Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-183/2011 (2-1411/2010;) ~ М-1440/2010 от 24.12.2010

Дело № 2-183/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Собинка 07февраля 2011 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Ульяновой А.А.

при секретаре Нестеровой О.В.

с участием: истца Соловьева А.С.. , представителя истца Аблязовой М.Д., представителя ответчика Фенске В.Г., Сафроновой В.П.

рассмотрев в судебном заседании в г. Собинка дело по иску Соловьева Андрея Сергеевича к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Соловьев А.С. обратился в суд с иском об оспаривании отказа УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В обоснование иска указал, что решением УПФ РФ в Собинском районе от ДД.ММ.ГГГГ NN в специальный стаж работы не был включен период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным решением, Соловьев А.С. обратился в суд, и просил включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанный период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УПФ РФ в Собинском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за ней в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил обязать ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанный период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за ней в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорного периода.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования, с учетом утонения, поддержали, дали объяснения, аналогичные содержанию иска. В дополнение истец пояснил, что работал учителем до призыва в армию и после возвращения со службы, иной деятельностью, кроме педагогической, не занимался. В учреждение пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ обратился по вопросу назначения пенсии, но ему не дали бланк заявления о назначении пенсии, а предложили написать заявление на оценку прав.

Представитель истца пояснила суду, что истец проходил службу в армии в период действия Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397, которое позволяло засчитывать в специальный стаж службу по призыву. Прекращение действия указанного нормативного акта на день обращения истца за пенсией не должно расцениваться судом против истца, поскольку Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал на сохранение за гражданами ранее приобретенных прав на пенсионное обеспечение, в том числе и после введения нового пенсионного регулирования.

Представители ответчика - ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинка с заявленными требованиями не согласились.

Представитель ответчика Фенске В.Г. суду пояснил, что решение УПФ РФ в Собинском районе от ДД.ММ.ГГГГ NN соответствует требованиям законодательства, право истца на назначение пенсии по льготным основаниям рассматривалось в соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как и другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Пунктом 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ, которые не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".Ссылку представителя истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ №953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». На день прекращения действия Постановления № 1397 истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Представитель ответчика Сафронова В.П. в дополнение пояснила, что истец обращался в УПФ с заявлением на оценку прав, заявления о назначении пенсии не подавалось, на день обращения прав на пенсию у истца отсутствовало.

Заслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Выводы суда о необходимости удовлетворения заявленных требований основаны на следующих обстоятельствах.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.С. обратился в ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке за назначением досрочной трудовой пенсии, оформив вместо заявления о назначении пенсии, обращение на оценку прав (л.д. 38). Ко времени обращения стаж педагогической деятельности истца, по его мнению, составил более 25 лет.

Из ответа ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке NN от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Соловьева (л.д.16-18) следует, что право на досрочную трудовую пенсию по старости у Соловьева отсутствует, поскольку педагогический стаж работы в должности учителя на день обращения составляет менее требуемых 25 лет, с указанием, что период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж работы.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с вышеуказанным законом.

В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона, право на трудовую пенсию по старости, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет.

В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» ( в редакции от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ст. 19 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций. Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно п. 3 «Правил», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в «Списке должностей и учреждений …».

В соответствии с указанными нормами суд считает, что действующим федеральным законодательством не установлены ограничения для пенсионного обеспечения по выслуге лет гражданам, работающим в сфере образования.

Прохождение истцом службы по призыву в Советской Армии в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается сведениями военного билета, справкой военного комиссариата Владимирской области по г. Собинка и Собинскому району (л.д. 9,10,15) и не оспаривается сторонами.

В соответствии с записями в трудовой книжке истца (л.д.11-14) до службы в армии, с ДД.ММ.ГГГГ следует трудовая деятельность истца в должности учителя Литвиновской восьмилетней школы, а непосредственно после службы в армии, с ДД.ММ.ГГГГ, - в должности учителя Ставровской восьмилетней школы.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79) об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие доведения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 1 статьи 17, статей 18.19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320–О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пению в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п. 4 данного Положения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Кроме того, Федеральный закон № 173 ФЗ от 17.12.2001 года допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл.6 указанного Закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Закона.

Период службы Соловьева А.С. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и, следовательно, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту и призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.

Вывод суда о необходимости удовлетворения иска также базируется на том, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ, в силу которой, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Как установлено в суде, и подтверждается уточняющими и историческими справками (л.д.28-36) Соловьев А.С. занимал и занимает должность, связанную с педагогической деятельностью в учреждении для детей: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель в Ливиновской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель в Ставровской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель в Ставровской средней школе № 2; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель в МОУ «Волосовская основная общеобразовательная школа»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учитель в МОУ «Кишлеевская основная общеобразовательная школа, то есть Соловьев осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ, на дату его обращения с заявлением в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж, дающий право на получение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности составлял более 25 лет.

Ответчиком не оспаривается специальный стаж истца на день обращения в количестве 23 лет 6 месяцев 27 дней. В соответствии с ксерокопией трудовой книжки истца, имеющейся в материалах дела, исследованной в судебном заседании, Соловьев, на дату обращения в Управление Пенсионного фонда, имел стаж педагогической деятельности - 25 лет 22 дня, который, по мнению суда, подлежит включению в специальный стаж. Из объяснения представителя ответчика также следует, что при включении спорного периода в специальный стаж, на день обращения, он будет составлять 25 лет 22 дня, а страховой стаж – 26 лет 9 дней.

Требование истца о назначении пенсии со дня обращения за ней суд также находит подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истец обратился в учреждение Пенсионного фонда за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, однако, ему предложено написать заявление об оценке права на льготную пенсию (л.д. 38). При оценке доказательств, суд исходит из действительного волеизъявления истца, которое было направлено на написание заявления на назначения пенсии и не реализовано истцом по независящим от него обстоятельствам.

На основании изложенного суд находит исковые требования Соловьева А.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, суд находит необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по уплате госпошлины <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Соловьева А.С. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области включить в специальный трудовой стаж Соловьева А.С., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области назначить Соловьеву А.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом вышеуказанного периода.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Соловьева А.С. расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А. Ульянова)

2-183/2011 (2-1411/2010;) ~ М-1440/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соловьев Андрей Сергеевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Собинке и Собинском районе
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Ульянова А.А.
Дело на странице суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
24.12.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2010Передача материалов судье
28.12.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2011Подготовка дела (собеседование)
19.01.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2011Судебное заседание
11.02.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2012Дело оформлено
30.03.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее