Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2519/2017 ~ М-2427/2017 от 16.08.2017

2-2519/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Жидковой Е.П. ,

представителя ответчиков Абзамова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Афониной Е.В. , Чергинской Т.В. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, являются Афонина Е.В. и Чергинская Т.В. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Между сторонами было достигнуто соглашение на предоставление ответчикам квартиры на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Афониной Е.В., Чергинской Т.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Афониной Е.В., Чергинской Т.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Афонину Е.В., Чергинскую Т.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В дальнейшем истец увеличил исковые требования, просил прекратить право собственности Афониной Е.В., Чергинской Т.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать за МО г. Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать право собственности за Афониной Е.В. на <данные изъяты> доли и Чергинской Т.В. на <данные изъяты> доли жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Выселить Афонину Е.В., Чергинскую Т.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Снять с регистрационного учета по месту жительства Афонину Е.В., Чергинскую Т.В.

В судебном заседании представитель истца Жидкова Е.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчики Афонина Е.В., Чергинская Т.В. в судебное заседание не явились, были извещены о дне и месте судебного заседания надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии. В письменных заявлениях исковые требования администрации г. Оренбурга признали в полном объеме. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчиков Абзамов Р.Р., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 5 лет и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании указал, что ответчики признают исковые требования администрации г. Оренбурга в полном объеме.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению. В данном случае ответчики согласны на переселение из аварийного жилья, поэтому спора между сторонами нет. Кроме того, факт признания ответчиками исковых требований не подлежит принятию судом, поскольку нарушает права государства и фонда реконструкции. Требования ст. 89 ЖК РФ истцом не применены, так как ответчик является собственником спорного жилья, и выкупная цена не устанавливалась. Ответчик не был ознакомлен со своими правами при изъятии жилого помещения. Удовлетворение требований будет нарушать права ответчика, так как выкупная цена не установлена, а речь должна идти только о выкупе, поскольку ответчик является собственником аварийного жилья.

Заслушав пояснение представителя истца, представителя ответчиков, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Афонина Е.В. является собственником <данные изъяты> доли, Чергинская Т.В. в являются собственникам <данные изъяты> долей жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности <данные изъяты>

Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрирована Афонина Е.В.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что указанный дом является <данные изъяты>

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - ДД.ММ.ГГГГ

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Между сторонами было достигнуто соглашение на предоставление ответчикам квартиры на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, между подрядчиком ООО «<данные изъяты>» и заказчиком Управлением жилищной политики администрации <адрес>, согласно которому подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить для муниципальных нужд работы по строительству и введению в эксплуатацию объекта – малоэтажного жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а заказчик обязался оплатить и принять результат выполненных работ.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>, жилого <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, что квартира в доме по <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый , правообладателем является МО г. Оренбург,

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Согласно п. 2. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчики иск признали, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части прекращения права собственности за Афониной Е.В. на <данные изъяты> доли, за Чергинской Т.В. на <данные изъяты> доли жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признании за МО г. Оренбург права собственности на указанное жилое помещение, признании права собственности за Афониной Е.В. на <данные изъяты> доли, за Чергинской Т.В. на <данные изъяты> доли права собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выселении Афониной Е.В., Чергинской Т.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, снятии Афониной Е.В. с регистрационного учета по указанному адресу.

Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст.31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. .

Поскольку в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ответчик Чергинская Т.В. не зарегистрирована, а потому требования администрации <адрес> о снятии с регистрационного учета Чергинской Т.В. по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Афониной Е.В. , Чергинской Т.В. о прекращении права собственности на жилое, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить в части.

Прекратить право собственности за Афониной Е.В. на <данные изъяты> доли, Чергинской Т.В. на <данные изъяты> доли на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности за муниципальным образованием «город Оренбург Оренбургской области» на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности за Афониной Е.В. на <данные изъяты> доли, Чергинской Т.В. на <данные изъяты> доли на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Выселить Афонину Е.В., Чергинскую Т.В. из жилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Снять с регистрационного учета Афонину Е.В. по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Маслова Л.А.

Решение в окончательной форме составлено 09 октября 2017 года.

Судья Маслова Л.А.

2-2519/2017 ~ М-2427/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация города Оренбурга
Прокурор Промышленного района г. Оренбурга
Ответчики
Афонина Елена Владимировна
Чергинская Татьяна Владимировна
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Маслова Любовь Александровна
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
16.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2017Передача материалов судье
17.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2017Подготовка дела (собеседование)
11.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
09.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017Дело оформлено
08.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее