Именем Российской Федерации
< дд.мм.гггг > Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Максимовой Е. В., при секретаре Горбуновой К. С., с участием истца Рыжкова В. Н., представителя истца Коврижных Ж. А., представителя ответчика Севастьяновой О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжкова В. Н. к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на жилой дом,установил:
Рыжков В. Н. обратился в суд с иском к Администрации города Екатеринбурга о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, указав в обоснование, что домовладение < № > по ул. < адрес > в г. Верхняя Пышма зарегистрировано по праву собственности в размере 1/2 доли за Р.А.И.. Документов на право собственности на вторую половину дома не сохранилось, но фактически владела всем домом Р.А.И. В 1961 году улица < адрес > была переименована в улицу < адрес > в г. Верхняя Пышма, жилому дому был присвоен < № >. В 1984 году произведена переадресация жилого дома на новый адрес: г. Екатеринбург, пр. < адрес >. Р.А.И. умерла 17.11.1963. Наследником после смерти Р.А.И. был её сын Р.Н.п., который наследство после смерти матери не принимал. 21.09.1978 Р.Н.п. умер. 13.01.1977 Рыжков В. Н. - сын Р.Н.п., внук Р.А.И. прописался в указанном жилом доме и был прописан до 08.12.1989.
Истец указал, что с 13.01.1977 добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом, несет расходы на содержание жилого дома, оплачивает налоги. В конце 90 -х годов прошлого века жилой дом № < № > по < адрес > начал разрушаться, не подлежал капитальному ремонту, в связи с этим истец его разобрал, намереваясь восстановить на базе имеющегося фундамента
Зарегистрировать право собственности Рыжков В. Н. на себя не может, так как отсутствуют документы, позволяющие это сделать.
Истец просил: признать право собственности за истцом на жилой дом № < № > по ул. < адрес > в г. Екатеринбурге в силу приобретательной давности.
Истец в судебном заседании требования иска поддержал. Представитель истца в судебном заседании доводы истца поддержала, просила суд удовлетворить иск, дополнительно пояснила, что построить новый дом истец не смог в связи с тем, что возникли финансовые трудности. Представитель истца полагала, что срок приобретальной давности составляет более 30 лет.
Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что отсутствуют сведения о жилом доме, фактические основания заявлены в связи с переходом права собственности по наследству, право правопредшетсвенника на спорный объект не доказано, права на земельный участок не оформлены. Проспект < адрес > планируется к расширению с изъятием земельного участка по адресу: < адрес >.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Свердловской области извещено надлежаще, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как указано в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ст. ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В ч. 4. ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ указано, какие основные сведения об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, в том числе названы:
вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (п.1);
кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (п. 2);
описание местоположения объекта недвижимости (п. 3);
ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен (п. 4);
кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (п. 6);
кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната) (п. 8)
площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (п. 9);
основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение (п. 10);
степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах (п. 11);
основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства (п. 12);
проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства (п. 13);
количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения) (п. 14);
материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание (п. 17);
год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается (п. 18);
вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (п. 23).
Из п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством объектом гражданских правоотношений жилой дом может быть только при условии, если в установленном порядке он определен как объект недвижимости с индивидуальными характеристиками, определено его местоположение на земельном участке или относительно иных объектов.
По смыслу указанных правовых норм, надлежащее описание объекта позволяет определенно установить спорное недвижимое имущество, а также сам факт его существования.
Истец, обращаясь за признанием права собственности на жилой дом, в материалы дела какого - либо документа, содержащего сведения об объекте, в том числе о площади, этажности, материале стен, годе постройки, степени износа, месте расположения на земельном участке или относительно иных объектов недвижимости не представил.
Из справки ЕМУП «БТИ» г. Екатеринбурга следует, что согласно приложений копии письма филиала СОГУП «Областной центр недвижимости» - «Верхне - Пышминское БТИ» от 12.08.2015 инвентаризационно - технические дела на жилые дома, принадлежащие гражданам на праве личной собственности, расположенные на территории д. Пышмы, в том числе по < адрес >, переданы в Свердловское БТИ 05.11.1983 по акту передачи. Среди переданных материалов инвентарное дело по < адрес > либо по ул. < адрес > < № >(< № >) в г. Верхняя Пышма отсутствовало (л. д. 22).
Согласно письму СОГУП «Областной центр недвижимости» - «Верхне - Пышминское БТИ» от 22.03.2017 в акте передачи инвентаризационно - технических дел отсутствует указание на инвентарное дело на жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, д. Пышма, < адрес > (л. д. 48).
Сведения об объекте, его расположении на земельном участке или относительно иных объектов недвижимости, факт существования и описания которых бесспорен, в материалы дела не представлены.
В судебном заседании истец, представитель истца пояснили, что в конце 90 -х годов прошлого века жилой дом № < № > < адрес > начал разрушаться, не подлежал капитальному ремонту, в связи с этим истец его разобрал, намереваясь восстановить на базе имеющегося фундамента. Восстановление объекта не произошло по причине финансовых трудностей.
Из фотоматериалов, представленных истцом, не следует, что по адресу: < адрес > имеется объект недвижимости в виде жилого дома (л. д. 64,65).
Вместе с тем истцом заявлено требование о праве собственности на вещь, предмет материального мира, без существования которой право собственности истца возникнуть не может.
При таких обстоятельствах невозможно не только определить характеристики объекта, но и оценить его месторасположение по юридическому адресу, презюмировать его безопасность.
Сведения о правах на земельный участок по адресу, который указан истцом в качестве адреса спорного объекта, как следует из выписки из ЕГРН от 18.04.2017, отсутствуют (л. д. 72).
Согласно ответу Администрации города Екатеринбурга от 02.03.2017 на судебный запрос сведения о предоставлении земельного участка, а также о наличии на земельном участке объектов недвижимости и их правообладателях в Администрации города Екатеринбурга отсутствуют (л. д. 42).
Фактическое отсутствие спорного объекта, а также надлежащих сведений о нем не позволяет установить обстоятельства длительности, непрерывности и открытости владения им.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Приведенные выше условия приобретательной давности в ходе судебного заседания не установлены.
Согласно регистрационному удостоверению от 09.05.1961 домовладение < № > по < адрес > в г. Верхняя Пышма зарегистрировано по праву собственности за Р.А.И. (л. д. 7). Из архивной справки от 07.09.2015 (л. д. 21), справки муниципального учреждения «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» от 12.03.2009 (л. д. 24) следует, что наименование улицы было изменено в 1961 на < адрес >, впоследствии объект стал иметь адрес: г. Свердловск, < адрес >.
Сведений о том, что впоследствии право на объект оформлялось или регистрировалось за Р.Н.п. - сыном Р.А.И., Рыжковым В. Н. - внуком Р.А.И. материалы дела не содержат. Согласно домовой книги для прописки граждан в доме № < № > по ул. < адрес > Рыжков В. Н. был зарегистрирован по адресу: г. Екатеринбурге, пр. < адрес > до 1989 года. (л. д. 13, 14).
Как пояснил истец и следует из искового заявления в конце 90 -х годов он жилой дом разобрал, то есть отсутствуют условия приобретения имущества в силу приобретательной давности - непрерывность, давность, открытость владения спорным имуществом.
Истец с указанного периода не мог нести расходы на содержание жилого дома, владеть им. Доказательств обратного, а также уплаты налога на имущество не представлено.
Сведения об уплате земельного налога относятся к иному имуществу, о праве на который стороной истца не заявлялось.
Права истца или его правопредшественника на земельный участок, на котором полагает истец расположен спорный объект, не подтверждены.
Таким образом, сам объект недвижимости - жилой дом, о праве на который заявлено истцом отсутствует, факт его существования на соответствующем земельном участке не подтверждён, условия, установленные законом, являющиеся основанием для приобретения права собственности в силу приобретаельной давности не установлены.
Кроме того, представитель ответчика Администрация города Екатеринбурга сообщил, что согласно проекту планировки и проекту межевания территории в границах Шефской Космонавтов- отвод железной дороги - Калиновский лесопарк, утвержденному постановлением Администрация города Екатеринбурга < № > от 05.12.2014, планируется расширение пр. < адрес >. В связи с тем, что земельный участок < № > по < адрес > расположен в красных линиях расширяемого проспекта, при наличии строительства по указанному адресу будет производиться изъятие земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В связи с вышеизложенным требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требованийРыжкова В. Н. к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд
г. Екатеринбурга.
Судья Е. В. Максимова