Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-632/2022 ~ М-86/2022 от 21.01.2022

Дело № 2-632/22

18RS0023-01-2022-000213-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Голубева В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Н.В.,

с участием

истца Таначева В.И., его представителя Таначевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таначева <данные изъяты> к ООО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителей. Заявленные требования мотивированы тем, что между ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртским филиалом АО «ЭнергосюыТ Плюс» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым АО «ЭнергосбыТ Плюс» начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).

Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» начиная с января 2019 года истцу начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО как собственнику земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, д. Сергеево, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в прокуратуру <адрес> с доводами о несогласии с начислением ему платы за обращение с ТКО в отношении земельного участка в отсутствии на них жилым помещений.

По итогам проверки его обращения, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление ж-2020 об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ООО «САХ» предлагалось безотлогательно рассмотреть данное представление и незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести перерасчет платы за обращение с ТКО указанным потребителям, а также принять меры по устранению причин и условий, способствующих данным нарушениям.

Не согласившись с этим ООО «САХ» обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -ж-2020.

Решением арбитражного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А71-7876/2020 оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» <адрес> о признании недействительным представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж-2020 отказано.

До настоящего времени вышеуказанное предписание ответчиком не выполнено, перерасчет не произведен.

Считает, что регулирование правоотношений по вышеуказанным правоотношениям подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» и он имеет право предъявить иск по месту своего нахождения.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Размер убытков составляет цену, уплаченную истцом за обращение с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1986 рублей 33 копейки.

Вследствие необходимости вести с ответчиком длительные бесполезные переговоры, истец испытывает сильные нервные стрессы, так как суммы начисляемые ему за невыполняемые коммунальные услуги для него являются значительными.

Поэтому считает, что своими действиями ответчик наносит ему нравственные и физические страдания, то есть, моральный вред, на возмещение которого истец имеет право в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей». Моральный вред оценивает в сумме 20000 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд: признать незаконными действия ответчика по начислению ему платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО как собственнику земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, д. Сергеево, <адрес>; обязать ответчика прекратить начисленные истцу платы за коммунальную услуги по обращению с ТКО как собственнику земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, д. Сергеево, <адрес>; взыскать с ответчика в его пользу убытки в размере 1986 рублей 33 копейки, уплаченные им за обращение с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 3000 рублей; взыскать с ответчика в его пользу 20000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

На указанные исковые требования ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» был направлен отзыв, в котором указано, что согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации (далее - РФ) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

По итогам конкурсного отбора на территории Удмуртской Республики (далее - УР) региональным оператором по обращению с ТКО определен Ответчик.

Между Ответчиком и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее - Министерство) ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории УР (далее - Соглашение).

В соответствии с заключенным Соглашением Ответчик обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО, в УР, утвержденной постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ , (далее - Территориальная схема) и действующим законодательством РФ и УР.

К деятельности по обращению с ТКО на территории УР Ответчик приступил с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абз. 3 подп. «б» п. 148 (23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту «Правила предоставления коммунальных услуг»), исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО, которым является Ответчик, имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовки доставки платежных документов потребителям.

При этом жилищным законодательством не предусмотрено получение согласия потребителя коммунальной услуги на привлечение Ответчиком на основании договора третьих лиц для целей подготовки и доставки ему платежного документа, а также платежного агента, банковского платежного агента.

Обязательство АО «ЭнергосбыТ Плюс», в лице Удмуртского филиала, производить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовку доставки платежных документов потребителям основано на договоре, заключенном с Ответчиком № ЖКХ-19 от ДД.ММ.ГГГГ (копия договора прилагается).

Пунктом 2 статьи 24.6 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ.

Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ » (далее - Правила обращения с ТКО).

По вопросу произведенного Ответчиком перерасчета платы Истцу пояснено следующее.

Согласно ч.1 ст.180 АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда АП-2149/202 l-AK от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А71-7876/2020 об отказе ООО «САХ» в удовлетворении заявления о признании незаконным представления ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> УР о незаконном начислении ФИО1 платы за услугу по обращению с ТКО по Земельным участкам в отсутствие установленного норматива потребления ТКО на земельные участки без жилых домов, оставлено без изменений, апелляционная жалоба ООО «САХ» - без удовлетворения (копии вышеперечисленных представления, решения и постановления прилагаются).

Вместе с тем, из вышеуказанного постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует, что оспариваемое представление выдано в результате установления неправомерного начисления Ответчиком Истцу платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за 2019 год (абз. 6 ст. 12).

На основании вышеизложенного, во исполнение вышеуказанного постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и решения Арбитражного суда УР, а также представления, Ответчиком произведен перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО Истцу как собственнику Земельного участка, сторнировав начисления «до 0» с даты начала оказания услуги - ДД.ММ.ГГГГ (справку о расчетах жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прилагается) по ДД.ММ.ГГГГ, в размере минус 1142 руб. 40 коп.

В остальной части, с заявленными Истцом требованиями, по спорному периоду начисления платы, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ООО «САХ» не согласно по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (далее - Договор).

В силу подпункта «в» пункта 8 (1) раздела 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ » (далее - Правила обращения с ТКО) региональный оператор заключает Договоры в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по заключению Договора возникает не только у собственника жилого дома или жилого помещения, но и у владельцев нежилых помещений и земельных участков.

Следовательно, в связи с тем, что Истец, во исполнение норм п. 8(17) Правил обращения с ТКО, не направил Ответчику в письменной форме заявку на заключение Договора, в установленные настоящим пунктом правил сроки, соответствующий Договор, на основании данного пункта правил, считается заключенным на условиях типового договора и вступил в силу на 16 рабочий день с даты размещения на официальном сайте Ответчика предложения о заключении Договора и проекта соответствующего договора - ДД.ММ.ГГГГ (предложение и форма Договора были размещены на официальном сайте Ответчика www.регоператорудмуртии.рф, а также в официальном источнике в газете «Известия УР» ДД.ММ.ГГГГ);

Наличие на земельном участке жилого дома как обязательного требования для начисления платы за услугу по обращению с ТКО законом не установлено, следовательно, не является основанием для освобождения потребителя как собственника земельного участка от оплаты соответствующей услуги.

На основании вышеизложенного, выводы Истца о возможности заключения Договора и последующего начисления платы за услугу по обращению с ТКО только при условии нахождения на земельном участке жилого дома, изложены с неправильным применением норм материального права.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (абз. 5 стр. 4 определения Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемым к нему фотоматериалам (прилагается): на земельном участке расположен жилой дом, надворные постройки (гараж, теплицы), разбит огород (грядки), границы обнесены забором. На момент составления акта осмотра на земельном участке находился Истец, от подписания акта осмотра отказался.

Согласно карточки личного приема Истца ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора района (ст. 35 материалов судебного дела № А71-7876/2020), сам Истец указывает о расположении на Земельном участке хозяйственных построек, а также указывает на факт пользования Земельным участком и постройками на нем в летний период ежегодно.

Согласно свидетельству государственной регистрации права (ст. 38 материалов судебного дела № А71-7876/2020) на Земельном участке расположено (зарегистрировано) нежилое одноэтажное строение общей площадью 54 кв.м.

Из письма администрации муниципального образования (ст. 46 материалов судебного дела № А71-7876/2020) следует, что на Земельном участке располагаются гараж, баня, теплица.

Следовательно, на Земельном участке зафиксирован факт осуществления Истцом процессов жизнедеятельности человека.

Указанное подтверждается самим Истцом (со слов Истца Земельный участок и постройки на нем используются в летний период ежегодно), закономерным и неотъемлемым результатом которых является образование ТКО.

Исходя из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

ТКО являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Федеральный закон об отходах производства и потребления предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (п.1 ст. 20).

Так, Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный классификационный каталог отходов).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены в том числе следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к ТКО:

-7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ - в отсутствие официально зарегистрированного жилого дома на Земельном участке, согласно акту осмотра Земельного участка и прилагаемым фотоматериалам, фактически на Земельном участке располагается строение, отвечающее признакам жилого.

- 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно­кустарниковыми посадками, относящиеся к ТКО - согласно акту осмотра Земельного участка и прилагаемым фотоматериалам, на Земельном участке располагаются теплицы, разбит огород (грядки).

На основании вышеизложенного, выводы Истца об отсутствии факта обнаружения на Земельном участке ТКО, в том числе при составлении акта осмотра участка, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 указанного кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО, предусмотренные приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО» не содержит такую категорию, как «земельный участок, на котором могут образовываться ТКО». Соответствующая категория не содержится и в постановлении Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Удмуртской Республики». В связи с этим, с целью недопущения образования на таких земельных участках мест несанкционированного размещения ТКО (далее - Несанкционированные свалки), региональный оператор заключает соответствующие Договоры с собственниками и иными законными владельцами и пользователями земельных участков, применяя гражданское законодательство по аналогии. Аналогичным нормативом накопления ТКО применительно к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», «жилая застройка», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», «блокированная жилая застройка», «передвижное жилье», является норматив накопления ТКО, применяемый к индивидуальным жилым домам, при этом в качестве расчетной единицы применяется 1 собственник (пользователь, владелец) земельного участка.

Такой подход позволяет обеспечить баланс интересов как потребителя, ответственного за использование земельного участка по соответствующему назначению и с соблюдением требований земельного законодательства РФ, предусматривающих обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно- гигиенических правил, нормативов, не допускать загрязнение почвы (ст. 42 Земельного кодекса РФ), так и регионального оператора, обеспечивающего вывоз ТКО с территории муниципального образования, в границах которого находятся соответствующие земельные участки. Обратное, привело бы к необходимости взыскания с собственника земельного участка, на котором размещаются несанкционированные свалки, убытков, связанных с ликвидацией таких свалок, что в несколько раз превышает размер ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО, которой потребитель безусловно пользуется, в том числе совершая конклюдентные действия в виде складирования ТКО на близлежащих к своему земельного участку контейнерных площадках, являющихся объектами общего пользования.

Вышеизложенная позиция Заявителя, подтверждается Арбитражным—судом <адрес>, в рамках рассмотрения кассационной жалобы по судебному делу № А60-17250/2020 и вынесенного по нему постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого с учетом указанных обстоятельств дела, ввиду наличия вывода об отсутствии тождества между магазином, осуществляющим торговлю книгами, и магазином промтоваров, для которого установлен норматив, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в спорной ситуации необходимо основываться на нормативе, наиболее приближенном к существующему.

Также стоит отметить следующее: постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории УР» утверждена категория отходообразователя «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства)».

Не смотря на тот факт, что в большинстве случаев, на Садоводческих, огороднических иди дачных некоммерческих объединениях граждан, также, как и в рассматриваемой ситуации (по настоящему судебному делу) в отсутствие официально зарегистрированных жилых домов, фактически на земельных участках располагаются строения, отвечающие признакам жилого - обеспеченные инженерными системами и пригодные к постоянному проживанию и (или) данные строения отсутствуют, норматив накопления ТКО законодателем был утвержден и плата за услугу по обращению с ТКО взымается.

Законодатель не может предусмотреть абсолютно для всех категорий отходообразователей соответствующий норматив накопления ТКО.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Постановление ПРФ от ДД.ММ.ГГГГ ), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На основании вышеизложенного, в отсутствие официально зарегистрированного жилого дома, фактически на Земельном участке располагается строение, отвечающее признакам жилого.

Выводы Истца об отсутствии на Земельном участке строений отвечающих признакам жилого и пригодных к постоянному проживанию, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно п. 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 10 Правил обращения с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

-       в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

-       в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

-       в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно п. 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на услуги по обращению с ТКО (при отсутствии заключенного договора в письменном виде, такое место накопления согласно публичной оферты регионального оператора определяется как ближайшее место (площадка) накопления ТКО согласно Территориальной схеме), потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Пунктом 2 Правил обращения с ТКО определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.

Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников, и в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 438 ГК РФ, в п. 8(12), 8(15), 8 (17) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ » (далее - Правила обращения с ТКО), содержатся условия заключения конкретного договора на условиях типового договора в случаях: уклонения потребителя от заключения конкретного договора, неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям, а также не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в п. 2,3 ст. 434 ГК РФ, так и путем применения условий, содержащихся в указанных пунктах Правил обращения с ТКО. При наступлении поименных в них обстоятельствах договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.

Как было указано в заявлении о признании незаконным Представления, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено на официальном сайле регионального оператора www.регоператорудмуртии.рф и в газете «Известия Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ (4876), следовательно, типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным.

Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с ТКО построено законодателем по модели абонентского договора (ст. 429.4 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение, по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

Заявлений от собственников и пользователей земельных участков и (или) жилых домом, расположенных на <адрес> д. <адрес> УР, по вопросу некачественного предоставления услуги по обращению с ТКО (ие вывоз ТКО) в адрес Ответчика не поступало.

Таким образом, на основании вышеизложенного, факт фактического оказания Ответчиком Истцу услуг по обращению с ТКО по Земельному участку является доказанным, также Истец лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должно утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Ответчиком.

На основании вышеизложенного, выводы Истца об отсутствии доказательств фактического оказания Ответчиком Истцу услуг по обращению с ТКО, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В части взыскания судебных расходов, связанных с оплатой услуг за составление искового заявления пояснено следующее.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде, в частности, относятся, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Согласно п.10-14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В адрес Ответчика доказательств фактически понесенных Истцом расходов, связанных с оплатой услуг за составление искового заявления, представлено не было.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.

Реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Законодательство РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к условиям о выплате вознаграждения исполнителю в договорах возмездного оказания услуг. Следовательно, стороны договора возмездного оказания услуг вправе согласовать выплату вознаграждения исполнителю в различных формах (в зависимости от фактически совершенных исполнителем действий или от результата действий исполнителя), если такие условия не противоречат основополагающим принципам российского права (публичному порядку РФ).

Однако включение сумм, выплаченных исполнителю по договору возмездного оказания юридических услуг, в состав судебных расходов должно осуществляться исходя из требований процессуального законодательства РФ, в частности, на основе оценки судом разумности взыскиваемых судебных расходов.

Настоящее дело особой сложности не представляет. Из анализа содержания и объема, подготовленного Истцом искового заявления, следует, что подготовка данного документа не требовала значительных временных и интеллектуальных затрат.

Размер судебных издержек (3 000 (три тысячи рублей), превышающий цену основных исковых требований (1 986 (одна тысяча девятьсот восемьдесят шесть) рублей 33 копеек), носит явно неразумный и несоразмерный характер.

В части взыскания компенсации морального вреда пояснено следующее.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.

Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Считают заявленный размер компенсации морального вреда (20 000 (двадцать тысяч) рублей) носит явно неразумный и несоразмерный характер.

По указанным основаниям просят отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.59-63).

В дополнительных пояснениях ответчика ООО «Спецавтохозяйство» указано, что начисления по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> производятся по лицевому счету . Формулы расчета за коммунальную услугу по обращению с ТКО определены в Приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления ТКО. Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ утверждены следующие нормативы для граждан в зависимости от места проживания:

- многоквартирные дома, 1 проживающий, 206,64 кг/год;

- индивидуальные жилые дома, 1 проживающий, 199,75 кг/год.

На 2019 год согласно приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ предельный единый тариф составляет 5719,15 руб./т на 2020 – 2021 года согласно Приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф составляет 5713,56 руб./т, на 2022 год согласно Приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ предельный единый тариф составляет 5713,56 руб./т. на первое полугодие, 5763,16 руб./т. на второе полугодие.

Таким образом, размер ежемесячной платы в индивидуальном жилом доме из расчета на одного потребителя по адресу: УР <адрес>, рассчитывается следующим образом: в 2019 году = 1 чел. * 199,75кг в год/12 мес. * 5719,15 руб. т/1000=95,20 руб. в месяц; в 2020 году – первое полугодие 2022 года = 1 чел. * 199,75 кг в год /12 мес. * 5713,56 руб./10000 =95,1 руб. в месяц.

По вопросу перерасчета платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет путем сторнирования начислений с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.20219 в целях исполнения решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А71-7876/2020.

Размер данного перерасчета рассчитывается следующим образом: 95,20 руб./мес. * 12 мес. = 1142,40 руб., что отражено в ООО «Спецавтохозяйство» в апреле 2021 года.

При этом в справке АО «ЭнергосбыТ Плюс» в графе начислено за период за апрель 2021 года отражена сумма начислений за апрель 2021 года с учетом указанного перерасчета следующим образом: 95,11 руб./мес.- 1142,40 руб. = - 1047,29 руб. итого начислено за апрель 2021 года с учетом перерасчета.

По вопросу учета оплаты за 2019 года и обоснования переплаты в размере 463,41 руб. в мае 2021 года пояснено следующее. По состоянию на апрель 2021 года задолженность за обращение с ТКО за предыдущие периоды составляла 538,88 руб., также было произведено начисление за апрель в размере 95,11 руб., таким образом общая сумма начислений составила 678,99 руб., при этом потребителю был произведен вышеуказанный перерасчет в размере 1142,40 руб., таким образом, образовалась переплата за обращение с ТКО в размере 463,41 руб. (678,99 руб. – 1142,40 руб. = 463,41 руб.).

Оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО внесенные с 2019 году в размере 1098,90 руб. после произведения перерасчета за 2019 год отражены в составе переплаты образовавшейся после перерасчета за вычетом части, учтенной в счет погашения задолженности образовавшейся после 2019 года. (л.д.174).

Судом в ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено АО «ЭнергосбыТ Плюс».

От третьего лица АО «ЭнергосбыТ Плюс» в суд поступили пояснения на исковое заявление, согласно которым ООО «САХ» по результатам конкурсного отбора наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике и ДД.ММ.ГГГГ приступило к оказанию услуг. При этом, в силу условий Агентского договора № ЖКХ-19 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «САХ» и АО «ЭнергосбыТ Плюс», последний принял на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет регионального оператора действия на территории УР по заключению договоров с потребителями, расчету платы, выставлению платежных документов и сбору денежных средств. В связи с чем, основанием выставления АО «ЭнергосбыТ Плюс» платежных документов на оплату услуги по обращению с ТКО является Агентский договор № ЖКХ-9 от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Исходя из предмета агентского договора АО «ЭнергосбыТ Плюс» как Агент обязуется за вознаграждение и по поручению Принципала совершать от имени и за счет Принципала юридические и фактические действия. К числу которых относится формирование, печать, доставка платежных документов. Агент, совершая действия по договору в полном объеме руководствуется указаниями Принципала в рамках полученных поручений.

Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ имеющегося в материалах дела, на земельном участке расположен жилой дом, надворные постройки (гараж, теплицы) разбит огород (грядки), границы обнесены забором. Истец лично указывает о расположении на земельном участке хозяйственных построек, а также не отрицает факт пользования земельным участком и постройками на нем в летний период ежегодно. Согласно свидетельству о государственной регистрации права на земельном участке расположено (зарегистрировано) нежилое одноэтажное строение общей площадью 54 кв.м. гараж, баня, теплица. Таким образом, на земельном участке имеются признаки жизнедеятельности, что закономерно влечет образование ТКО. (л.д.136).

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» не явился, суду направлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель третьего лица АО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика и третьего лица

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что с начислением ТКО не согласен. На земельном участке находится нежилое помещение, там нет печки, имеется только баня. На участке нет воды, воду приносят с речки. Участок используется для выращивания овощей. Участок расположен в красной зоне, строительство там запрещено. Участком пользуются только летом. По данному адресу никто не зарегистрирован. Когда он платит за свет, ответчик с этой суммы вычитает за мусор. Было решение суда, что они не должны платить за мусор. Образуется необоснованный долг за электричество, начисляют пени. Просит вернуть денежные средства и прекратить начисление.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что осмотр участка был ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени на участке ничего не изменилось. На участке расположена баня, гараж, теплица. Хотели строить дом, сделали хозяйственный блок, но умер сын и дом они строить не стали. На участке ничего не готовят, привозят готовую пищу. Отходы увозят домой. На участке они не живут, приезжают каждый день. Участок используется только для выращивания овощей. Участок расположен в красной зоне, строительство там запрещено. Участком пользуются только летом. В течение зимы электроэнергией не пользуются. По данному адресу никто не зарегистрирован. Когда он платит за свет, ответчик с этой суммы вычитает за мусор. Было решение суда, что они не должны платить за мусор. Ответчик со счета оплаты за электроэнергию перечисляет денежные средства за ТБО. Образуется необоснованный долг за электричество, начисляют пени. Просит вернуть денежные средства и прекратить начисление.

Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ( ч.9 ст. 155 ЖК РФ).

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ООО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «Спецавтохозяйство» (л.д.120).

Между ООО «Спецавтохозяйство» и АО «ЭнегосбыТ Плюс» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым АО «ЭнегосбыТ Плюс» начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (л.д.145-150).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ч.1 ст. 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключить договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домом и региональными операторами, между собственниками жилых домом и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователям коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регулирую вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее Правила ).

В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил домовладение – это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж), баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты. ; коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установлены настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель – собственник жилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.

Предоставление коммунальной услуги по обращению в твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV (1) Правил.

Согласно п. 148 (1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числе договоров, указанных в пунктах 148 (4) – 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальным отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п. 148 (5) Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

- в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого помещения (домовладения) с соответствующим региональными оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

- в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148(7) Правил предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

Региональный оператор по общению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) – со дня возникновения права собственности на жило1 дом (домовладения) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлено законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственникам жилого дома (домовладения) и организацией указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (подп. В п.148 (11) Правил .)

Порядок определения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, установленный в пункте 148 (30) Правил N 354, предусматривает расчет платы в жилом помещении в формуле 9(1) Приложения N 2, где используются такие переменные, как норматив накопления ТКО и цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложении к настоящим Правилам.

Пункт 148 (34) Правил устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно пункту 148 (36) Правил , при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого жилого помещения.

Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами обусловлено при наличии права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли поселения, общая площадь 1700 кв.м. и расположенного на нем сооружения, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 54 кв.м., инв. № нет, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Сергеево, <адрес>, что следует из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100).

Согласно ответу Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ , на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Сергеево, <адрес> имеется гараж, баня, теплицы, жилого дома нет (л.д. 104).

В ответе отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что земельные участки в <адрес>, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Кигбаевское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Кигбаевское» ДД.ММ.ГГГГ /, расположены в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения д. Сергеево, муниципального образования «Кигбаевское», <адрес>, для которой указанными Правилами установлены следующие ограничения: запрещается использование земельных участков и иных объектов недвижимости для размещения объектов, предназначенных для проживания людей. Таким образом, Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики», в случае направления застройщиком уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в <адрес>, направляет Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не земельном участке в связи с недопустимостью размещения такого объекта.(л.д. 103).

Таким образом, судом установлено, что на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Сергеево, <адрес> жилой дом отсутствует, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.

При отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянного или временно проживающих в таком помещении, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствует требования Жилищного кодекса РФ и положениями Правил .

Вместе с тем, начиная с января 2019 года истцу производилось начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО как собственнику земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Сергеево, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в <адрес> с обращением о несогласии с начислением платы за обращение с ТКО в отношении земельного участка в отсутствии на них жилых помещений. Прокурорской проверкой установлено, что на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Сергеево, <адрес> отсутствует жилой дом, а также иные постройки в которых возможно постоянно проживание граждан. При этом, документы об установлении фактов производства ТКО на данном земельном участке у ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют. У ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении указанного земельного участка, поскольку на них отсутствуют жилые помещения, а также производства ТКО на них региональным оператором не подтвержден. По результатам прокурорской проверки было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ ж-2020 об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в отношении ООО «Спецавтохозяйство», которому было предложено незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести перерасчет платы за обращение с ТКО указанному потребителю, а также принять меры по устранению причин и условий, способствующих данным правонарушениям (л.д.71-73).

Не согласившись с указанным представлением прокуратуры, ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ж-2020.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционной суда от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ООО «Спецавтохозяйство» о признании недействительным представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ж-2020 отказано. (л.д. 13- 26, л.д.27-40, л.д.41-49).

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных Кодексом. Согласно части 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

В абзаце третьем пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" разъяснено, что под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда), а под решением арбитражного суда - судебный акт, предусмотренный статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, по настоящему делу не подлежат оспариванию вопросы, касающиеся нарушения ответчиком Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , выразившееся в необоснованном начислении истцу ФИО1 по адресу: Удмуртская <адрес> д. Сергеево, <адрес>, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

На момент рассмотрения настоящего спора, обстоятельства, послужившие для признания необоснованным начисления платы за коммунальную услугу по обращению ТКО истцу ФИО1 не изменились.

При указанных обстоятельствах действия ООО «Спецавтохозяйство» по начислению истцу ФИО1 платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами признаются судом незаконными, с возложением на ответчика обязанности прекратить начисление платы за указанную коммунальную услугу.

Доводы ответчика о том, что начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в данном случае, является правомерным, поскольку обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельным участком на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО, подлежат отклонению. Материалы дела не содержат доказательств образования на принадлежащем ФИО1 земельном участке твердых бытовых отходов в отношении которых у него как у собственника таких отходов, возникает обязанность по заключению договора на указание соответствующих услуг. Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ не имеет отношения к спорному периоду начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, составлен без участия иных заинтересованных лиц, не подтверждает факт образования ТКО в спорный период, приложенные к акту фотографии не позволяют установить дату их изготовления и нахождение ТКО на земельном участке в данный период.

Доводы ответчика о том, что перерасчет платы за обращение с ТКО должен производится только за 2019 год, поскольку представление прокуратуры выдано в результате установления неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО только за этот период, судом отклоняются как неправомерные. Наличие на земельном участке жилого помещения, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, что является основанием для начисления указанной коммунальной услуги, до настоящего времени не установлено. Доказательств указанного факта суду не представлено.

Из материалов дела следует, что в отношении объекта недвижимости истца по адресу: Удмуртская <адрес> д. Сергеево, <адрес>, сформирован лицевой счет по которому осуществляется начисление платы за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО.

Из справки о предоставлении информации АО «ЭнергосбыТ Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начисление по коммунально1й услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее по тексту ТКО) по адресу: 427991, <адрес> производится по единому лицевому счету (лицевой счет коммунальной услуги Обращение с ТКО ). С ДД.ММ.ГГГГ произведена смена лицевых счетов на 10-значные, о чем было сообщено в счет-квитанции за сентябрь 2020 <адрес> образом, старый лицевой счет «единого платежного документа» , действующего до ДД.ММ.ГГГГ, новый лицевой счет «единого платежного документа» , действующего с ДД.ММ.ГГГГ. Старый лицевой счет коммунальной услуги Обращение с ТКО , действующий до ДД.ММ.ГГГГ, новый лицевой счет коммунальной услуги Обращение с ТКО , действующий с ДД.ММ.ГГГГ. на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республика по делу № А71-7876/2020 в апреле 2021 произведен перерасчет на сумму в размере (-) 1142,40 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ о расчетах за потребленную услугу Обращение с ТКО за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сальдо задолженности составляет 583,88 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в столбце начислено за период (-) 1047,29 руб. = (-) 1142,40 руб. (сумму перерасчета) - 95,11 руб. (начислено за период: апрель 2021). С учетом произведенного перерасчета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сальдо задолженности составляет (-) 463,41 руб. = (-) 1047,29 руб. (начислено за период: апрель 2021) – 583,88 руб. (сальдо задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.179).

Как следует из справки АО «ЭнергосбыТ Плюс» о расчетах за потребленную услугу обращение с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по лицевому счету 900544272 по адресу: Удмуртская <адрес> д. Сергеево, <адрес>, за указанную коммунальную услугу было начислено 2187,53 руб. и оплачено истцом 1986, 33 руб. (л.д.11-12). Сведения об оплате истцом коммунальной услуги подтверждаются также представленным суду платежными документами за каждый месяц с сентября 2019 г по декабрь 2021 года (л.д.187 – 214).

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

По смыслу приведенных выше норм права и разъяснений для наступления ответственности необходимо установление следующих обстоятельств, имеющих значение для дела: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинная связь между двумя первыми элементами; г) вина причинителя вреда.

Установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия вины должен представить сам ответчик, а потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

По делу было установлено, что начисления ответчиком истцу за коммунальную услугу по обращению с ТКО производились с нарушением закона, что привело к возникновению у истца убытков в размере уплаченной денежной суммы.

Принимая во внимание, что расчет, представленный ФИО1 ответчиком не опровергнут, доказательств возврата истцу излишне уплаченных денежных средств не представлено, суд удовлетворяет исковые требования о взыскании денежных средств в размере 1986,13 руб. уплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что на правоотношения сторон распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Основанием требований о взыскании компенсации морального вреда истцом ФИО1 заявлено нарушение ответчиком его прав как потребителя коммунальных услуг, в результате чего ему причинены нравственные страдания. Факт нарушения ответчиком прав потребителей нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер причиненных нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, характер нравственных страданий истца с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальные особенности истца. В связи с чем, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

Перечень судебных издержек, связанных с рассмотрением дела предусмотрен ст.94 ГПК РФ.

Заявитель просит возместить расходы по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

В подтверждение оплаты указанных услуг истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой от ФИО1 принята сумма 3000 рублей за составление искового заявления.

Принимая во внимание изложенное, учитывая удовлетворение исковых требований, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает, что с ответчика ООО «Спецавтохозяйство» в пользу истца ФИО1 подлежат взысканию расходы по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

Оснований для снижения указанной суммы судебных расходов не усматривается, доводы представителя ответчика о неразумности и несоразмерности указанных расходов не свидетельствуют о наличии оснований для снижения расходов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче настоящего иска истец ФИО1 был освобожден от уплаты госпошлины в связи с заявленными требованиями о защите прав потребителей.

Соответственно, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины за подачу иска, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также пп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета городского округа надлежит взыскать государственную пошлину в размере 700 рублей, исходя из размера государственной пошлины по требованиям истца о взыскании денежных средств, а также исходя из размера государственной пошлины по требованиям истца о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Таначева <данные изъяты> к ООО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «Спецавтохозяйство» по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Таначеву <данные изъяты> как собственнику земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Обязать ООО «Спецавтохозяйство» прекратить начисление Таначеву <данные изъяты> как собственнику земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Взыскать с ООО «Спецавтохозяйство» <данные изъяты>) в пользу Таначева <данные изъяты>):

- 1986,33 руб. – сумму, уплаченную за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2021;

- компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.;

- расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в остальной части отказать.

Взыскать с ООО «Спецавтохозяйство» в пользу Муниципального образования «Городской округ город Сарапул Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Сарапульский городской суд УР.

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2022 года.

Судья В.Ю.Голубев

2-632/2022 ~ М-86/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Таначев Виктор Иосифович
Ответчики
ООО "Спецавтохозяйство"
Другие
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Таначева Валентина Александровна
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Голубев Вячеслав Юрьевич
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2022Предварительное судебное заседание
12.05.2022Предварительное судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2022Дело оформлено
16.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее