Дело № 2-1813/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 мая 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полетаева Геннадия Георгиевича к Беченко Валерии Ивановне и Савицкой Зое Константиновне об оспаривании сведений ЕГРН о местоположении границ земельных участков, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Полетаев Г.Г. обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области, в обоснование указав, что на основании Постановления администрации города Благовещенска Амурской области № 2455 от 11.09.1997г. за гаражно - строительным кооперативом № 73 на праве аренды был закреплен земельный участок площадью 24913 кв.м, расположенный в 410 квартале Северного планировочного района, для дальнейшей эксплуатации гаражей, согласно чертежу границ земельного участка и списка членов кооператива. Согласно выписке из данного списка, истец является членом гаражно - строительного кооператива и ему выделен земельный участок под гараж № 101. О факте наложения границ земельных участков (кадастровой накладке), истец узнал, когда начал процедуру постановки своего земельного участка на кадастровый учет. Об этом ему сообщил кадастровый инженер организации, осуществляющей межевание. 22.09.2016г. истец обратился в Амурский филиал ФГУСП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» с заявками на проведение кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Квартал 410, и на изготовление технического плана земельного участка. В ходе проведения указанных работ было выявлено, что на территории земельного участка, занятого гаражом истца, в сведениях ГКН учтены два земельных участка с кадастровыми номерами: *** и ***, что не соответствует их фактическому местоположению. Земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве собственности Савицкой Зое Константиновне. При этом было установлено, что при нанесении образуемого земельного участка на кадастровый план территории (№ 28/16-19 2369, выдан 07.09.2016г.) видно, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** пересекают границы образуемого земельного участка. Кроме того, в заключении кадастрового инженера дополнительно сообщается истцу о том, что сведения об объектах капитального строительства на образуемом земельном участке в ГКН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ГКН сведений № 28/16-208617, выдан 30.09.2016г.), в то время, как фактически располагается гараж Полетаева Г.Г. Заключение кадастрового инженера также содержит рекомендации о том, что для устранения препятствий к оформлению земельного участка заказчику необходимо в судебном порядке исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 410. Факт наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** на границы земельного участка истца препятствует ему в осуществлении предусмотренного законом права на переоформление аренды земельного участка на право собственности. При постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** были нарушены нормы Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». В актах согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** отсутствует подпись истца как обладателя смежного земельного участка, предоставленного истцу на праве аренды, так как истец не знал о постановке на кадастровый учет этих земельных участков. Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** не производилось согласование их границ со смежным землепользователем, т.е. с истцом. Право аренды истца на земельный участок, входящий в состав земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** прекращено не было; истец не давал своего согласия на прекращение права аренды на свой земельный участок. Из вышеуказанного следует, что постановка на кадастровый учет названных земельных участков без согласования границ земельных участков с истцом нарушает его права как смежного землепользователя. В связи с этим сведения о земельных участках с кадастровыми номерами *** и *** должны быть исключены из государственного кадастра объектов недвижимости.
На основании выше изложенного, истец просил обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области устранить кадастровую ошибку, допущенную при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 410.
Однако, в дальнейшем от истца поступили уточнения заявленных требований, в которых ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Амурской области в качестве ответчика не значится; уточнив заявленные требования, истец указал в качестве ответчиков по делу Беченко В.И., Савицкую З.К., в качестве третьих лиц указал ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Амурской области, администрацию города Благовещенска. Просил признать недействительными сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, истец Полетаев Г.Г., представитель третьего лица ООО «Абрис», ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, остальные о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно представленным материалам дела, на основании постановления администрации города Благовещенска №2455 от 11.09.1997 года за гаражно-строительным кооперативом №73 закреплен в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 24 913 кв.м., расположенный в квартале Северного планировочного района для выполнения благоустройства и дальнейшей эксплуатации гаражей.
Полетаев Г.Г. числится в списках членов ГСК №73 под №42, его гараж числится под №101.
Постановлением мэра города Благовещенска от 17.02.1999 года №325 утверждён акт государственной комиссии от 12.02.1999 года по приемке в эксплуатацию индивидуальных гаражей – 213 боксов в квартале №410.
С целью постановки на кадастровый учет, определения границ земельного участка, расположенного под гаражом истца и оформления прав на земельный участок, истец обратился в Амурский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». По результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что на территории земельного участка, занятого гаражом истца, в сведениях ГКН учтены два земельных участка с кадастровыми номерами: *** и ***, что не соответствует их фактическому местоположению. Земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве собственности Савицкой Зое Константиновне. При нанесении образуемого земельного участка на кадастровый план территории (№ 28/16-19 2369, выдан 07.09.2016г.) видно, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** пересекают границы образуемого земельного участка. Кроме того, в заключении кадастрового инженера указано, что сведения об объектах капитального строительства на образуемом земельном участке в ГКН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ГКН сведений № 28/16-208617, выдан 30.09.2016г.), в то время, как фактически располагается гараж Полетаева Г.Г.
Из материалов кадастрового дела объекта недвижимости *** следует, что земельный участок с кадастровым номером *** является ранее учтенным земельным участком, то есть, земельный участок был учтен в государственном кадастре недвижимости до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ.
18 октября 2006 года с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области обратился ООО «Абрис» действующий от АС К заявлению было приложено решение Благовещенского городского совета народных депутатов от 20.09.1978 г. № 650 «О дополнительном отводе земельного участка под строительство индивидуальных гаражей в квартале 410 г. Благовещенска» и описание границ земельного участка.
Частью 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года, было предусмотрено, что межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
В соответствие с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (ред. от 29.07.2002) "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 12.01.2010 N 2) документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.
Описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
Поскольку противоречия и несоответствия представленных документов друг другу, а также действовавшему на тот момент законодательству Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области выявлены не были, и на кадастровый учет был поставлен земельным участок с присвоением кадастрового номера ***.
На сегодняшний день актуальными сведениями в отношении земельного участка с кадастровым номером *** являются: площадь - 27 кв.м., местоположение - Амурская область, г. Благовещенск, квартал 410, разрешенное использование - для гаража. Правообладатель земельного участка отсутствует.
Из материалов кадастрового дела объекта недвижимости *** следует, что земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет 04.02.2013 г.
27 ноября 2012 года в орган кадастрового учета с заявлением № 28-0-1-52/3011/2012-5068 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка обратилась Савицкая З.К.. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 410.
Межевой план, в соответствие с ч.2 ст. 22, ч.1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент обращения Савицкой З.К. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, является основным и необходимым для осуществления кадастрового учета документом, на основании которого в ГКН вносятся сведения о земельном участке.
В соответствии с п. 22 требований к подготовке межевого плана, установленных Приказом Минэкономразвития РФ № 412, для подготовки межевого плана используются предусмотренные законодательством документы.
Межевой план от 31.10.2012 года был подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.09.2012 г. № 1038 утвержденной администрацией г. Благовещенска.
В результате рассмотрения заявления №28-0-1-52/3101/2012-5068, поскольку противоречия и несоответствия действующему законодательству выявлены не были, равно как и какое-либо пересечение с иными земельными участками, земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***, площадью 25 кв.м., разрешенное использование – гараж.
Судом установлено, что гараж, расположенный на земельном участке кадастровым номером *** в настоящее время принадлежит на праве собственности Беченко В.И., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2008 года.
Судом также достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** и земельный участок, на котором расположен гараж истца, являются смежными.
Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** пересекают границы образуемого земельного участка.
В настоящем судебном заседании истцом ставится вопрос о признании недействительным сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, исключении из ЕГРН сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, поскольку ранее при постановке данных земельных участков на кадастровый учет произошло неправильное установление местоположения их границ, не соответствующее их фактическому местоположению.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Положения п. 2, 3 ст. 38 Закона о кадастре предусматривают, что в межевом плане указываются, в том числе, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно п.п. 7, 9 ст. 38 указанного закона местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3).
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1).
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2).
Межевой план, в соответствие со ст.ст. 22, 38 Закона о кадастре является необходимым и обязательным для осуществления кадастрового учета документом.
Согласно пп.2 ч.1 ст.28 Закона о кадастре, кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.4 ст.28 Закона о кадастре, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч.4 ст.28 Закона о кадастре).
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов (ч.4 ст.28 Закона о кадастре).
Согласно заключения кадастрового инженера, подготовленного по результатам межевания земельного участка расположенного под гаражом истца, образуемый земельный участок расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.
Вместе с тем, из материалов землеустроительного дела инвентаризации земель квартала 410 города Благовещенска в 1995 году землепользователем гаража под №101числится Полетаев Г.Г., землепользователем гаража, расположенного под №102 числится ЗК, под №100 СВ
Из плана границ землепользователей владельцев индивидуальных гаражей в квартале 410 г. Благовещенска кооператива №73 гаражи под №100, №101 и №102 располагаются в одном ряду друг за другом, являются смежными.
Согласно схемы расположения земельных участков предоставленной администрацией города Благовещенска земельный участок, на котором расположен гараж истца по координатам, указанным в межевом плане от 30.09.2016 года расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***; границы земельного участка №101 отмеченные на схеме согласно постановления администрации г. Благовещенска от 11.09.1997 года №2455, совпадают с границами земельного участка №101 по материалам инвентаризации земель квартала 410, при этом пересекают границы земельного участка с кадастровым номером ***.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, содержащиеся в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют фактическим границам этих участков, предназначенных для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости - гаражей, эксплуатируемых уже более 15 лет; следовательно, при постановке указанных земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** на кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка.
На момент постановки земельных участков с кадастровыми №*** и *** на кадастровый учет, согласование границ с пользователями (собственниками) смежных земельных участков не проводилось.
Отсутствие согласования границ со смежными землепользователями и наличие ошибочных сведений в описании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** привели к возникновению настоящего судебного спора.
Из материалов дела не усматривается наличие спора по фактическому местоположению границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, занятыми гаражами.
При данных обстоятельствах, допущенная при определении границ земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** ошибка нарушает права истца, поскольку является препятствием для оформления им прав собственности на земельный участок.
Вместе с тем, с 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который не содержит в себе понятия кадастровая ошибка.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» 13.07.2015 года N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: государственный кадастровый учет и государственная регистрация (под. 4); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (под. 6).
Из статьи 8 настоящего Федерального закона следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) являются его основными сведениями.
Согласно ч.2 ст. 43 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считаез"ся согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно под. 2 части 6 ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» 13.07.2015 года N 218-ФЗ (особенности осуществления ГКУ при уточнении границ земельных участков), сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч.4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч.6 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с ч.3 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН утв. приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты.
Согласно пп.1 п.181 названного Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий: при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке после внесения в соответствующий раздел ЕГРН присваивается статус "архивная".
Сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером *** в ЕГРН отсутствуют.
Учитывая, что в период с даты постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *** возможный правообладатель не воспользовался своим правом на регистрацию прав на земельный участок, при формировании границ данных земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** была допущена ошибка (реестровая) в определении их местоположения, указанная ошибка нарушает права истца на оформление прав на земельный участок, в связи с чем суд полагает, что требования истца о признании недействительным сведений Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, а также с кадастровым номером ***, а также об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровым номером ***, и с кадастровым номером ***, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Полетаева Геннадия Георгиевича - удовлетворить.
Признать недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ земельных участков с кадастровым номером ***, а также с кадастровым номером ***.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровым номером ***, а также с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Кастрюков
Решение в мотивированной форме изготовлено 10.06.2017 года.