Дело № 2-3210/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воронина И.К.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В., представителей ответчика ООО «Тепловая компания» - Коломыцина А.Г., Мельник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» о возложении обязанности выполнить мероприятия по устройству резервных источников электроснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора г. Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд с указанным исковым заявлением, в обоснование е которого указал, что прокуратурой г. Благовещенска была проведена проверка исполнения требований законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что у ОАО «Облкоммунсервис» находятся в собственности следующие котельные: котельная «ПУ-6» - ул. Ленина, д. 297, г. Благовещенск; котельная «ПЛ-26» - ул. Островского, д. 273, г. Благовещенск; котельная «ПУ-23» - ул. Строителей, д. 107, г. Благовещенск; котельная «ОЭБЦ» - ул. Магистральная, д. 37, г. Благовещенск; котельная «Благовещенский Дом-интернат» - ул. Чайковского, д. 307, г. Благовещенск.
По договору аренды от 02.05.2017 № 35-К ООО «Тепловая компания» принимает данные котельные во временное владение и пользование, обеспечивает обслуживание вышеуказанных котельных. В силу п. 2.2.2. договора аренды от 02.05.2017 № 35-К ООО «Тепловая компания» обязана осуществлять контроль за техническим состоянием котельных, а также производить их текущий и капитальный ремонт. Согласно п. 2.2.3 договора аренды от 02.05.2017 № 35-К ООО «Тепловая компания» обязана обеспечить соблюдение правил эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности на котельных.
Исходя из положений п.п. 8, 17, ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.06.2010 года « О теплоснабжении», пунктов 1.3, 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115, п. 1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 г. № 204, обязанность по оснащению котельных резервным источником электроснабжения возложена на собственников имущества и организацию, эксплуатируемую данное имущество.
Согласно информации, предоставленной администрацией города Благовещенска, резервным источниками электроснабжения для вышеуказанных котельных является одна мобильная дизельная электростанция, расположенная на складе «База» по адресу: ул. Гражданская, д. 119.
Таким образом, ООО «Тепловая компания» ненадлежащим образом исполняются обязанности, предусмотренные требованиями вышеизложенного законодательства, договором аренды от 02.05.2017 № 35-К, так как фактически котельные не оснащены резервными источниками электроснабжения. Не оснащение котельных резервным источником питания свидетельствует о ненадлежащем выполнении теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей котельные, приведенных требований законодательства по подготовке к отопительному сезону, теплоснабжению населения. Отсутствие резервного источника электроснабжения на котельных может повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные в течение отопительного сезона. Кроме того, полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении вышеуказанных котельных приведёт к нарушению прав и законных интересов граждан, в том числе в части санитарно-эпидемиологического благополучия.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, и указывая, что точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно, истец просит обязать ООО «Тепловая компания» в срок дор 01.06.2020 года выполнить мероприятия по устройству резервных источников электроснабжения на следующих котельных: котельная «ПУ-6», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 297; котельная «ПЛ-26», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Островского, 273; котельная «ПУ-23», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Строителей, 107; котельная «ОЭБЦ», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Магистральная, 37; котельная «Благовещенский Дом-Интернат», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, 307.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились представители третьих лиц – администрации г. Благовещенска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители третьих лиц ООО «Амурские коммунальные системы», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, не представившие сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин.
В судебном заседании и представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах.
Явившиеся в судебное заседание представители ответчика с заявленными требованиями не согласились. В обоснование возражений указали, что постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Согласно п. 7 данных Правил установлена процедура технологического присоединения, которая оформляется актом технологического присоединения, впоследствии заключается договор на потребление электрической энергии.
На основании актов о технологическом присоединении, в отношении указанных в исковом заявлении котельных, составленных между ООО «Тепловая Компания» и АО «Амурские Коммунальные Системы», ответчику сетевой организацией присвоена III категория по надежности электроснабжения.
Согласно п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок, для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
На период отключения электроснабжения для поддержания технологического процесса у ООО «Тепловая Компания» имеется мобильная ДЭС мощностью 30 кВт, местом ее нахождения является база в г. Благовещенск на ул. Гражданская, 119, которая доставляется на любую котельную в течении часа, что удовлетворяет временным нормам по перерыву в теплоснабжении.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлены требования о бесперебойном круглосуточном отопление в течение отопительного периода, а также определена допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С.
При таких обстоятельствах, учитывая время доставки ДЭС в любую котельную, находящуюся в аренде у ответчика, отсутствует возможность нарушения жилищного законодательства, что исключает нарушение прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1.2.10 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) 7 издание, независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
Таким образом, исходя из актов о технологическом присоединении между ООО «Тепловая Компания» и АО «Амурские Коммунальные Системы», а именно п.8 актов, схема границ балансовой принадлежности, котельные ПУ-23, ПЛ-26, БДИ и ПУ-6 запитаны двумя заиморезервирующими линиями электропередачи от трансформаторных подстанций с двумя трансформаторами имеющими свои системы шин, что удовлетворяет условиям п. 1.2.10 ПУЭ.
Фактически ООО «Тепловая Компания» как потребитель по электроснабжению имеет две линии электроснабжения.
Также в отзыве указано на нарушение прокурором г. Благовещенска положений ст. 45 ГПК РФ при обращении в суд с настоящим иском, поскольку в нем не указано какое конкретное субъективное право неопределенного круга лиц оказалось нарушенным.
На основании изложенного просили в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Как следует из отзыва администрации г. Благовещенска на исковое заявление, данное третье лицо поддерживает заявленные истцом требования.
Из отзыва управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска на исковое заявление следует, что заявленные истцом требования данное третье лицо не поддерживает, поскольку отнесение принадлежащих ответчику котельных к 3-й категории надежности электроснабжения свидетельствует о необязательности их оборудования резервными источниками электроснабжения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, на основании договора аренды от 02.05.2017 № 35-К собственником (ОАО «Облкомунсервис») в пользование ООО «Тепловая компания» было передано в пользование и на обслуживание следующее имущество - котельная «ПУ-6» - ул. Ленина, д. 297, г. Благовещенск; котельная «ПЛ-26» - ул. Островского, д. 273, г. Благовещенск; котельная «ПУ-23» - ул. Строителей, д. 107, г. Благовещенск; котельная «ОЭБЦ» - ул. Магистральная, д. 37, г. Благовещенск; котельная «Благовещенский Дом-интернат» - ул. Чайковского, д. 307, г. Благовещенск.
В соответствии с п. 2.2.2 указанного договора аренды ООО «Тепловая компания» обязана осуществлять контроль за техническим состоянием котельных, а также производить их текущий и капитальный ремонт. ООО «Тепловая компания» обязана обеспечить соблюдение правил эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности на котельных (п. 2.2.3 договора).
Из актов об осуществлении технологического присоединения от 27.10.2017 года, составленных между сетевой организацией – АО «Амурские коммунальные системы» и ООО «Тепловая компания» следует, что вышеперечисленным котельным была присвоена третья категория надежности электроснабжения.
Как следует из доводов стороны ответчика, не оспаривавшихся истцом, для поддержания технологического процесса на указанных котельных на период отключения электроснабжения у ООО «Тепловая компания» имеется мобильная ДЭС мощностью 30 кВт, находящаяся на базе по ул. Гражданская, 119 г. Благовещенска, которая доставляется на любую котельную в течении часа. Самостоятельных резервных источников питания на указанных котельных не имеется.
Из статьи1Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) следует, что настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1).
Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (часть2).
К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 3).
В статье2Федерального закона № 190-ФЗ содержится перечень основанных понятий.
Так под теплоснабжением понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (пункт 8); под надёжностью теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (пункт 17).
Согласно положению пункта 1 части 1 статьи3Федерального закона № 190-ФЗ обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов является одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи20Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 утверждены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), введённые в действие с 01 октября 2003 г.
В ПТЭТЭ содержится перечень терминов и определений.
Так котельными признается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Пунктом 1.3 ПТЭТЭ предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 г. № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее – Правила устройства электроустановок), в которых закреплены следующие положения.
Данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (пункт 1.1.1 Правил устройства электроустановок).
Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (пункт 1.1.3 Правил устройства электроустановок).
Приёмник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (пункт 1.2.7 Правил устройства электроустановок).
Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (пункт 1.2.10 Правил устройства электроустановок).
Категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (пункт 1.2.17 Правил устройства электроустановок).
В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий (пункт 1.2.18 Правил устройства электроустановок).
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса (пункт 1.2.19 Правил устройства электроустановок).
электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады (пункт 1.2.20 Правил устройства электроустановок).
В соответствии с пунктом 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442, для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в пункте 14.1 которых закреплены следующие положения.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающихустройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. № 229 утверждены строительные нормы и правила «Котельные установки» (СНиП II-35-76 «Котельные установки»).
Пунктом 14.2 «СНиП II-35-76. Котельные установки», установлено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов» в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни.
Следовательно, СНиП II-35-76 «Котельные установки» являются действующими и содержат следующие положения.
Потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся:
к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции);
ко второй категории - остальные потребители тепла (пункт 1.11).
Котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся:
к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
ко второй категории - остальные котельные (пункт 1.12).
При этом судом учитывается, что «СП 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 281, с 17 июня 2017 года утратил силу, за исключением пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 944/пр утверждены и введены в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа СП 89.13330 «СНиП II-35-76 Котельные установки» (пункт 1).
Исходя из даты издания данного приказа СП 89.13330 «СНиП II-35-76 Котельные установки» введены в действие с 16 июня 2017 г.
Согласно пункту 2 данного приказа с момента введения в действие СП 89.13330 «СНиП II-35-76 Котельные установки» признать не подлежащим применению СП 89.13330.2012 «СНиП II-35-76 Котельные установки», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 281, за исключением пунктов СП 89.13330.2012 «СНиП II-35-76 Котельные установки», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.
В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» включён пункт 4 СП 89.13330.2012 «СНиП II-35-76 Котельные установки», в подпункте 4.8 которого закреплены следующие правила.
Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям (согласно СП 74.13330) подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся: котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что электроприемники котельных должны относиться не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения.
Отпуск электрической энергии на котельные, эксплуатируемые ООО «Тепловая компания» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется акционерным обществом «Амурские коммунальные системы» на основании договора энергоснабжения № БЭООЭ0005735 от 20.09.2017 года.
Согласно пункту 1.7 ПТЭТЭ ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, анализируя приведенные выше нормы закона, суд приходит к выводу, что обязанность по оснащению котельных резервным источником электроснабжения возложена на собственников имущества и организацию, эксплуатируемую данное имущество.
Судом установлено, что с момента вступления ООО «Тепловая компания» во владения вышеуказанными котельными, у данного юридического лица возникла самостоятельная обязанность по исполнению требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115.
В этой связи суд приходит к выводу, что не оснащение вышеуказанных котельных резервными источниками питания свидетельствует о ненадлежащем выполнении теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей котельные, приведенных требований законодательства по подготовке к отопительному сезону, теплоснабжению населения, в части обеспечения котельных резервными источниками электропитания, в связи с чем, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд полагает, что отсутствие резервного источника электроснабжения на котельных может повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц в случае выхода из строя котельной в течение отопительного сезона.
Согласно пункту 1 статьи539ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с положениями статьи543ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (пункт 1).
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которые содержат следующие положения.
Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложение № 1 (подпункт «в» пункта 3).
предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт «г» пункта 3);
качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам (подпункт «д» пункта 3).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В силу статьи2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу статей20,41 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 г. № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно которым санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2).
Следовательно, полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении вышеуказанных котельных приведет к нарушению прав и законных интересов граждан, в том числе в части санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение и.о. прокурора г. Благовещенска в суд с указанным иском в интересах неопределённого круга лиц обусловлено тем, что поскольку отсутствие резервных источников электроснабжения в спорных котельных, в случае неисправности основных источников повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг в виде отопления надлежащего качества в необходимых объемах.
Анализ содержания искового заявления позволяет сделать вывод о том, что круг заинтересованных лиц, в отношении которых заявлен настоящий иск прокурором – чьи права, свободы и законные интересы прокурор считает нарушенными и в отношении которых имеется угроза нарушения их прав, свобод и законных интересов – невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истцов, так как невозможно установить тех лиц, кто проживает и временно пребывает в жилых помещениях, в которые ответчиком поставляется коммунальная услуга в виде отопления. Таким образом, данный круг лиц является неопределенным.
В этой связи суд считает, что прокурором обоснованно заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц.
Исходя из установленных обстоятельств, суд полагает заявленные и.о. прокурора г. Благовещенска исковые требования законными и обоснованными.
Относительно срока выполнения работ, суд, с учетом даты рассмотрения настоящего гражданского дела, а также предполагаемого срока начала отопительного сезона 2020-2021 годов, полагает необходимым установить его в размере двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи333.36НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи103ГПК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подлежащая к уплате государственная пошлина, подпункту 3 пункта 1 статьи333.19Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей.
В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче заявления освобождён в силу указаний закона, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора г. Благовещенска – удовлетворить в части.
Обязать ООО «Тепловая компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устройству резервных источников электроснабжения на следующих котельных:
- котельная «ПУ-6», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 297;
- котельная «ПЛ-26», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Островского, 273;
- котельная «ПУ-23», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Строителей, 107;
- котельная «ОЭБЦ», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Магистральная, 37;
- котельная «Благовещенский Дом-Интернат», расположенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, 307.
Взыскать с ООО «Тепловая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.К. Воронин
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2020 года