Дело 2-582/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Сердобского района Пензенской области Безгубовой О.Е.,
при секретаре Лысак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сердобского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, указывая на то, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Однако при проведении прокуратурой Сердобского района Пензенской области проверки исполнения Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории г. Сердобска Сердобского района Пензенской области выявлены нарушения законодательства в области социальной защиты инвалидов, а именно в здании ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры не созданы. Это обстоятельство является грубым нарушением прав инвалидов и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На основании изложенного и руководствуясь ст. 2 Конституции РФ, ст. ст. 1, 15, ст. 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит суд признать незаконным бездействие ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», выразившееся в не обеспечении инвалидам беспрепятственного доступа к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, и обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, организовать и выполнить работы по строительству пандуса на крыльце здания ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2.
В судебном заседании 16 октября 2019 года помощник прокурора Сердобского района Паршин И.П. заявленные требования уточнил и просил обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе, обеспечить дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в остальной части от исковых требований отказался.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. заявленные требования уточнила и просила обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в соответствии с Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в остальной части от исковых требований отказалась.
Представитель ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» Сынкова Е.Н., в судебном заседании исковые требования признала с учетом их уточнения.
Представитель третьего лица министр Министерства образования Пензенской области Воронков А.Г., будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседании не явился. В своем заявлении в адрес суда просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, просил в удовлетворении заявленных исковых требованиях с учётом их уточнения отказать.
Представитель третьего лица Департамента государственного имущества Пензенской области Челнокова О.Л., будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседании не явилась. В своем заявлении в адрес суда просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, указав, что принятие решения по данному делу оставляет на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.
На основании п. 5.1.3 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.
В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 года, регистрационный № 38115).
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм.
Как следует из п. 1.6 Устава ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» данное образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму казенного учреждения, учредителем которого является Пензенская область, которая является собственником имущества Учреждения. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Пензенской области.
В судебном заседании установлено, что 27 августа 2019 года в ходе проведенной проверки прокуратурой Сердобского района Пензенской области соблюдения законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам социальной инфраструктуры установлены следующие нарушения ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации:
отсутствуют носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
в нарушение п. п. 5.1.3 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» отсутствует водоотвод при входе, обеспечивающем доступ инвалидам колясочникам в здание.
Факт отсутствия носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, и водоотвода при входе, обеспечивающем доступ инвалидам колясочникам, в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, представителем ответчика не оспаривался.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение вышеуказанных требований закона влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ и государством прав инвалидов колясочников на получение ими равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, ограничивает их жизнедеятельность.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности на ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о размещении носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2; о возложении обязанности на ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенное по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для организации и проведения данных мероприятий необходимо время, то, по мнению суда, срок до 30 декабря 2019 года является разумным для исполнения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов инвалидов к ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», выразившееся в не обеспечении инвалидам колясочникам беспрепятственного доступа к зданию ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенном по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2.
Обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» разместить носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов колясочников к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности при входе в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в срок до 30 декабря 2019 года.
Обязать ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» установить водоотвод при входе, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидам колясочникам в здание ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум», расположенному по адресу: Пензенская область, г. Сердобск, ул. Энергетиков, д. 2, в срок до 30 декабря 2019 года.
О принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по гражданскому делу сообщить в Сердобский городской суд Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2019 года.
Судья А.Ю. Фролов