дело № 2-2134/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> дата
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мишина Е.А.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
с участием:
истца Дьяковой С.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК Сластеновой С.В., действующей на основании доверенности № от 12.01.2015г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по иску Дьяковой С. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Дьякова С.В. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец Дьякова С.В. указала, что она обратилась в ГУ - УПФ РФ по <адрес> СК с заявлением о назначении трудовой пенсии, как лицо, осуществляющее не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением № от 03.12.2014г. УПФ РФ по <адрес> отказало ей в назначении пенсии на основании отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на назначение данного вида пенсии. Ответчик в протоколе отказа в назначении пенсии ссылается на понятие учреждения, данном в ст. 120 ГК РФ. В связи с чем, периоды работы: с 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с 27.01.1992г. переименованного в арендное предприятие «<адрес>вой диагностический центр»; с 27.01.1992г. по 28.02.2005г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»; с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медсестры регистратурно - диспетчерского отдела в АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр», не подлежат включению в стаж лечебной деятельности, так как «акционерное общество», «закрытое акционерное общество» и «автономная некоммерческая медицинская организация» не являются учреждениями.
Считает, что в соответствии с действующим законодательством, указанные различия не должны связываться ни с формой собственности, ни с организационно-правовой формой юридического лица, с которым гражданин заключает договор о выполнении трудовой функции по соответствующей специальности и квалификации.
В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр» является плательщиком единого социального налога. Здание, в котором располагается АНМО «СКККДЦ», является государственной собственностью, что подтверждается договором аренды (постановление Главы администрации <адрес> № от 27.01.1992г.). Как арендное предприятие, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ» от 14.07.1992г. «О регулировании гражданских правоотношений в период экономической реформы» и со статьями 9-12 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» реорганизовано в АОЗТ «ККДЦ». Постановлением Главы администрации <адрес> от 1620 от 02.08.1994г реорганизовано в ЗАО «ККДЦ». Таким образом, вопросами реорганизации акционерного общества занимался орган исполнительной власти города. АНМО «СКККДЦ» оказывает до 70% медицинских услуг бесплатно, выполняя государственный заказ. АНМО «СКККДЦ» пользуется льготой по налогу на добавленную стоимостью согласно ст. 239 Налогового кодекса РФ как учреждение, созданное для лечебно- оздоровительных целей, и находится на частичном финансировании в Министерстве здравоохранения СК.
Переименование организации не повлекло изменений в условиях, содержании и характере ее работы как медицинской сестры. Несоответствие Списку наименования юридического лица, в котором она работает, произошло в результате акционирования Государственного учреждения здравоохранения, по причинам, не зависящим от ее воли. При этом выполняемые ею должностные функции не изменялись и сводились к осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Просит включить в стаж лечебной деятельности период работы в должности «медицинский регистратор», так как из ранее действующего законодательства - Постановления 464 от дата г., действующего до дата г., следует, что: «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п.1 в ред. Постановления Правительства РФ от дата № 953)».
Согласно основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют граждане, получившие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании и имеющие сертификат специалиста, без каких-либо условии, ограничивающих их работу по охране здоровья населения.
Необходимое образование она имеет, что подтверждается дипломом и сертификатом специалиста, т.е. имеет право на осуществление медицинской деятельности в области здравоохранения.
Просит признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от дата № 173-Ф3 и включить в ее стаж лечебной деятельности периоды работы в календарном исчислении (один год работы за один год): с 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с 27.01.1992г. переименованного в арендное предприятие «<адрес>вой диагностический центр»; с 27.01.1992г. по 01.12.1993г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского отделения арендного предприятия «<адрес>вой диагностический центр»; с 15.07.1996г. по 28.02.2005г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр», в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр», с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медсестры регистратурно-диспетчерского отдела в АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр». Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес> СК назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, т.е. с дата г.
В судебном заседании истец Дьякова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Сластенова С.В., в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, т.к. у Дьяковой С.В. на момент обращения за назначением трудовой пенсии по старости отсутствовал требуемый 30-летней стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разделом «Наименование должностей» Списка № предусмотрен средний медицинский персонал, где должность медицинский регистратор отсутствует. Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Перечня № не предусмотрена должность «медицинская сестра».
Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 11-П в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, могут быть включены периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, в том числе в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными и муниципальными.
Вопрос организационно - правовой формы не являлся предметом рассмотрения в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 11-П.
Следовательно, деятельность медицинских работников в организациях с иной организационно - правовой формой (отличной от учреждения, например, арендное предприятие, ООО, Автономная некоммерческая медицинская организация и др.) не засчитывается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при досрочном назначении пенсии.
Таким образом, на момент обращения истца Дьяковой С.В. в ГУ УПФ РФ по <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, ее стаж составил 13 лет 02 месяца 27 дней, что не дает ей права на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> СК, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением № от 03.12.2014г. ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК Дьяковой С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с решением ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, истцу не были включёны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы со 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с дата переименованного в арендное предприятие <адрес>вой диагностический центр; с 27.01.1992г. по 28.02.2005г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 02.12.1993г. по 14.07.1996г.) в должности медицинской сестры регистратуры, старшей медицинской сестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в ЗАО «<адрес>вой клинический консультативно - диагностический центр»; с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медицинской сестры регистратурно - диспетчерского отдела АНМО «<адрес>вой клинический консультативно - диагностический центр» (л.д. 9-11).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется равенство прав и свобод, без какой либо дискриминации.
Согласно п.20 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Назначение пенсий, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, а право утверждать списки делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 утверждён Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации» (долее Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила № 781).
Разделом «Наименование должностей» Списка № предусмотрен средний медицинский персонал, где должность медицинский регистратор отсутствует.
Пунктом 1 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - Перечень № 781) предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, в том числе травматологическое отделение.
Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Перечня № предусмотрены должности среднего медицинского персонала «операционные медицинские сестры», включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях: гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом; «медицинские сестры палатные», в том числе старшие, в отделениях анестезиологии-реанимации. Должность медицинская сестра данным Перечнем не предусмотрена.
Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 11-П в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, могут быть включены периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, в том числе в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными и муниципальными. Вопрос организационно - правовой формы не являлся предметом рассмотрения в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 11-П.
Следовательно, деятельность медицинских работников в организациях с иной организационно - правовой формой (отличной от учреждения, например, арендное предприятие, ООО, Автономная некоммерческая медицинская организация и др.) не засчитывается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при досрочном назначении пенсии.
Между тем, согласно п.16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012г. № 30, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173?ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании материалов, уточняющих условия, характер, специфику работы истца в спорный период суд приходит к выводу о том, что в период времени со 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с 27.01.1992г. переименованного в арендное предприятие «<адрес>вой диагностический центр»; с 27.01.1992г. по 01.12.1993г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского отделения арендного предприятия «<адрес>вой диагностический центр»; с 15.07.1996г. по 28.02.2005г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр», в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр», с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медсестры регистратурно-диспетчерского отдела в АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр», истец фактически осуществляла лечебную деятельность в медицинском учреждении. Следовательно, ссылка ответчика на тот факт, что наименование должности и наименование структурного подразделения не предусмотрено Списком № и Перечнем № 781, является незаконной и ущемляет права истца по сравнению с другими лицами, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с этим обстоятельством, указанные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно Правилам подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка установленного образца. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
Согласно копии трудовой книжки AT-III № и вкладыша в трудовую книжку ВТ № 0742144, подтверждается, что в спорные периоды Дьякова С. В., дата года рождения, работала со 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с 27.01.1992г. переименованного в арендное предприятие «<адрес>вой диагностический центр»; с 27.01.1992г. по 01.12.1993г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского отделения арендного предприятия «<адрес>вой диагностический центр»; с 15.07.1996г. по 28.02.2005г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр», в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр», с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медсестры регистратурно - диспетчерского отдела в АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр» (л.д. 12-26).
Факт осуществления Дьяковой С.В. лечебной деятельности также подтверждаются письменными доказательствами, представленными истцом, а именно: копией архивной справки № от 23.06.2014г. (л.д. 27-29), копией устава и дополнением к уставу АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр» (л.д. 37-45), копией устава АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр» (л.д. 46-54), копией устава ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» (л.д. 55-61); копиями уточняющих справок от 17.07.2014г. № 03-20/122, № (л.д. 62-65); копией должностной инструкции медицинской сестры регистратурно-диспетчерского отделения АНМО «СКККДЦ» (л.д. 66-67), копией должностной инструкции медицинской сестры справок регистрационно-диспетчерского отделения ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» (л.д. 68-69); копией должностной инструкции медицинской сестры организационно-диспетчерского отделения АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр» (л.д. 70-71).
Кроме того, истец Дьякова С.В. представила в суд копи документов, подтверждающих неоднократное прохождение ею курсов повышения квалификации в медицинской области.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Дьяковой С.В. о включении в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов работы со 02.12.1991г. по 26.01.1992г., с 27.01.1992г. по 01.12.1993г., с 15.07.1996г. по 28.02.2005г., с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дьяковой С. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края о назначении трудовой пенсии по старости досрочно - удовлетворить.
Признать за Дьяковой С. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от дата № 173-Ф3.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края включить Дьяковой С. В. в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в календарном исчислении (один год работы за один год):
- с 02.12.1991г. по 26.01.1992г. в должности медрегистратора информационно-диспетчерского отделения <адрес>вого диагностического центра, с 27.01.1992г. переименованного в арендное предприятие «<адрес>вой диагностический центр»;
- с 27.01.1992г. по 01.12.1993г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского отделения арендного предприятия «<адрес>вой диагностический центр»;
- с 15.07.1996г. по 28.02.2005г. в должности медсестры регистратуры, старшей медсестры информационно-диспетчерского, организационно-диспетчерского отделений в АОЗТ «Краевой клинический диагностический центр», в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»;
- с 01.03.2005г. по 31.10.2008г. в должности медсестры регистратурно-диспетчерского отдела в АНМО «<адрес>вой клинический консультативно-диагностический центр».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить Дьяковой С. В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, т.е. с 24.11.2014г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
Судья Е.А. Мишин