на заводе (после сдачи экзаменов) не менее трех лет. В случае увольнения без уважительной причины, он обязан возместить работодателю стоимость обучения пропорционально неотработанному времени.
Ответчик прошел обучение, получил свидетельство от 13 января 2020г. о присвоении профессии. 25 мая 2020г. трудовые отношения с ответчиком прекращены по инициативе работника. В связи с тем, что ответчик не возместил работодателю стоимость затрат на обучение, ему направлена письменная претензия с предложением погасить образовавшуюся задолженность. Пропорционально отработанному времени после окончания образовательного учреждения (133 дня из 1096 (три года)) размер возмещения расходов должен составлять 37 693,75р. Эту сумму истец просил взыскать с ответчика и возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 330,81 р.
В судебном заседании представитель истца Рогозина В.Н., действующая по доверенности от 18 декабря 2019г., иск и доводы искового заявления поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Статьей 199 Трудового кодекса Российской Федерации, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Согласно статьей 200 Трудового кодекса Российской Федерации, ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации. Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
В силу статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В судебном заседании установлено, что 26 сентября 2019г. между ПАО (АО) «Северский трубный завод», работодателем, и Марковым С.А., работником, заключен трудовой договор, по условиям которого работник принимается в цех подготовки производства в грузовую службу по профессии оператора механизированных и автоматизированных складов 4 разряда. Договор заключен на определенный срок для стажировки и выполнения работ, непосредственно связанных с практикой и дополнительным профессиональным образованием (с 1 октября 2019г. по 15 января 2020г.).
В разделе 2.1 трудового договора стороны установили, что работник обязан отработать у работодателя в случае, когда проводится обучение за счет средств работодателя, не менее срока, обусловленного ученическим договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя. Если до истечения указанного срока работник увольняется без уважительной причины, он обязан возместить работодателю стоимость обучения пропорционально неотработанному времени.
26 сентября 2019г. истец и ответчик заключили дополнительное соглашение к трудовому договору, По условиям которого работодатель обязался обучить работника профессии оператор механизированных и автоматизированных складов в форме индивидуального обучения с присвоением по результатам сдачи работником экзаменов, 4 квалификационного разряда. Стоимость обучения – <данные изъяты>. Согласно пункту 3.1 этого соглашения, если до истечения трех лет с момента окончания обучения (сдачи экзаменов) работник уволится без уважительной причины, он обязан возместить работодателю стоимость обучения пропорционально неотработанному времени.
14 января 2020г. истец и ответчик заключили дополнительное соглашение, по условиям которого установили, что трудовой договор заключен на неопределённый срок.
13 января 2020г. Маркову С.А. выдано свидетельство об окончании обучения, установлении четвертого тарифно-квалификационного разряда по профессии оператора механизированных и автоматизированных складов.
25 мая 2020г. трудовой договор с Марковым С.А. прекращен на основании его личного заявления от 22 мая 2020г., что подтверждается копией приказа о прекращении (расторжении) трудового договора от 25 мая 2020г. №, копией заявления работника, в которой причины увольнения (помимо собственного желания) им не указаны.
Таким образом, условия трудового договора и ученического договора, заключенного истцом и ответчиком, последним не исполнены: с момента окончания обучения он не проработал у работодателя трех лет.
Стоимость обучения составила <данные изъяты>., ответчик отработал 133 дня (с 14 января по 25 мая 2020г.), соответственно, он должен возместить работодателю затраты на обучение в размере <данные изъяты>. (стоимость обучения <данные изъяты> (три года отработки) * 133 дня отработанных работником).
Исковые требования, по мнению суда, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования акционерного общества «Северский трубный завод» удовлетворить.
Взыскать с Маркова С.А. в пользу акционерного общества «Северский трубный завод» в возмещение затрат на обучение 37 693,75р., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 330,81р., а всего 39 024,56р.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий