УИД 36RS0006-01-2021-003235-23
№12-270/21
РЕШЕНИЕ
18 августа 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев жалобу Гончарова Дмитрия Анатольевича на определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Центра»,
установил:
Определением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра», по результатам рассмотрения обращения Гончарова Д.А. от 26.01.2021 было отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с законностью и обоснованностью указанного определения Гончаров Д.А. обратился с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа и просит определение от 25.03.2021 отменить и вернуть дело на новое рассмотрение в УФАС по Воронежской области. В обоснование жалобы заявитель указал, что доказательств выполнения ПАО «МРСК Центра» технических условий не представлено; основанием для отказа в продлении срока действия технических условий может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения и согласно действующему законодательству право сетевой организации на продление срока действия выданных технических условий, по сути, является обязанностью, если есть техническая возможность, в связи с чем, у ПАО «МРСК Центра» отсутствуют правовые основания для отказа в продлении Технических условий по договору от 29.07.2014; за нарушение правил недискриминационного доступа к электрическим сетям КоАП РФ предусмотрена ответственность; срок действия технических условий в силу закона превышает срок осуществления мероприятий по техническому присоединению.
Гончаров Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель УФАС Воронежской области по доверенности Гаврилов В.А. в судебном заседании считал жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованное лицо ПАО «Россетти Центр» (до изменения наименования ПАО «МРСК Центра») явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, направило в суд письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на законность оспариваемого Гончаровым Д.А. определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; указывает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек и продление срока действия Технических условий без внесения соответствующих условий в договор не приведет к удовлетворению потребности заявителя в присоединении к сетям; в действиях ПАО «Россти Центра» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав жалобу, представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, судья приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что УФАС Воронежской области 26.01.2021 было получено заявление Гончарова Д.А., в котором он просил обязать ПАО «МРСК Центра» (после изменения наименования – ПАО Россети Центр») - Воронежэнерго устранить нарушения и в кратчайшие сроки предоставить документы о продлении ТУ или в новой редакции, а в случае непредставления требуемых документов привлечь «ПАО МРСК Центра» к ответственности, предусмотренной ст.9.21 КоАП РФ
Определением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра» было отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением руководителя УФАС по Воронежсмкой области от 23.04.2021 определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 оставлено без изменения.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 30.06.2021) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу п.6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами
Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил. В целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении временного технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца- для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Пунктом 16.1 Правил установлено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
На основании п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Согласно имеющимся материалам, 28.04.2014 Гончаров Д.А. обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта жилого дома, максимальной мощностью 15кВТ, расположенного по адресу: <адрес>
13.05.2014 ПАО «МРСК Центра» направил Гончарову Д.А. проект договора об осуществлении технологического присоединения.
27.05.2014 Гончаров Д.А. направил в ПАО «МРСК Центр» мотивированный отказ от подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
11.07.2014 ПАО «МРСК Центра» направило Гончарову Д.А. скорректированную оферту договора об осуществлении технологически присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Между Гончаровым Д.А. и ПАО «МРСК Центра» 29.07.2014 был заключен договор № 4089:1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по IIIкатегории надежности (далее-Договор).
Согласно пункту 1 и 2 Договора сетевая организация принимает обязательство по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В пункте 2 Договора установлено, что срок мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет четыре месяца со дня заключения Договора.
Таким образом, установленный в Договоре срок обязателен для соблюдения как сетевой организацией, так и Гончаровым Д.А., поскольку пункт 18 Правил ставит соблюдение сроков технологического присоединения со стороны сетевой организации в зависимость от выполнения технических условий со стороны заявителя.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации должны были быть исполнены в срок до 29.11.2014 года.
23.09.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомило Гончарова Д.А. готовности к технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
04.12.2015 от Гончарова Д.А. в ПАО «МРСК Центра» поступило уведомление о выполнении со своей стороны мероприятий по технологическое присоединению к электрическим сетям.
10.12.2015 сотрудниками ПАО «МРСК Центра» в присутствии Гончарова Д.А. был осмотрен установленный на земельном участке прибор учета электрической энергии и составлен акт о его вводе в эксплуатацию. Одновременно с этим, в данном акте были указаны замечания, которые Гончарову Д.А необходимо было устранить.
14.12.2015 от Гончарова Д.А. в ПАО «МРСК Центра» поступило уведомление о выполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
14.12.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомил Гончарова Д.А. письмом о дате и времени проверки по выполнению технических условий.
18.12.2015г. сотрудниками ПАО «МРСК Центра» в присутствии Гончарова Д.А. была проведена проверка выполнения Гончаровым Д.А. технических условий, а также проведен осмотр принадлежащего ему земельного участка, по результатам которого составлен акт, в котором зафиксирован факт отсутствия на земельном участке жилого дома, а также каких-либо строений.
21.12.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомило Гончарова Д.А. письмом о невыполнении им требований технических условий и Договора с приложением копии акта осмотра от 18.12.2015.
25.03.2016 Гончаров Д.А. направил в ПАО «МРСК Центра» претензию, на которую письмом от 13.04.2016 ПАО «МРСК Центра» в удовлетворении было отказано.
26.11.2019 Гончаров Д.А. обратился в ПАО «МРСК Центра» посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
30.01.2020 Гончаров Д.А. повторно направил в ПАО «МРСК Центра» посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
26.11.2019, 30.01.2020, 13.03.2020 Гончаровым Д.А. направлялись в «МРСК Центра» обращения посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
26.01.2020. ПАО «МРСК Центра» в личном кабинете Гончарова Д.А. указало на необходимость подачи новой заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Коминтерновского судебного района г. Воронежа от 30.11.2015, вступившим в законную силу, Гончарову Д.А. было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ПАО «МРСК Центра» неустойки за нарушение исполнения сроков обязательств по Договору.
Решением Мирового судьи судебного участка № 9 Коминтерновского судебного района г. Воронежа от 14.07.2016, вступившим в законную силу, Гончарову Д.А. было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ПАО «МРСК Центра» неустойки за нарушение исполнения сроков обязательств по Договору.
Кроме того, в указанных решениях установлен факт нарушения Гончаровым Д.А. Правил в части неисполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный срок.
Учитывая выше изложенное, возможность продления срока действия технических условий в указанной ситуации противоречит императивному сроку осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, установленному подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
При таких обстоятельствах, при рассмотрении заявления Гончарова Д.А. у должностного лица отсутствовали доказательства нарушения ПАО «МРСК Центра» Правил, а следовательно, отсутствовали признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в связи с чем правомерно было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения жалобы суду также не было представлено достаточных данных о наличии состава административного нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Центра», оставить без изменения, а жалобу Гончарова Д.А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Михина Н.А.
УИД 36RS0006-01-2021-003235-23
№12-270/21
РЕШЕНИЕ
18 августа 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев жалобу Гончарова Дмитрия Анатольевича на определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Центра»,
установил:
Определением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра», по результатам рассмотрения обращения Гончарова Д.А. от 26.01.2021 было отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с законностью и обоснованностью указанного определения Гончаров Д.А. обратился с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа и просит определение от 25.03.2021 отменить и вернуть дело на новое рассмотрение в УФАС по Воронежской области. В обоснование жалобы заявитель указал, что доказательств выполнения ПАО «МРСК Центра» технических условий не представлено; основанием для отказа в продлении срока действия технических условий может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения и согласно действующему законодательству право сетевой организации на продление срока действия выданных технических условий, по сути, является обязанностью, если есть техническая возможность, в связи с чем, у ПАО «МРСК Центра» отсутствуют правовые основания для отказа в продлении Технических условий по договору от 29.07.2014; за нарушение правил недискриминационного доступа к электрическим сетям КоАП РФ предусмотрена ответственность; срок действия технических условий в силу закона превышает срок осуществления мероприятий по техническому присоединению.
Гончаров Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель УФАС Воронежской области по доверенности Гаврилов В.А. в судебном заседании считал жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованное лицо ПАО «Россетти Центр» (до изменения наименования ПАО «МРСК Центра») явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, направило в суд письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на законность оспариваемого Гончаровым Д.А. определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; указывает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек и продление срока действия Технических условий без внесения соответствующих условий в договор не приведет к удовлетворению потребности заявителя в присоединении к сетям; в действиях ПАО «Россти Центра» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав жалобу, представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, судья приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что УФАС Воронежской области 26.01.2021 было получено заявление Гончарова Д.А., в котором он просил обязать ПАО «МРСК Центра» (после изменения наименования – ПАО Россети Центр») - Воронежэнерго устранить нарушения и в кратчайшие сроки предоставить документы о продлении ТУ или в новой редакции, а в случае непредставления требуемых документов привлечь «ПАО МРСК Центра» к ответственности, предусмотренной ст.9.21 КоАП РФ
Определением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра» было отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением руководителя УФАС по Воронежсмкой области от 23.04.2021 определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 оставлено без изменения.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 30.06.2021) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу п.6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами
Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил. В целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении временного технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца- для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Пунктом 16.1 Правил установлено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
На основании п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Согласно имеющимся материалам, 28.04.2014 Гончаров Д.А. обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта жилого дома, максимальной мощностью 15кВТ, расположенного по адресу: <адрес>
13.05.2014 ПАО «МРСК Центра» направил Гончарову Д.А. проект договора об осуществлении технологического присоединения.
27.05.2014 Гончаров Д.А. направил в ПАО «МРСК Центр» мотивированный отказ от подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
11.07.2014 ПАО «МРСК Центра» направило Гончарову Д.А. скорректированную оферту договора об осуществлении технологически присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Между Гончаровым Д.А. и ПАО «МРСК Центра» 29.07.2014 был заключен договор № 4089:1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по IIIкатегории надежности (далее-Договор).
Согласно пункту 1 и 2 Договора сетевая организация принимает обязательство по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В пункте 2 Договора установлено, что срок мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет четыре месяца со дня заключения Договора.
Таким образом, установленный в Договоре срок обязателен для соблюдения как сетевой организацией, так и Гончаровым Д.А., поскольку пункт 18 Правил ставит соблюдение сроков технологического присоединения со стороны сетевой организации в зависимость от выполнения технических условий со стороны заявителя.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации должны были быть исполнены в срок до 29.11.2014 года.
23.09.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомило Гончарова Д.А. готовности к технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
04.12.2015 от Гончарова Д.А. в ПАО «МРСК Центра» поступило уведомление о выполнении со своей стороны мероприятий по технологическое присоединению к электрическим сетям.
10.12.2015 сотрудниками ПАО «МРСК Центра» в присутствии Гончарова Д.А. был осмотрен установленный на земельном участке прибор учета электрической энергии и составлен акт о его вводе в эксплуатацию. Одновременно с этим, в данном акте были указаны замечания, которые Гончарову Д.А необходимо было устранить.
14.12.2015 от Гончарова Д.А. в ПАО «МРСК Центра» поступило уведомление о выполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
14.12.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомил Гончарова Д.А. письмом о дате и времени проверки по выполнению технических условий.
18.12.2015г. сотрудниками ПАО «МРСК Центра» в присутствии Гончарова Д.А. была проведена проверка выполнения Гончаровым Д.А. технических условий, а также проведен осмотр принадлежащего ему земельного участка, по результатам которого составлен акт, в котором зафиксирован факт отсутствия на земельном участке жилого дома, а также каких-либо строений.
21.12.2015 ПАО «МРСК Центра» уведомило Гончарова Д.А. письмом о невыполнении им требований технических условий и Договора с приложением копии акта осмотра от 18.12.2015.
25.03.2016 Гончаров Д.А. направил в ПАО «МРСК Центра» претензию, на которую письмом от 13.04.2016 ПАО «МРСК Центра» в удовлетворении было отказано.
26.11.2019 Гончаров Д.А. обратился в ПАО «МРСК Центра» посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
30.01.2020 Гончаров Д.А. повторно направил в ПАО «МРСК Центра» посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
26.11.2019, 30.01.2020, 13.03.2020 Гончаровым Д.А. направлялись в «МРСК Центра» обращения посредством личного кабинета с просьбой продлить срок действия технических условий № 20304085 от 29.07.2014.
26.01.2020. ПАО «МРСК Центра» в личном кабинете Гончарова Д.А. указало на необходимость подачи новой заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Коминтерновского судебного района г. Воронежа от 30.11.2015, вступившим в законную силу, Гончарову Д.А. было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ПАО «МРСК Центра» неустойки за нарушение исполнения сроков обязательств по Договору.
Решением Мирового судьи судебного участка № 9 Коминтерновского судебного района г. Воронежа от 14.07.2016, вступившим в законную силу, Гончарову Д.А. было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ПАО «МРСК Центра» неустойки за нарушение исполнения сроков обязательств по Договору.
Кроме того, в указанных решениях установлен факт нарушения Гончаровым Д.А. Правил в части неисполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный срок.
Учитывая выше изложенное, возможность продления срока действия технических условий в указанной ситуации противоречит императивному сроку осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, установленному подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
При таких обстоятельствах, при рассмотрении заявления Гончарова Д.А. у должностного лица отсутствовали доказательства нарушения ПАО «МРСК Центра» Правил, а следовательно, отсутствовали признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в связи с чем правомерно было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения жалобы суду также не было представлено достаточных данных о наличии состава административного нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Определение временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Михина С.В. от 25.03.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Центра», оставить без изменения, а жалобу Гончарова Д.А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Михина Н.А.