Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-308/2020 (2а-6529/2019;) ~ М-5998/2019 от 20.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-308/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к В.С.П. о взыскании недоимки по пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к В.С.П. о взыскании задолженности по пени в размере 5618,25 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу в размере 3371,65 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2084,45 руб., пени по земельному налогу в размере 162,15 руб.

В обоснование иска административный истец указал, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах, зарегистрированном имуществе ответчику направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за 2015,2016г. Должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате сумм пени, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с несвоевременной оплатой задолженности налоговым органом в соответствии с ст. 69 НК РФ было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были исчислены суммы пени по транспортному налогу в размере 3371,65 руб., по налогу на имущество физ.лиц в размере 2084,45 руб., по земельному налогу в размере 162,15 руб. Ранее в отношении В.С.П. были вынесены судебные приказы 2а-/2018, 2-/2014, 2-/2013. В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по уплате пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был вынесен мировым судьей, однако впоследствии отменен на основании заявления должника. В связи с вышеизложенным, административный истец просил иск удовлетворить.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил заявление об уточнении исковых требований, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налоговым органом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о списании пени по транспортному налогу в размере 2794,17 руб., пени по налогу на имущество в размере 1367,53 руб., пени по земельному налогу в размере 234,76 руб. Просит взыскать с В.С.П. задолженность по пени в размере 3554,13 руб., в том числе: пени по транспортному налогу в размере 1406,02 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1993,59 руб., пени по земельному налогу в размере 154,52 руб.

Административный ответчик В.С.П. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен срок исковой давности для подачи заявления о взыскании, указанные истцом причины пропуска срока (отсутствие денежных средств) не могут быть признаны уважительными (кассационное определение 9 кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019г. по делу а-1053/2019), требование об оплате пени истцом в адрес ответчика не направлялись. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Изучив доводы административного искового заявления, выслушав ответчика, проверив материалы дела, суд считает иск не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налог признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом, согласно п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица.

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В силу п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Ставки налога установлены статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ГД "О транспортном налоге на территории <адрес>".

Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно частям 4 и 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что В.С.П. являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц в 2015-2016 годах.

Из материалов дела следует, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах, зарегистрированном имуществе ответчику межрайонной инспекцией направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за 2015,2016г.В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ (в редакции, действовавшей в соответствующий налоговый период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ В.С.П. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу в общей сумме 5618,25 руб., что подтверждается требованием и списком корреспонденции заказных писем с отметкой Почты России об отправке от ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду неоплаты пени в размере, указанном в требовании, Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по пени в размере 5618,25 руб. с В.С.П. На основании заявления налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании пени. На основании заявления В.С.П. данный судебный приказ был отменен, что подтверждается определением мирового судьи от 19.07.2019г.

Право на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по пени в принудительном порядке возникло у налогового органа после неоплаты задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, которым был установлен срок для уплаты задолженности не позднее ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением по истечении указанной даты, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, что не оспаривалось административным истцом, заявившим о восстановлении пропущенного срока.

То обстоятельство, что по направленному налоговым органом с нарушением установленного законом срока мировому судье заявлению о вынесении судебного приказа был выдан судебный приказ, отмененный впоследствии, не свидетельствует о том, что срок подачи искового заявления налоговым органом соблюден.

Доказательств того, что Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа до истечения указанных сроков суду не представлено.

Таким образом, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Налоговый орган не оспаривал факт пропуска срока, ходатайствовал о его восстановлении, ссылаясь на отсутствие денежных средств для направления заявления о вынесении судебного приказа почтой, однако никаких доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, налоговым органом не представлено.

Помимо этого следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, уважительные причины его пропуска отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение Межрайонной ИФНС России по <адрес> установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

При указанных обстоятельствах, заявленное административным истцом требование о взыскании с административного ответчика задолженности по пени транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц по требованию от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к В.С.П. о взыскании задолженности по пени транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц по требованию от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 января 2020 года.

Судья:

2а-308/2020 (2а-6529/2019;) ~ М-5998/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Воробьев С.П.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ковригина Н.Н.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Регистрация административного искового заявления
20.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее