Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2022 ~ М-14/2022 от 10.01.2022

Гражданское дело

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ласкиной М.М.,

при секретаре Содноповой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску и.о. прокурора Баргузинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, и.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия с иском к ООО «Коммунальное хозяйство» в котором просит: признать незаконным бездействие ООО «Коммунальное хозяйство», выразившегося в не приведении площадки для временного накопления отходов в соответствие с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Обязать ООО «Коммунальное хозяйство» оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Баргузинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство».

Основным видом деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» является производство, передача и распределение пара и горячей воды. В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между МО «Баргузинский район», Республика Бурятия и ООО «Коммунальное хозяйство», ООО «Коммунальное хозяйство» переданы права владения и пользования объекты теплоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» в соответствии с концессионным соглашением использует котельную, расположенную по адресу: <адрес> В результате деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» образуются отходы, полученные в результате сжигания топлива в виде шлака и золы. Таким образом, ООО «Коммунальное хозяйство» является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления и их размещения. По результатам проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» допущены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В нарушение требований законодательства, ООО «Коммунальное хозяйство» осуществляет складирование отходов производства – угольный шлак, поверхность хранящегося насыпью золошлака не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра, поверхность площадки хранения золошлака не имеет твердого покрытия, не оборудована ливневая канализация. По указанным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Коммунальное хозяйство» внесено представление об устранении нарушений закона, между тем требования прокурора до настоящего момента не исполнены. Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ведут к повышению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Ссылаются на ст. 42 Конституции РФ, ст. 12, ГК РФ, ст. 29, 45 ГПК РФ, п. 1-2 ст. 13, ст. 42, ЗК РФ, ст.ст. 3, 34, 39, 51, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на п. 1, 2 ст. 13, ст. ст. 5, 10, 11, 12, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства ипотребления», ст. 1, ч. 6 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия», ст. 2, ст. 11, ст. 20, ст. 21, ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1, п. 157, 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Баргузинского района РБ Цыренов А.В., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Коммунальное хозяйство» не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в своем ходатайстве генеральный директор Маганов В.С. исковые требования признал частично. Таким образом, на основании ст.ст. 118, 119 ГПК РФ, ответчик надлежащим образом судом извещен о времени и месте рассмотрения дела, и дело подлежит рассмотрению в его отсутствие. В соответствии со ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дела в порядке заочного производства.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации МО «Баргузинский район» Кожевников А.В. действующий на основании доверенности исковые требования поддержал и пояснил, что необходимо оборудовать твердое покрытие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле. Негативное воздействие на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьями 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) регламентируют, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ закреплено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохраных зон.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно части 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель. Статьей 1 указанного Закона определены понятия несанкционированной свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы; согласовывать с органами, осуществляющими надзор в области обращения с отходами, места и условия хранения отходов.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статье 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу статьи 20 Закона № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии со статьей 21 Закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

В силу пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.

Судом установлено, чтопрокуратурой Баргузинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство».

Основным видом деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» является производство, передача и распределение пара и горячей воды.

В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между МО «Баргузинский район», Республика Бурятия и ООО «Коммунальное хозяйство», ООО «Коммунальное хозяйство» переданы права владения и пользования объекты теплоснабжения.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» в соответствии с концессионным соглашением использует котельную, расположенную по адресу: <адрес>

В результате деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» образуются отходы, полученные в результате сжигания топлива в виде шлака и золы.

Таким образом, ООО «Коммунальное хозяйство» является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления и их размещения.

По результатам проверки установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство» допущены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В нарушение требований законодательства, ООО «Коммунальное хозяйство» осуществляет складирование отходов производства – угольный шлак, поверхность хранящегося насыпью золошлака не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра, поверхность площадки хранения золошлака не имеет твердого покрытия, не оборудована ливневая канализация.

По указанным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Коммунальное хозяйство» внесено представление об устранении нарушений закона, между тем требования прокурора до настоящего момента не исполнены.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ведут к повышению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов и.о. прокурора Баргузинского района и необходимости его удовлетворения.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФсуд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере, в котором прокурор, обращаясь в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ по требованиям неимущественного характера в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 234-239 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление и.о. прокурора Баргузинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Коммунальное хозяйство», выразившегося в не приведении площадки для временного накопления отходов в соответствие с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

Обязать ООО «Коммунальное хозяйство» оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с требованиями пунктов 157, 220, 221 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ООО «Коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Ответчик вправе подать в Баргузинский районныйсуд Республики Бурятия заявлениеоботменерешенияв течение 7 дней со дня вручения ему копии этогорешения.

Заочноерешениеможет быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этогорешения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определениясудаоб отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: М.М. Ласкина

2-79/2022 ~ М-14/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Баргузинского района РБ
Ответчики
ООО "Коммунальное хозяйство"
Другие
Кожевников Алексанлр Владимирович
Администрация МО "Баргузинский район"
Цыренов Антон Владимирович
Суд
Баргузинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Ласкина Мария Михайловна
Дело на странице суда
barguzinsky--bur.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Подготовка дела (собеседование)
25.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.02.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее