Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-480/2017 ~ М-457/2017 от 01.12.2017

Дело № 2–480/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2017 года                             пос. Шаля

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,

представителей ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница» Зиминой О.И. и Ендальцевой Т.В.,

представителя третьего лица – администрации Шалинского городского округа Сюкосева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Т.А.Ю. и неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области об обязании совершить действия

у с т а н о в и л

Прокурор Шалинского района обратился в суд в интересах Т.А.Ю. и неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница» (далее по тексту ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ») и Министерству здравоохранения Свердловской области - об обязании совершить действия, указав в обоснование иска, что Т.А.Ю. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и нуждается в проведении процедуры гемодиализа по 4 часа 3 раза в неделю. Данная процедура является для него жизненно необходимой (пожизненной).

На территории Шалинского городского округа медицинская услуга по проведению почечной терапии методом гемодиализа не оказывается, в связи с чем, Т.А.Ю. вынужден самостоятельно добираться до центра диализа ООО «Уральский медицинский центр», расположенный в г. Первоуральске, где ему оказывается данная медицинская помощь, и обратно.

Помимо Т.А.Ю. еще 6 лиц, проживающих на территории Шалинского городского округа и страдающих хроническими заболеваниями, нуждаются в проведении почечной заместительной терапии методом гемодиализа по 4 часа 3 раза в неделю.

Ближайшими, оказывающими специализированную медицинскую помощь методом гемодиализа медицинскими организациями являются: ООО «Уральский медицинский центр» и ГБУЗ Свердловской области «Городская больница города Первоуральск», расположенные в г. Первоуральске, ул. Металлургов, 3а, имеющие удаленность от места проживания указанных больных порядка 130 км..

Отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами Шалинского городского округа и данными медицинскими организациями г. Первоуральска, их географическая удаленность, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью и побочные эффекты процедуры гемодиализа: повышенное артериальное давление, головокружение, спутанность сознания, судороги и прочие, обуславливают необходимость доставки больных к месту проведения процедуры и обратно пассажирским автотранспортом.

Расходы на доставку пациентов к месту проведения гемодиализа и обратно не включены в тариф услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Свердловскую область в лице его уполномоченных органов, каковыми, в данном случае является Министерство здравоохранения Свердловской области.

Согласно Приложению № 4 к Программе ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ», в районе нахождения которой проживает Т.А.Ю. и еще 6 граждан, нуждающихся в проведении процедуры гемодиализа, а также ООО «Уральский медицинский центр» и ГБУЗ СО «Городская больница г. Первоуральск», где они получают необходимое лечение, внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий.

Специфика заболевания и самой процедуры диализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки данных граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую помощь.

Прокурор просил возложить на ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ» - с момента вступления решения в законную силу обязанность организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Шалинского городского округа от места их жительства до места получения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа; на Министерство здравоохранения Свердловской области - с момента вступления решения в законную силу обязанность производить возмещение расходов ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ», понесенных по доставке указанных больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства до места получения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле - в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Шалинского городского округа.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Евстегнеев А.Н. исковые требования прокурора Шалинского района поддержал, мотивируя изложенными в нем доводами, а также тем, что получение данной помощи на дому невозможно. Ближайший пункт для проведения процедуры гемодиализа – г. Первоуральск. Администрация Шалинского городского округа не участвует в организации медицинской помощи в стационарных условиях. Транспортировка – это право администрации, а не обязанность.

В настоящее судебное заседание соистец Т.А.Ю. и его представитель Т. надлежаще извещенные не явились, от которых имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании, соистец и его представитель иск прокурора поддержали, поскольку ранее они были вынуждены самостоятельно нанимать автотранспорт за свой счет, ездили в больницу г. Первоуральска для проведения гемодиализа без сопровождения. Дорога в один конец занимает три часа. Жена соистца (представитель) три раза в неделю берет выходные дни без содержания, что негативно сказывается на финансовом состоянии семьи.

Представители ответчика – ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ» Зимина О.И. и Ендальцева Т.В. иск прокурора не признали, показав, что иск подан прокурором преждевременно, поскольку с 01.01.2018 данный вид оказания помощи по доставке больных (7 человек, проживающих в Шалинском районе) в медицинские учреждения г. Первоуральска для проведения процедуры гемодиализа и обратно, возложен Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области на руководителей государственных бюджетных учреждений здравоохранения - для закупки этих услуг по организации транспортировки автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью у организаций, имеющих право на перевозку пассажиров от места жительства пациентов до места проведения гемодиализа и обратно, и должно будет финансироваться из областного бюджета. Они не отказываются, но у них нет лицензии на транспортировку, поэтому в соответствии с Приказом они будут работать с перевозчиком.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Свердловской области Соколов Д.Н. надлежаще извещенный в суд не явился, направив отзыв, где просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора Шалинского района не признал, мотивируя тем, что Министерство здравоохранения Свердловской области настаивает на том, что организация транспортировки граждан к месту проведения гемодиализа и обратно является установленным законом полномочием органов местного самоуправления, которое до 01.01.2018 должно исполняться ими безоговорочно.

Ранее участвуя в судебном заседании, представитель данного ответчика показал, что существует путаница в понятиях, так как медицинская помощь Министерством организована, созданы условия. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ такая обязанность по транспортировке указанных граждан должна быть возложена на администрацию Шалинского городского округа, так как в городском округе существует программа социально-экономического развития. Округ берет на себя обязательства по обеспечению транспортировки граждан для проведения диализа. Транспортировка больных не относится к медицинской помощи. В связи с принятием Программы, субъект Российской Федерации может финансировать транспортировку таких граждан. Издан приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 20.11.2017, но это будет с 01.01.2018, но это не установлено законом. С 01.01.2018 будут выдаваться субсидии, для перевозки больных будет привлекаться перевозчик.

Представитель третьего лица – администрации Шалинского городского округа Сюкосев А.В. показал, что по настоящее время администрация с начала 2016 года осуществляет доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения терапии методом гемодиализа и обратно в рамках муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2020 года», утвержденной постановлением администрации от 23.11.2015 № 1176 (Подпрограмма «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Шалинского городского округа до 2020 года»).

С 01.01.2018 обязанность по организации и обеспечению доставки автотранспортом указанных больных от места их жительства до места получения процедуры гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа, будет возложена на ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ». Указанному учреждению будут выделяться средства из областного бюджета для оказания данной услуги. В бюджет 2018 года средства на транспортировку указанной категории больных не заложены.

Указанная дополнительная услуга оказывалась администрацией по доставке Т.А.Ю. до места получения терапии и обратно с ноября 2016 по сентябрь 2017 года. Муниципальный контракт заключался с супругой соистца – Т., но в конце сентября 2017 г. последняя, почему-то отказалась от предоставляемой услуги по неизвестной причине.

До 31.12.2017 не нарушаются права больных, так как администрацией осуществляется их доставка для проведения процедуры гемодиализа и обратно.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, заявления об отложении судебного заседания не заявлял, отзыва на иск не предоставил.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие соистца Т.А.Ю. и его представителя Т., представителей: соответчика - Министерства здравоохранения Свердловской области и третьего лица - Министерства финансов Свердловской области.

Заслушав мнения представителей: истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Подавая иск, прокурор исходил из того, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является доступность и качество медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что Т.А.Ю., обратившийся к прокурору Шалинского района с просьбой об обращении в его защиту в суд – является инвалидом 1 группы в связи с заболеванием почек, проживает в <адрес>, нуждается в регулярной (пожизненной) процедуре программного гемодиализа 3 раза в неделю, которую осуществляют медицинские учреждения, расположенные в г. Первоуральске, находящиеся на расстоянии от <адрес> примерно в 130 км.. Самостоятельно он передвигаться не может, в тем числе электропоездом. Пенсия, которую он получает, не позволяет ему нести постоянные расходы на поездки частным автотранспортом до места прохождения процедуры гемодиализа и обратно (л.д.14).

Данные факты подтверждаются выписками из истории болезни, иными медицинскими и личными документами Т.А.Ю. (л.д.16-24).

Его представитель – Т. подтвердила в суде, что она также вынуждена брать на работе выходные дни без содержания (три раза в неделю) для сопровождения супруга в больницу и обратно.

Администрацией Шалинского городского округа принята 23.11.2015 за № 1176 муниципальная программа «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2020 года», где одной из подпрограмм является – (п. 9) «Подпрограмма «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Шалинского городского округа до 2020 года» (л.д.47-49).

Согласно разработанному паспорту указанной Подпрограммы – органом местного самоуправления предусмотрены дополнительные мероприятия по защите здоровья отдельных категорий граждан, где указаны 4 больных почечной недостаточностью, проживающих на территории Шалинского городского округа, для которых предусмотрено обеспечение транспортным обслуживанием по доставке на процедуру гемодиализа (л.д.60).

Вместе с тем, в настоящее время на территории Шалинского городского округа больных, нуждающихся в данной процедуре, кроме Т.А.Ю., проживают еще 6 граждан, что подтверждено в судебном заседании представителем истца и не ставится под сомнение представителями ответчика - ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ».

ООО «Уральский медицинский центр» и ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г. Первоуральск», где соистцу Т.А.Ю. и другим 6 больным данным видом заболевания оказывается необходимое лечение, и которые внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий по Западному управленческому округу Свердловской области, к которому по территориальности относится Шалинский городской округ – находятся в г. Первоуральске, имеющего отдаленность от <адрес> порядка 130 км., что представителями сторон под сомнение не ставилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья граждан в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ - является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучению, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

В силу положений п. 2 ст. 9 данного Федерального закона № 323-ФЗ - органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 83 данного Федерального закона – финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включённых в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых, в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 955-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2017 год и плановый период 2018-2020 годов.

Согласно п. 7 Территориальной программы - бесплатно предоставляются: специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; высокотехнологическая медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (п. 4).

Из пункта 15 Территориальной программы следует, что за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой ОМС застрахованным лицам на территории Свердловской области оказываются: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологическая медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при следующих заболеваниях и состояниях: болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа.

Условиями оказания специализированной медицинской помощи в стационарах всех типов является необходимость проведения пациенту активных лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий длительностью от 3 до 6 часов. Для лечения пациента в стационаре на дому предоставляется транспорт для доставки в медицинское учреждение с целью диагностических исследований, проведение которых на дому невозможно (п. 49 Территориальной программы).

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 января 2016 г. № 16-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Свердловской области, в соответствии с которым последнее участвует в выработке и реализации государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, региональные и комплексные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, региональные программы научных исследований в сфере охраны здоровья граждан, обеспечивает их координацию; разрабатывает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; организует оказание населению Свердловской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н заместительная почечная терапия (гемодиализ, перитонеальный диализ) отнесена к специализированной медицинской помощи. Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Свердловскую область в лице его уполномоченных органов, каковым, в данном случае является Министерство здравоохранения Свердловской области.

Согласно Приложению № 4 к Территориальной программе - ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ», в районе местонахождения которой проживают Т.А.Ю. и еще 6 граждан, нуждающихся в проведении процедуры гемодиализа, а также ООО «Уральский медицинский центр» и ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г. Первоуральск», где они получают необходимое лечение, внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, что представителями ответчиков не оспаривается.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» - диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методом гемо- и перитонеального диализа. Проведение диализа методом программного диализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры диализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в вышеназванные медицинские учреждения, оказывающие указанную специализированную медицинскую услугу.

Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом диализа, не относящаяся непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа в силу ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, при том, что медицинские услуги являются составной частью оказания медицинской помощи.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с п. п. 1, 5, 7 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией обеспечения медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Из содержания п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ – финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).

Письмом Минздрава России от 23 декабря 2016 г. № 11-7/10/2-8304 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» констатировано, что в тариф на оплату медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования не включены расходы на проезд пациентов до места оказания услуг. Данный факт представителями сторон также не оспаривался.

В территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 955-ПП) предусмотрено оказание специализированной медицинской помощи – процедуры гемодиализа.

Поскольку расходы на доставку Т.А.Ю. и еще 6 граждан, проживающих в различных населенных пунктах на территории Шалинского городского округа к месту проведения гемодиализа и обратно (оказание услуги, транспортная доступность которой не обеспечена, так как отсутствует такая услуга по месту жительства соистца и еще 6 граждан (подтверждено представителями ответчика ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ») – нет прямого автобусного сообщения между Шалинским городским округом и г. Первоуральском при нахождении их на значительном расстоянии друг от друга), не включены в тариф услуги по ОМС, а эти расходы являются необходимыми только для получения Т.А.Ю. и еще 6 гражданами лечения применением процедуры гемодиализа, жизненно им необходимой в постоянном режиме по графику, определенном лечебным учреждением, учитывая приведенные выше нормы, суд считает обязанностью субъекта Российской Федерации – Свердловскую область в лице Министерства здравоохранения Свердловской области финансировать такие расходы.

Данные расходы не могут быть отнесены к транспортным расходам, обязанность компенсировать которые возлагается на орган местного самоуправления (с учетом нормы об обязанности органа местного самоуправления организовать транспортное обслуживание граждан), поскольку эти расходы непосредственно связаны со специализированной медицинской помощью, необходимы исключительно для оказания такой помощи, а не являются необусловленными необходимостью лечения расходами на транспортное обслуживание граждан городского округа.

Поэтому доводы представителя ответчика - Министерства здравоохранения Свердловской области в том, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, такая обязанность по транспортировке указанных граждан должна быть возложена администрацию Шалинского городского округа, поскольку в городском округе существует программа социально-экономического развития, а также транспортировка больных не относится к медицинской помощи, а приказ Минздрава Свердловской области не является законом, суд нашел несостоятельными, поскольку в дотационном бюджете Шалинского городского округа на 2018 год такие расходы уже не предусмотрены, а согласно Приказу Министерства здравоохранения Свердловской области от 20.11.2017 № 2017-п предусмотрено - Министерству организовать предоставление целевой субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям здравоохранения Свердловской области для обеспечения с 01.01.2018 транспортировки автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью для получения процедуры гемодиализа из средств, предусмотренных мероприятиями Подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи проекта государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года». Кроме того, на руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Свердловской области возложены полномочия по организации закупки услуг по транспортировке автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью для получения процедуры гемодиализа у организаций, имеющих право на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, от места жительства пациентов до места проведения гемодиализа.

Следовательно, исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в защиту интересов Т.А.Ю. и неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области, поданный в интересах Т.А.Ю. и неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности, удовлетворить.

На государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница» возложить обязанность - с момента вступления решения в законную силу организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Шалинского городского округа от места их жительства до места получения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.

На Министерство здравоохранения Свердловской области возложить обязанность - с момента вступления решения в законную силу производить возмещение расходов государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Шалинская центральная городская больница», понесенных по доставке указанных больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства до места получения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.12.2017.

Судья В.Е. Ярославцев

2-480/2017 ~ М-457/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Титов Александр Юрьевич
Прокурор Шалинского района
Ответчики
ГБУЗ СО "Шалинская ЦГБ"
Министерство здравоохранения Свердловской области
Другие
Титова Елена Николаевна
Министерство финансов Свердловской области
Администраци Шалинского городского округа
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Ярославцев Владимир Евгеньевич
Дело на странице суда
shalinsky--svd.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее