УИН 36RS0006-01-2021-007153-06
№ 2а-4410/21
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Гугнивенко И.В.,
с участием:
административного истца Соловьевой И.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой Ирины Валерьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным приказа №з от 16.08.2021 об исключении из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области»,
установил:
Административный истец Соловьева И.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является многодетной матерью троих детей.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №-з от 31.12.2013 она была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство с 31.10.2013.
16.08.2021 Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области издал приказ об исключении Соловьевой И.В. из указанного реестра, поскольку её старшая дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исполнилось № лет, в связи с чем, многодетная семья не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 13 Закона Воронежской области.
Административный истец указала, что бездействие административного ответчика, который с момента включения её в реестр и до августа 2021 года ни разу не направил предложение об утверждении земельного участка, нарушает её права, как многодетной матери, на получение бесплатно земельного участка.
В судебном заседании административный истец Соловьева И.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить; пояснила изложенное, просила: признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № № от 16.08.2021 об исключении административного истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области; признать незаконными действия выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка; признать за административным истцом право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п. 5 ч.1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области»; обязать Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области восстановить административного истца в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет -31.12.2013 и направить предложение о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в собственность.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шафоростов П.В. в судебном заседании считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что на момент предоставления земельного участка в собственность, гражданин должен обладать статусом многодетного гражданина, определенным ч.2.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ; предельный период времени, который может пройти с момента включения многодетного гражданина в реестр и до направления ему уведомления о предстоящем предоставлении земельного участка, не определен ни законом, ни подзаконными актами; представлен письменный отзыв.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Соловьева И.В. является матерью троих детей, что не оспаривалось ответчиком и подтверждает приказом о включении в Реестр.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №-з от 31.12.2013 Соловьева И.В. включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства с 31.10.2013 (л.д.11).
11.03.2021 на свое обращение к административному ответчику Соловьева И.В. получила ответ, что из документов, имеющихся у департамента, усматривается, что старшей дочери ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 27 лет, в связи с чем, данная многодетная семья не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 16 Воронежской области. На основании постановления правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 департаментом проводится актуализация Реестра с учетом выявленных оснований для исключения из Реестра. На момент рассмотрения обращения такое решение не принято (л.д.12).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 Соловьева И.В. исключена из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное представление земельных участков на территории Воронежской области (л.д.13).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Указанная редакция действует с 30.12.2015.
До 01.03.2015 действовали нормы ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно ч.2.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ (ред. от 19.06.2015) "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков.
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, согласно п.1.2 которого ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент), органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.13, 2.14 Постановления Правительства Воронежской области от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" указанного Порядка включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из следующих видов землепользования…индивидуальное жилищное строительство. После проведения проверки соответствия сведений, указанной в пункте 1.5 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований, указанных в части 7 статьи 13.1 Закона, Департамент, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней принимают решение о включении заявителя в Реестр. Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления. Формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом, органом местного самоуправления по форме, определяемой приказом Департамента. Реестр подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления по состоянию на 1 января каждого года. Реестр формируется в хронологическом порядке,состоит из групп в соответствии с указанным в заявлении целевым использованием земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.
Основаниями для исключения из Реестра являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона. Исключение заявителя из Реестра производится на основании приказа Департамента, правового акта органа местного самоуправления об исключении с указанием мотивированных причин, копия которого направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня его принятия.
Согласно ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года. Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр. Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области.
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка.
В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня получения письменного согласия принимают решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае отказа многодетного гражданина от предложенного ему земельного участка или непредставления письменного согласия на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменного отказа от предложенного земельного участка в установленный частью 8 настоящей статьи срок, данный земельный участок предлагается другим многодетным гражданам, включенным в Реестр, в порядке очередности.
С момента постановки Соловьевой И.В. на учет в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (31.12.2013) и до вынесения приказа об исключении Соловьевой И.В. из указанного реестра (16.08.2021) Департаментом в адрес административного истца не было направлено предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Исходя из анализа п.п. 1 п. 2.13 Постановления Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" основаниями для исключения из Реестра являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона.
Таким образом, нормативными актами субъекта РФ – Воронежской области предусматривается возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в указанном случае, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Однако суд полагает, что указанная норма закона субъекта противоречит нормам федерального законодательства, исходя из того, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Субъект Российской Федерации, также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
На момент снятия с учета Соловьева И.В., несмотря на достижение одним из детей 23-летнего возраста, продолжала оставаться гражданкой, которая на день подачи заявления о предоставлении земельных участков, являлась многодетной матерью, воспитывающей троих несовершеннолетних детей и обратившейся за предоставлением земельного участка.
Таким образом, поскольку возникновение права на получение земельного участка связано с наличием трех или более несовершеннолетних детей на момент постановки на учет, а не на момент предоставления земельного участка, основания, дающие право на получение в собственность бесплатно земельного участка, Соловьевой И.В. утрачены не были, соответственно отсутствовали основания для снятия её с учета.
С учетом вышеизложенного сам по себе факт достижения одним из детей в многодетной семье 23-летнего возраста ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Воронежской области № 25-ОЗ и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки.
Позиция по данному вопросу изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 48-АПА19-4 (Об отмене в части решения Челябинского областного суда от 18.12.2018 и признании недействующим пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области").
Кроме того, принимая во внимание, что административным ответчиком в период с 31.12.2013 по 16.08.2021, то есть с момента постановки на учет и до момента исключения из Реестра, Соловьевой И.В. не было направлено ни одного предложения (а доказательств обратного в материалы дела не представлено) представить свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка, суд полагает, что административным ответчиком ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства применимо к данным правоотношениям.
Каких-либо условий, при которых административный ответчик может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению земельного участка для многодетной семьи, законодательством не предусмотрено.
При соблюдении административным ответчиком положений соответствующего закона в части сроков и порядка направления многодетным гражданам соответствующего уведомления, административный истец Соловьева И.В. имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействия, административного ответчика, выраженные в не направлении предложения на получение в собственность земельного участка, а следовательно и приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № № от 16.08.2021 об исключении Соловьевой И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, является незаконным, противоречащими требованиям федерального законодательства и нарушающим права административного истца, которые не были реализованы по вине органа государственной власти субъекта.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с тем, что приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 об исключении административного истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области признан незаконным, то способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика восстановить Соловьеву И.В. в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет – 31.12.2013, и направить ей предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Поскольку судом установлено нарушение прав административного истца Соловьевой И.В. со стороны Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в связи с чем, суд считает подлежащим удовлетворению требования о признании незаконными бездействия, выраженного в не направлении предложения на получение в собственность земельного участка, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» подлежащими удовлетворению.
Требования о признании права на предоставление в собственность земельного участка применительно к требованиям ст. 227 ч.1 п.1 КАС РФ являются способом восстановления нарушенного права, так как в данном случае это право не является оспариваемым правом в понятии гражданского законодательства, а вытекает из самого факта включения в Реестр, когда при включении в Реестр многодетные граждане автоматически приобретают право на предоставление земельных участков в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Соловьевой Ирины Валерьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным приказа №з от 16.08.2021 об исключении из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка.
Признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 об исключении Соловьевой Ирины Валерьевны из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области.
Признать за Соловьевой Ириной Валерьевной право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области восстановить Соловьеву Ирину Валерьевну в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет – 13.12.2013, и направить Соловьевой Ирине Валерьевне предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течении месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2021.
УИН 36RS0006-01-2021-007153-06
№ 2а-4410/21
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Гугнивенко И.В.,
с участием:
административного истца Соловьевой И.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой Ирины Валерьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным приказа №з от 16.08.2021 об исключении из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области»,
установил:
Административный истец Соловьева И.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является многодетной матерью троих детей.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №-з от 31.12.2013 она была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство с 31.10.2013.
16.08.2021 Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области издал приказ об исключении Соловьевой И.В. из указанного реестра, поскольку её старшая дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исполнилось № лет, в связи с чем, многодетная семья не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 13 Закона Воронежской области.
Административный истец указала, что бездействие административного ответчика, который с момента включения её в реестр и до августа 2021 года ни разу не направил предложение об утверждении земельного участка, нарушает её права, как многодетной матери, на получение бесплатно земельного участка.
В судебном заседании административный истец Соловьева И.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить; пояснила изложенное, просила: признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № № от 16.08.2021 об исключении административного истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области; признать незаконными действия выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка; признать за административным истцом право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п. 5 ч.1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области»; обязать Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области восстановить административного истца в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет -31.12.2013 и направить предложение о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в собственность.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шафоростов П.В. в судебном заседании считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что на момент предоставления земельного участка в собственность, гражданин должен обладать статусом многодетного гражданина, определенным ч.2.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ; предельный период времени, который может пройти с момента включения многодетного гражданина в реестр и до направления ему уведомления о предстоящем предоставлении земельного участка, не определен ни законом, ни подзаконными актами; представлен письменный отзыв.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Соловьева И.В. является матерью троих детей, что не оспаривалось ответчиком и подтверждает приказом о включении в Реестр.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №-з от 31.12.2013 Соловьева И.В. включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства с 31.10.2013 (л.д.11).
11.03.2021 на свое обращение к административному ответчику Соловьева И.В. получила ответ, что из документов, имеющихся у департамента, усматривается, что старшей дочери ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 27 лет, в связи с чем, данная многодетная семья не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 16 Воронежской области. На основании постановления правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 департаментом проводится актуализация Реестра с учетом выявленных оснований для исключения из Реестра. На момент рассмотрения обращения такое решение не принято (л.д.12).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 Соловьева И.В. исключена из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное представление земельных участков на территории Воронежской области (л.д.13).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Указанная редакция действует с 30.12.2015.
До 01.03.2015 действовали нормы ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно ч.2.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ (ред. от 19.06.2015) "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков.
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, согласно п.1.2 которого ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент), органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.13, 2.14 Постановления Правительства Воронежской области от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" указанного Порядка включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из следующих видов землепользования…индивидуальное жилищное строительство. После проведения проверки соответствия сведений, указанной в пункте 1.5 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований, указанных в части 7 статьи 13.1 Закона, Департамент, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней принимают решение о включении заявителя в Реестр. Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления. Формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом, органом местного самоуправления по форме, определяемой приказом Департамента. Реестр подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления по состоянию на 1 января каждого года. Реестр формируется в хронологическом порядке,состоит из групп в соответствии с указанным в заявлении целевым использованием земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.
Основаниями для исключения из Реестра являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона. Исключение заявителя из Реестра производится на основании приказа Департамента, правового акта органа местного самоуправления об исключении с указанием мотивированных причин, копия которого направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня его принятия.
Согласно ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года. Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр. Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области.
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка.
В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня получения письменного согласия принимают решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае отказа многодетного гражданина от предложенного ему земельного участка или непредставления письменного согласия на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменного отказа от предложенного земельного участка в установленный частью 8 настоящей статьи срок, данный земельный участок предлагается другим многодетным гражданам, включенным в Реестр, в порядке очередности.
С момента постановки Соловьевой И.В. на учет в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (31.12.2013) и до вынесения приказа об исключении Соловьевой И.В. из указанного реестра (16.08.2021) Департаментом в адрес административного истца не было направлено предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Исходя из анализа п.п. 1 п. 2.13 Постановления Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" основаниями для исключения из Реестра являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона.
Таким образом, нормативными актами субъекта РФ – Воронежской области предусматривается возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в указанном случае, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Однако суд полагает, что указанная норма закона субъекта противоречит нормам федерального законодательства, исходя из того, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Субъект Российской Федерации, также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
На момент снятия с учета Соловьева И.В., несмотря на достижение одним из детей 23-летнего возраста, продолжала оставаться гражданкой, которая на день подачи заявления о предоставлении земельных участков, являлась многодетной матерью, воспитывающей троих несовершеннолетних детей и обратившейся за предоставлением земельного участка.
Таким образом, поскольку возникновение права на получение земельного участка связано с наличием трех или более несовершеннолетних детей на момент постановки на учет, а не на момент предоставления земельного участка, основания, дающие право на получение в собственность бесплатно земельного участка, Соловьевой И.В. утрачены не были, соответственно отсутствовали основания для снятия её с учета.
С учетом вышеизложенного сам по себе факт достижения одним из детей в многодетной семье 23-летнего возраста ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Воронежской области № 25-ОЗ и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки.
Позиция по данному вопросу изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 48-АПА19-4 (Об отмене в части решения Челябинского областного суда от 18.12.2018 и признании недействующим пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области").
Кроме того, принимая во внимание, что административным ответчиком в период с 31.12.2013 по 16.08.2021, то есть с момента постановки на учет и до момента исключения из Реестра, Соловьевой И.В. не было направлено ни одного предложения (а доказательств обратного в материалы дела не представлено) представить свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка, суд полагает, что административным ответчиком ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства применимо к данным правоотношениям.
Каких-либо условий, при которых административный ответчик может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению земельного участка для многодетной семьи, законодательством не предусмотрено.
При соблюдении административным ответчиком положений соответствующего закона в части сроков и порядка направления многодетным гражданам соответствующего уведомления, административный истец Соловьева И.В. имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействия, административного ответчика, выраженные в не направлении предложения на получение в собственность земельного участка, а следовательно и приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № № от 16.08.2021 об исключении Соловьевой И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, является незаконным, противоречащими требованиям федерального законодательства и нарушающим права административного истца, которые не были реализованы по вине органа государственной власти субъекта.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с тем, что приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 об исключении административного истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области признан незаконным, то способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика восстановить Соловьеву И.В. в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет – 31.12.2013, и направить ей предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Поскольку судом установлено нарушение прав административного истца Соловьевой И.В. со стороны Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в связи с чем, суд считает подлежащим удовлетворению требования о признании незаконными бездействия, выраженного в не направлении предложения на получение в собственность земельного участка, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» подлежащими удовлетворению.
Требования о признании права на предоставление в собственность земельного участка применительно к требованиям ст. 227 ч.1 п.1 КАС РФ являются способом восстановления нарушенного права, так как в данном случае это право не является оспариваемым правом в понятии гражданского законодательства, а вытекает из самого факта включения в Реестр, когда при включении в Реестр многодетные граждане автоматически приобретают право на предоставление земельных участков в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Соловьевой Ирины Валерьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным приказа №з от 16.08.2021 об исключении из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выраженное в не предоставлении в собственность земельного участка.
Признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 16.08.2021 об исключении Соловьевой Ирины Валерьевны из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области.
Признать за Соловьевой Ириной Валерьевной право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области восстановить Соловьеву Ирину Валерьевну в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с первоначальной даты постановки на учет – 13.12.2013, и направить Соловьевой Ирине Валерьевне предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течении месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2021.