РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Гусейновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ООО «ГНК-Инвест» к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО3, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действие судебного пристава-исполнителя,
установил:
ООО «ГНК-Инвест» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО3, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действие судебного пристава-исполнителя.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО3 находилось исполнительно производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должника ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Административный истец не согласен с данным постановлением, считает, судебным приставом-исполнителем исполнительные действия были выполнены не в полном объеме. Административному истцу не была предоставлена информация о ходе исполнительного производства, не был направлен запрос в ЗАГС о семейном положении должника для дальнейшего обращения взыскания на совместно нажитое имущество. Исполнительное производство было окончено без осуществления выхода в адрес проживания должника и осмотра его имущества, находящегося по месту его жительства. Постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного документа после окончания исполнительного производства в адрес взыскателя не поступали, о том, что исполнительное производство окончено истцу стало известно с официального сайта ФССП. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать неправомерными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО3, обязать судебного пристава-исполнителя отменить постановление об окончании исполнительного производства.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела без участия представителя истца, о чем имеется в деле письменное заявление.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена, представила письменный отзыв на иск, в котором указав, что в ходе исполнительного производства направлены запросы МВВ: ФМС России, банки, иные кредитные организации, ГИБДД, ПФ РФ, Росреестр. В кредитные учреждения направлены постановления об обращении взыскания на денежные средства находящиеся в банке или иной кредитной организации, денежные средства со счетов должника на депозитный счет отделения не поступали. Согласно сведений ГИБДД МВД России за должником не зарегистрированы транспортные средства на праве собственности. Согласно сведений, представленных ПФР России, место работы должник не имеет. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ. Исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю путем почтовой корреспонденции. Просила в удовлетворении требований, заявленных административным истцом, отказать, дело рассмотреть без участия судебного пристава исполнителя.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки не сообщили.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом статьи 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункта 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения судебного акта регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Статьей 36 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Согласно статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 этого Закона.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Судом установлено, что на основании исполнительного документа – исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г.Тольятти, предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 221 362,45 руб. в отношении должника ФИО4 в пользу взыскателя ООО «ГНК-Инвест», ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО3 возбуждено исполнительное производство № что подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Федерального закона № «Об исполнительном производстве» постановление о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства, должнику для исполнения, взыскателю для сведения, что не оспаривалось истцом.
Из административного искового заявления следует, что меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем были выполнены не в полном объеме, не был направлен запрос в ЗАГС о семейном положении должника для дальнейшего обращения взыскания на совместно нажитое имущество, не осуществлен выход в адрес проживания должника и осмотра его имущества, находящегося по месту его жительства, кроме того, не была предоставлена информация о ходе исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного документа после окончания исполнительного производства в адрес взыскателя не поступали.
Административный истец, оспаривая действия судебного пристава-исполнителя ссылался на то, что окончание исполнительного производства является неправомерным, исполнительное производство окончено без осуществления выхода в адрес проживания должника и осмотра его имущества, не был направлен запрос в ЗАГС о семейном положении должника для обращения взыскания на совместно нажитое имущество.
Между тем, представленными суду доказательствами, вышеуказанные доводы административного истца опровергаются.
Согласно пункта 1 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ФССП России создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов. В соответствии с пп. 9) п. 3 данной статьи к категории общедоступных сведений, содержащихся в этом банке данных, относятся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 данного Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47 этого Федерального закона.
Согласно п.п. 3.1 Приказа ФССП России от 12.05.2012 №248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде», зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2012 №24625, сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения. Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. Должна обеспечиваться идентичность введенных в банк данных сведений (документов) и состава номенклатурных дел, за исключением документов, вынесенных в электронном виде. Сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течении одного дня с момента их поступления.
Из возражений административного ответчика следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О базовых государственных информационных ресурсах» по средствам АИС ФССП ОСП судебным приставом-исполнителем направлялись запросы МВВ: ФМС России, банки, кредитные организации, ГИБДД, ПФ РФ, Росреестр. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что должник имеет лицевые счета, открытые в банках и кредитных организациях, за должником не зарегистрированы транспортные средства на праве собственности.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем вынесены и направлены путем электронного документооборота в кредитные учреждения постановления об обращении взыскания на денежные средства находящиеся в банке или иной кредитной организации, что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на расчетных счетах в Поволжском банке ПАО Сбербанк.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено и направлено посредством системы электронного документооборота постановление о временном ограничении на выезд должника из российской Федерации.
Из письменного отзыва административного ответчика следует, что денежные средства со счетом должника на депозитный счет отделения ОСП Центрального района г.Тольятти не поступали. Согласно сведений, представленных ПФР России, должник не трудоустроен. Согласно ответа на запрос сведений об актах гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состоянии, сведения в ЕГР ЗАГС отсутствуют или не переданы из регистрационной системы. При получении ответов на запросы установлено, что движимое и недвижимое имущество за должником ФИО4 не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции», устанавливающий особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункта 5 статьи 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 215-ФЗ в отношении должников-граждан по ДД.ММ.ГГГГ включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено по пункту 4 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление об окончании исполнительного производства, оригинал исполнительного документа, акт направлены взыскателю почтовой корреспонденцией, что подтверждается постановлением об окончании и возвращении ИП взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ, ШПИ отправки 44505052052747.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем обоснованно принято обжалуемое заявителем постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, поскольку в ходе исполнительного производства установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Необходимо отметить, что само по себе окончание исполнительного производства в данном деле не нарушает права взыскателя, поскольку не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьями 21, 30 Закона «Об исполнительном производстве».
Действующее законодательство не обязывает судебного пристава-исполнителя извещать взыскателя о каждом произведенном судебным приставом - исполнителем исполнительном действии, а право взыскателя знать о ходе исполнительного производства реализуется посредством его ознакомления с материалами исполнительного производства, заявления ходатайств, в том числе и об участии в совершении исполнительных действий.
Доказательства обращения взыскателя ООО «ГНК-Инвест» в Отдел судебных приставов Центрального района г. Тольятти, в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» и непредставления судебным приставом-исполнителем каких-либо материалов для ознакомления взыскателю истцом не представлены.
Нарушения прав и законных интересов административного истца как взыскателя административным ответчиком не допущено, поскольку после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были приняты меры к отысканию имущества должника, к должнику применены меры принудительного исполнения. Уклонение должника от исполнения требований исполнительного документа, отсутствии у него денежных средств и имущества за счет которого можно было бы произвести погашение задолженности не является основанием для признания незаконным действия судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 15 Постановления пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный ФЗ № «Об исполнительном производстве» само по себе не может быть основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Таким образом, каких-либо действий, нарушающих права административного истца в рамках исполнительного производства, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС 016305534 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО4 не установлено.
Доводы представителя административного истца с перечислением не принятых в ходе исполнения мер и действий, не могут быть приняты во внимание, поскольку они опровергаются представленными документами, кроме того, выбор способа исполнения требований исполнительного документа принадлежит судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, административным истцом доказательств нарушения прав административного истца, свобод и законных интересов как действиями судебного пристава – исполнителя ОСП Центрального района УФССП по Самарской области ФИО3, так и УФССП России по Самарской области, суду не представлено.
Признаков незаконности в действиях административных ответчиков в рамках исполнительного производства не имеется. Нарушения ответчиками прав взыскателя не выявлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению требования административного истца ООО «ГНК-Инвест».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 178-180, 218, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ООО «ГНК-Инвест» к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО3, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действие судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.