Дело № 2-1374/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рославль 17 августа 2015 года
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Зайцева В.В.,
прокурора Щеголяевой М.Н.
при секретаре Якименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах ФИО1, к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области о перечислении субвенции и предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Рославльский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи и Администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области о перечислении субвенции и предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Отец ФИО1 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним ФИО1 установлено попечительство. Постановлением главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № попечительство было прекращено и ФИО1 был передан на полное государственное обеспечение с закреплением за ним жилого помещения по адресу: <адрес>. В настоящий момент ФИО1 обучается в ФГОУ СПО «Рославльский технический колледж», зарегистрирован и проживет по адресу: <адрес> Сведения о том, что ФИО1 имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения, отсутствуют.
На основании ст. 45 ГПК РФ и заявления ФИО1, прокурор просит суд обязать:
- Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи перечислить субвенцию Администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области для приобретения благоустроенного жилого помещения;
-Администрацию Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области при получении субвенции предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Щеголяева М.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнив их сроком, в течение которого Администрацией Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1. Просила обязать Администрацию Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области при получении субвенции от Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи предоставить ФИО1 благоустроенное жилое в течение трёх месяцев.
Истец ФИО1 в судебном заседании подтвердил фактические обстоятельства, отраженные прокурором в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания по делу уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области глава администрации Степанищев А.Н. в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что приобретение жилья истцу возможно только после получения субвенции от Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи. Ссылалась на нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ), учитывая которые предоставить жилое помещение возможно по истечении трёх месяцев после получения указанной субвенции.
В судебном заседании представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области Свириденкова Ю.Б. полагала необходимым удовлетворить исковые требования, поскольку за ФИО1 закреплено право на получение жилого помещения вне очереди, своего жилья он не имеет, достиг возраста 18 лет.
Выслушав пояснения присутствующих сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996г. N159-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ «О внесении изменений в отделенные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ)) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок пять лет.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Тем же Федеральным законом Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет на основании их письменного заявления. Предоставление жилой площади осуществляется по окончании срока их пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилая площадь предоставляется по месту жительства вне очереди, исходя из норм предоставления жилой площади по договору социального найма. Действие положения данной статьи распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ФИО1 отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Согласно постановлению главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним ФИО1 было установлено попечительство (л.д. 22). Постановлением главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области ФИО1 определен на полное государственное обеспечение с прекращением попечительства (л.д. 18).
Постановлением главы администрации муниципального образования Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области установлен факт невозможности проживания ФИО1 в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Постановлением главы администрации муниципального образования Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, и он внесен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 16-17).
В настоящее время ФИО1 является студентом ФГОУ СПО «Рославльский технический колледж» (л.д. 19), зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 20).
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданных УФС государственной регистрации, кадастра и картографии за № информация о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д. 13).
Руководствуясь Законом Смоленской области от 29.11.2007 года № 114-з (ред. от 01.02.2013, с изм. от 11.12.2014) "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", обязанность по предоставлению жилья ФИО1 суд возлагает на Администрацию Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области.
Согласно норме статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Руководствуясь пунктами 6 и 8 «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.
Учитывая изложенное, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению ФИО1 жильем.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи перечислить субвенцию Администрации Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области для приобретения благоустроенного жилого помещения для последующего его предоставления ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию Костыревского сельского поселения Рославльского района Смоленской области при получении субвенции от Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в течение трех месяцев.
Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: В.В. Зайцев
Мотивированная часть решения изготовлена 21.08.2015 года.