Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-497/2017 ~ М-495/2017 от 07.11.2017

Дело № 2-497/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Старая Полтавка 22 декабря 2017 года

    Старополтавский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Плечистова С.С.,

при секретаре Трусовой Е.В.,

с участием:

представителя истца комитета сельского хозяйства Волгоградской области

Плотникова И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета сельского хозяйства Волгоградской области к Масееву Ильясу Хайдяровичу о взыскании части социальной выплаты (субсидии),

У С Т А Н О В И Л

    Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к Масееву И.Х. о взыскании части социальной выплаты, в обоснование исковых требований указав, что в 2015 году Масеев И.Х. обратился в администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области с пакетом документов о включении его в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

    В 2015 году, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее-Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области на основании сводного списка, утвержденного 08.06.2015, по категории "граждане, проживающие в сельской местности" выдало ответчику свидетельство №10 от 08 июня 2015 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - свидетельство), согласно которому ответчику, была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 655 717,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 459 002,00 рублей и средств областного бюджета 196 715,00 рублей на строительство жилого дома площадью 33,0 кв. метров.

    Расчетная площадь строительства жилого дома ответчика 33,0 кв.метра (состав семьи -1 человек). Стоимость 1 кв. метра построенного жилого дома расчетная - 28 386,00 рублей. Таким образом, расчетная стоимость жилого дома составляет 936 738.00 рублей, 33,0 х 28 386,00 руб. = 936 738,00 рублей (из них 459 002,00 рублей – средства федерального бюджета, 196 715,00 рублей - средства областного бюджета, 281 021,00 рублей – собственные средства ответчика), где 33,0 – площадь жилого дома, 28 386,00 – расчетная стоимость 1 кв. метра жилья.

    В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 21 июня 2016 года (вид права - собственность) построен жилой дом общей площадью 168,5 кв. метров, что на 135,5 кв. метра больше расчетной стоимости.

    В соответствии с пунктом 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья: 2 344 445,90 рублей : 168,5 кв.м. = 13 914 рублей, где 2 344 445,90 рублей - расчетная стоимость жилого дома, 168,5 - фактическая площадь построенного жилого дома. Таким образом, ответчик должен произвести возврат части социальной выплаты в размере 334 304 рубля, из которых 234 013 рублей - средства федерального бюджета, 100 291 рубль - средства областного бюджета (расчет прилагается).

    Комитетом в адрес ответчика было направлено письмо от 05.06.2017 №18-09-14/4889 о возврате в добровольном порядке части средств социальной выплаты в размере 334 304,00 рублей. До настоящего указанные денежные средства не возвращены. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.

    В возражении на отзыв ответчика указывает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1 приложения № 5 к приказу министерства сельского хозяйства Волгоградской обдаст от 28.07.2014 № 186 "О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" (далее - Приказ), для использования средств социальной выплаты, участник Программы представляет в комитет копию проектно-сметной документации на строительство планируемого жилого дома.

    В силу пункта 2 Приказа жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания действия свидетельства.?

    Согласно п. 4.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 18.06.2014 № 302-п "О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов” в период действия Свидетельства получатель социальной выплаты для использования социальной выплаты представляет в органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) документы, подтверждающие расходование собственных средств в полном объеме в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Комитета.

    Свидетельство о    предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было выдано Ответчику 08.06.2015. Таким образом, срок оформления жилого помещения в собственность был установлен Ответчику до 08.12.2016. Масеевым И.Х. был представлен локальный сметный расчет на строительство индивидуального жилого дома площадью 33,0 кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, сметной стоимостью 1 000 151,00 рублей, с приложением ведомости строительных материалов, применяемых при строительстве жилого дома.

21.06.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации указанного жилого дома общей площадью 168,5 кв.м., и Ответчику было выдано Свидетельство о государственной регистрации права.

Таким образом, документы, подтверждающие софинансирование собственными средствами строительство жилого дома, в том числе и за превышающие квадратные метры, участник Программы должен был представить не позднее 08.12.2016. Масеевым И.Х. в установленные законом сроки не был представлен локальный сметный расчет с приложением ведомости строительных материалов на строительство жилого дома общей площадью 168,5 кв.м.

    В связи с непредставлением локального сметного расчета на строительство указанного жилого дома, проверить документы на приобретение строительных материалов, приложенных к возражению, не представляется возможным.

    Просит взыскать с Масеева И.Х. излишне уплаченные денежные средства в рамках социальной выплаты как участнику программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 334 304 рубля, из которых 234 013 рублей - средства федерального бюджета, 100 291 рубль - средства областного бюджета.

    Представитель истца комитета сельского хозяйства Волгоградской области Плотников И.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.

    Ответчик Масеев И.Х., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не просил, предоставив ранее возражение, в котором просит в иске отказать.

    Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч.1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.

    Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

    В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

    В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера, использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются, направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

    Согласно статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату.

    Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иным правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

    В соответствии с абзацем 4 пункта 30 Программы орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

    В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату.

    Судом установлено и как следует из материалов дела, работая в ГБУ Волгоградской области «Старополтавская районная станция по борьбе с болезнями животных», Масеев И.Х. с 08.06.2015 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598, и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года), утвержденной постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 172 «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. № 681-п (ред. от 24.07.2017) "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам за счет средств областного бюджета, и во исполнение условий участия, заключил 08.06.2015 с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Волгоградской области и работодателем ГБУ Волгоградской области «Старополтавская районная станция по борьбе с болезнями животных» трехсторонний договор №10 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).

    В соответствии с условиями договора, в том числе комитет сельского хозяйства Волгоградской области обязан предоставить Масееву И.Х. социальную выплату для строительства индивидуального жилого дома на территории <адрес>, истребовать в судебном порядке у молодого специалиста (от члена молодой семьи) средства в размере социальной выплаты в случае неисполнения условий типового положения пункта №43, а Масеев И.Х. обязан отработать у работодателя по трудовому договору не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, использовать предоставленную социальную выплату на строительство жилья в соответствии с п. 2.5 договора, а с учетом положения договора п.4 п.п.4.1 и 4.2. за нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, получатель при нарушении обязательств, пп. 2.4.1., 2.4.2 договора обязан вернуть социальную выплату в полном объёме.

    08 июня 2015 года Масееву И.Х. комитетом сельского хозяйства Волгоградской области выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым ответчик получил социальную выплату в размере 655 717,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 459 002,00 рублей, средств бюджета субъекта Российской Федерации 196 715,00 рублей (л.д.10-11).

    В соответствии с пунктом 12 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», срок действия свидетельства один год.

    Пунктом 2 приказа министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 186 «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания действия свидетельства.

    Срок действия свидетельства, с учетом 6 месяцев на оформление в собственность, закончился в декабре 2016 г. Вместе с тем ответчиком в сроки, установленные программой и приказом, в комитет не представлены какие-либо документы, подтверждающие окончание строительства жилого дома в большем размере общей площади.

    Комитетом в адрес ответчика было направлено письмо от 05.06.2017г. №18-09-14/4889 о возврате в добровольном порядке средств социальной выплаты в размере 334 304,00 рублей, однако до настоящего времени указанные денежные средства не возвращены.

    А так же, основаниями предъявления требований о взыскании денежных средств истец ссылается на то, что ответчиком не соблюдено условие, в соответствии с пунктом (п.13 типового положения, ранее действующей редакции в период действия правоотношений между сторонами) и п.15 в действующей редакции Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья: 2 344 445,90 рублей: 168,5 кв.м. = 13 914 рублей, где 2 344 445,90 рублей - расчетная стоимость жилого дома, 168,5 - фактическая площадь построенного жилого дома.

    Таким образом, ответчик должен произвести возврат части социальной выплаты в размере 334 304 рубля, из которых 234 013 рублей - средства федерального бюджета, 100 291 рубль - средства областного бюджета (расчет прилагается), о соответствии установленной подпунктом 15, в соответствии с которой была получена социальная выплата.

    В силу положений ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд с целью защиты нарушенного права или предотвращения угрозы нарушения права.

    Из смысла указанных норм следует, что судебная защита гражданина возможна только в случае реального нарушения его права, свободы или законного интереса.

    Исходя из положений ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно положениям ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд может согласиться с доводами истца, приведенными им в обоснование требований о том, что ответчик нарушил условия получения социальной выплаты, не зарегистрировав объект жилого дома в федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права на имя Масеева Ильяса Хайдяровича от 21 июня 2016 года, общей площадью фактически в большем размере квадратных метров.

    В соответствии со статьями 2,5 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

    Учитывая, что Масеев И.Х. получил социальную выплату в размере 655 717 рублей, то сумма неосновательного обогащения составляет 334 304 рубля, из которых 234 013 рублей средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 100 291 рубль собственные средства областного бюджета, которые суд, полагает, подлежат возврату в федеральный и областной бюджет.

    При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком Масеевым И.Х. не исполнены надлежащим образом обязательства, возникшие в связи с его участием в целевой программе и получением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, суд находит исковые требования комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ответчику о взыскании суммы социальной выплаты, законными и обоснованными.

    Таким образом, суд, оценив все представленные сторонами доказательства, в соответствии со ст. 12, 67 ГПК РФ, считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, поскольку они являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    При обращении в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ. Истцом предъявлены требования имущественного характера, в связи с чем при обращении в суд к Масееву И.Х. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежала оплате государственная пошлина в сумме 6 543,04 рубля. По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу об удовлетворении иска к ответчику - физическому лицу, не освобожденному от уплаты судебных расходов, поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета с Масеева И.Х. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 543,04 рубля.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 334 304,00 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 234 013,00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 291,00 ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 543,04 ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.

2-497/2017 ~ М-495/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
комитет сельского хозяйства Волгоградской области
Ответчики
Масеев Ильяс Хайдярович
Другие
Плотников Игорь Владимирович
Суд
Старополтавский районный суд Волгоградской области
Судья
Плечистов Сергей Семёнович 196
Дело на сайте суда
starop--vol.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2017Передача материалов судье
10.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2017Подготовка дела (собеседование)
28.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2018Дело оформлено
12.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее