Гражданское дело №
№
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
при секретаре Содноповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску и.о. прокурора Баргузинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, и.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия с иском к ООО «Коммунальное хозяйство» в котором просит: признать незаконным бездействие ООО «Коммунальное хозяйство», выразившегося в не приведении площадки для временного накопления отходов в соответствие с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Обязать ООО «Коммунальное хозяйство» оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Баргузинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство».
Основным видом деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» является производство, передача и распределение пара и горячей воды. В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МО «Баргузинский район», Республика Бурятия и ООО «Коммунальное хозяйство», ООО «Коммунальное хозяйство» переданы права владения и пользования объекты теплоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» в соответствии с концессионным соглашением использует котельную, расположенную по адресу: <адрес> В результате деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» образуются отходы, полученные в результате сжигания топлива в виде шлака и золы. Таким образом, ООО «Коммунальное хозяйство» является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления и их размещения. По результатам проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» допущены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В нарушение требований законодательства, ООО «Коммунальное хозяйство» осуществляет складирование отходов производства – угольный шлак, поверхность хранящегося насыпью золошлака не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра, поверхность площадки хранения золошлака не имеет твердого покрытия, не оборудована ливневая канализация. По указанным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Коммунальное хозяйство» внесено представление об устранении нарушений закона, между тем требования прокурора до настоящего момента не исполнены. Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ведут к повышению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Ссылаются на ст. 42 Конституции РФ, ст. 12, ГК РФ, ст. 29, 45 ГПК РФ, п. 1-2 ст. 13, ст. 42, ЗК РФ, ст.ст. 3, 34, 39, 51, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на п. 1, 2 ст. 13, ст. ст. 5, 10, 11, 12, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства ипотребления», ст. 1, ч. 6 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия», ст. 2, ст. 11, ст. 20, ст. 21, ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1, п. 157, 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Баргузинского района РБ Цыренов А.В., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Коммунальное хозяйство» не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в своем ходатайстве генеральный директор Маганов В.С. исковые требования признал частично. Таким образом, на основании ст.ст. 118, 119 ГПК РФ, ответчик надлежащим образом судом извещен о времени и месте рассмотрения дела, и дело подлежит рассмотрению в его отсутствие. В соответствии со ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дела в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации МО «Баргузинский район» Кожевников А.В. действующий на основании доверенности исковые требования поддержал и пояснил, что необходимо оборудовать твердое покрытие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле. Негативное воздействие на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьями 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) регламентируют, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ закреплено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 10, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохраных зон.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно части 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель. Статьей 1 указанного Закона определены понятия несанкционированной свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы; согласовывать с органами, осуществляющими надзор в области обращения с отходами, места и условия хранения отходов.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу статьи 20 Закона № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со статьей 21 Закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
В силу пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Судом установлено, чтопрокуратурой Баргузинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство».
Основным видом деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» является производство, передача и распределение пара и горячей воды.
В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МО «Баргузинский район», Республика Бурятия и ООО «Коммунальное хозяйство», ООО «Коммунальное хозяйство» переданы права владения и пользования объекты теплоснабжения.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» в соответствии с концессионным соглашением использует котельную, расположенную по адресу: <адрес>
В результате деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» образуются отходы, полученные в результате сжигания топлива в виде шлака и золы.
Таким образом, ООО «Коммунальное хозяйство» является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления и их размещения.
По результатам проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» допущены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В нарушение требований законодательства, ООО «Коммунальное хозяйство» осуществляет складирование отходов производства – угольный шлак, поверхность хранящегося насыпью золошлака не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра, поверхность площадки хранения золошлака не имеет твердого покрытия, не оборудована ливневая канализация.
По указанным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Коммунальное хозяйство» внесено представление об устранении нарушений закона, между тем требования прокурора до настоящего момента не исполнены.
Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ведут к повышению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов и.о. прокурора Баргузинского района и необходимости его удовлетворения.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФсуд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере, в котором прокурор, обращаясь в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ по требованиям неимущественного характера в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 234-239 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Баргузинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Коммунальное хозяйство», выразившегося в не приведении площадки для временного накопления отходов в соответствие с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Обязать ООО «Коммунальное хозяйство» оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в Баргузинский районныйсуд Республики Бурятия заявлениеоботменерешенияв течение 7 дней со дня вручения ему копии этогорешения.
Заочноерешениеможет быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этогорешения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определениясудаоб отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: М.М. Ласкина