РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при секретаре Самсоновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-2512/2021 по иску Филатовой Ольги Николаевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на ежемесячную денежную выплату, обязании назначить ежемесячную денежную выплату,
установил:
Филатова О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на ежемесячную денежную выплату, обязании назначить ежемесячную денежную выплату.
В обоснование исковых требований указала, что имеет право на пенсию по выслуге лет, удостоверение «Ветеран труда», выданное ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, дающее право на получение мер социальной поддержки. Она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Однако ответчик отказал ей, основанием отказа явилось не достижение ею возраста 55 лет (пенсионного возраста по старости). С отказом она не согласна, считает его незаконным. Право на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда предоставлено п.п.2 п. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», при этом никаких возрастных ограничений для реализации этого права ст. 7 не предусматривает.
Просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ей, Филатовой О.Н., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Филатова О.Н в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, в исковом заявлении указала, что просит рассмотреть гражданское дело без ее участия в связи с занятостью на работе.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Савищев А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме на основании доводом, приведенных в решении об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Филатова Ольга Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение серии №.
Согласно сообщению Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Филатова Ольга Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пенсии и других социальных выплат по линии ПФР по Тульской области не значится.
Из ответа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что Филатова Ольга Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ №№ Филатовой О.Н. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, поскольку она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию, или возраста 55 лет. Заявление Филатовой О.Н. принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12 февраля 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.02.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которыми предусмотрены дополнительные требования к возрасту, по достижении которого возникает право на страховую пенсию.
Разрешая исковые требования Филатовой О.Н. о признании права на ежемесячную денежную выплату, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, как ветерану труда, суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достигла возраста дающего право на трудовую пенсию или достижения возраста 55 лет.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2020 № 598 «Об утверждении порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что Филатова О.Н., имеющая удостоверение «Ветеран труда», 17.05.2021 обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу о признании права за ней на ежемесячную денежную выплату, об обязании ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить Филатовой О.Н., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Филатовой Ольги Николаевны удовлетворить.
Признать за Филатовой Ольгой Николаевной право на ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Филатовой Ольге Николаевне ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Т.В. Самозванцева