Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-582/2019 ~ М-619/2019 от 30.08.2019

Дело 2-582/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

     20 ноября 2019 года                                                                  г. Сердобск

     Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Сердобского района Пензенской области Безгубовой О.Е.,

при секретаре Лысак Ю.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Сердобского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, указывая на то, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Однако при проведении прокуратурой Сердобского района Пензенской области проверки исполнения Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории г. Сердобска Сердобского района Пензенской области выявлены нарушения законодательства в области социальной защиты инвалидов, а именно в здании ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры не созданы. Это обстоятельство является грубым нарушением прав инвалидов и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На основании изложенного и руководствуясь ст. 2 Конституции РФ, ст. ст. 1, 15, ст. 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит суд признать незаконным бездействие ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», выразившееся в не обеспечении инвалидам беспрепятственного доступа к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, и обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, организовать и выполнить работы по строительству пандуса на крыльце здания ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2.

     В судебном заседании 16 октября 2019 года помощник прокурора Сердобского района Паршин И.П. заявленные требования уточнил и просил обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе, обеспечить дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в остальной части от исковых требований отказался.

     В судебном заседании старший помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. заявленные требования уточнила и просила обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в остальной части от исковых требований отказалась.

     Представитель ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» Сынкова Е.Н., в судебном заседании исковые требования признала с учетом их уточнения.

     Представитель третьего лица министр Министерства образования Пензенской области Воронков А.Г., будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседании не явился. В своем заявлении в адрес суда просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, просил в удовлетворении заявленных исковых требованиях с учётом их уточнения отказать.

     Представитель третьего лица Департамента государственного имущества Пензенской области Челнокова О.Л., будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседании не явилась. В своем заявлении в адрес суда просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, указав, что принятие решения по данному делу оставляет на усмотрение суда.

     Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

     Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

     Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

     Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

     Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     В ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

     К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

     В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

     В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

     Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.

     На основании п. 5.1.3 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м.

     Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309.

      Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.

     В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 года, регистрационный № 38115).

     Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм.

     Как следует из п. 1.6 Устава ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» данное образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму казенного учреждения, учредителем которого является Пензенская область, которая является собственником имущества Учреждения. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Пензенской области.

     В судебном заседании установлено, что 27 августа 2019 года в ходе проведенной проверки прокуратурой Сердобского района Пензенской области соблюдения законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам социальной инфраструктуры установлены следующие нарушения ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации:

       отсутствуют носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности;

        в нарушение п. п. 5.1.3 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» отсутствует водоотвод при входе, обеспечивающем доступ инвалидам колясочникам в здание.

     Факт отсутствия носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, и водоотвода при входе, обеспечивающем доступ инвалидам колясочникам, в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, представителем ответчика не оспаривался.

     Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение вышеуказанных требований закона влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ и государством прав инвалидов колясочников на получение ими равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, ограничивает их жизнедеятельность.

     С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности на ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о размещении носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; о возложении обязанности на ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, подлежат удовлетворению.

     В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     Поскольку для организации и проведения данных мероприятий необходимо время, то, по мнению суда, срок до 30 декабря 2019 года является разумным для исполнения.

         На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

         Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

     Признать незаконным бездействие ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», выразившееся в не обеспечении инвалидам колясочникам беспрепятственного доступа к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2.

     Обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в срок до 30 декабря 2019 года.

     Обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в срок до 30 декабря 2019 года.

     О принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по гражданскому делу сообщить в Сердобский городской суд Пензенской области.

         Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

            Мотивированное решение составлено 26 ноября 2019 года.

             Судья                                                                А.Ю. Фролов

2-582/2019 ~ М-619/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сердобского района Пензенской области
Ответчики
ГБПОУ ПО"Сердобский многопрофильный техникум"
Другие
Департамент государственного имущества Пензенской области
Министерство образования Пензенской области
Суд
Сердобский городской суд Пензенской области
Судья
Фролов Алексей Юрьевич
Дело на сайте суда
serdobinsky--pnz.sudrf.ru
30.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2019Подготовка дела (собеседование)
17.09.2019Подготовка дела (собеседование)
17.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
24.10.2019Подготовка дела (собеседование)
28.10.2019Подготовка дела (собеседование)
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020Дело оформлено
12.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее