Решение по делу № 2-1089/2014 ~ М-956/2014 от 14.07.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2014года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Толстых М.М.

при секретаре: Рубе А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Власовой З.С. об обязании устранения нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Власовой З.С. ( Лесопользователь) об обязании устранения нарушений лесного законодательства, мотивируя тем, что между Власовой З.С. и КГКУ «Богучанское лесничество» подписан договор купли-продажи лесного участка от 22.12.2011г № 47717

Лесопользователю переданы лесные насаждения общей площадью 0,28 га, расположенные Красноярский край Богучанский район, КГКУ «Богучанское лесничество», Богучанское участковое лесничество, квартал 80, выдел №10, лесосека №3(10) для заготовки древесины.

Лесопользователем производилась заготовка древесины в период с 22.12.2011г по 21.12.2012г. Способ очистки отражен в Акте натурного осмотра мест рубок насаждений очистка лесосеки одновременно СС заготовкой, способом укладкой порубочных остатков на волока с последующим измельчением ходом трактора.

Специалистами КГКУ « Богучанское лесничество» проведена приемка лесосек Лесопользователя:

в квартале 34 выдел 24 лесосека 6 площадью 19,2га

В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок на площади 0,28 га, о чем составлены: сообщение о лесонарушении от 19.06.2013г, акт натурного осмотра мест рубок, абрис лесосеки.

Захламлением лесосек порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

Просят обязать ответчика произвести работы по очистке мест рубок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Министерства в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве на удовлетворении требований настаивает, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица- КГКУ « Богучанское лесничество» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил.

Власова З.С. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. О причинах неявки не сообщила, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, отзыва на заявление не представила.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о соотношении гражданского и лесного законодательства как законодательства общего и специального.

В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (часть 1).

Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 31.08.2008 N 12-п( в редакции от 27.11.2013г) образовано Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края

Министерство служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области лесных отношений.

Согласно п.3.33, 3.34 Положения о Министерстве, Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

Согласно пункту 1,11 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, имеют право:

- предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального,, использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 данного закона).

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

сохранение средообразуюищх, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

обеспечение охраны и защиты лесов;

Статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1).

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8).

Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания (часть 1).

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3).

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.10.2007 № 10374).

Подпунктом «е» пункта 8 названных Правил заготовки древесины запрещается при заготовке древесины уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

Согласно пункта 60 Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в том числе очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (Приложение N 3).

По смыслу пункта 1 названной Методики вред, причиненный лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, представляет собой ущерб и упущенную выгоду.

Пунктом 3 Методики установлено, что при причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие, в частности, воздействия отходов производства и потребления, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

В судебном заседании установлено, что между Власовой З.С. и КГКУ «Богучанское лесничество» подписан договор купли-продажи лесного участка от 22.12.2011г № 47717

Лесопользователю переданы лесные насаждения общей площадью 0,28 га, расположенные Красноярский край Богучанский район, КГКУ «Богучанское лесничество», Богучанское участковое лесничество, квартал 80, выдел №10, лесосека №3(10) для заготовки древесины.

Лесопользователем производилась заготовка древесины в период с 22.12.2011г по 21.12.2012г. Способ очистки отражен в Акте натурного осмотра мест рубок насаждений очистка лесосеки одновременно СС заготовкой, способом укладкой порубочных остатков на волока с последующим измельчением ходом трактора.

Специалистами КГКУ « Богучанское лесничество» проведена приемка лесосек Лесопользователя:

в квартале 34 выдел 24 лесосека 6 площадью 19,2га

В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок на площади 0,28 га, о чем составлены: сообщение о лесонарушении от 19.06.2013г, акт натурного осмотра мест рубок, абрис лесосеки.

между подписан договор аренды лесного участка от 22.12..2008г № 259-з.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра мест рубок, акта натурного осмотра мест рубок, абрисом лесосеки, расчетно-технологической картой, ведомостями учета нарушений требований лесного законодательства,

Таким образом, факт неисполнения обязанностей, установленных Правилами заготовки древесины, договора аренды в части захламления мест рубок порубочными остатками подтверждается исследованными в судебном заседании материалами.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3).

В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения (пункт 1)

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящем Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).

Приведенные нормы свидетельствуют о соотношении гражданского и лесного законодательства как законодательства общего и специального.

Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (пункт 1).

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений,

В силу пункта 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) отнесены к обязанностям лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.

При этом пункт 16 Правил пожарной безопасности также (как и вышеуказанные Правила заготовки древесины) предусматривает, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Таким образом, из приведенных норм следует, что обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков является публичной правовой обязанностью участника соответствующих правоотношений, связанной с особым правовым статусом объекта правоотношения (леса), а также с необходимостью обеспечить должный уровень пожарной безопасности в лесах, возлагая на него обязанность не только возместить вред, но и одновременно обязанность устранить соответствующее нарушение.

В силу п.1, п.2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

В силу Лесного кодекса РФ, п.7 постановления Правительства РФ от 22.06.12007г №394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», Положения о Службе., приказа №348-ос от 24.06.2010г «Об утверждении Перечня должностных лиц Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края», государственной лесной контроль и надзор в Красноярском крае имеют право осуществлять - руководитель Службы, заместитель руководителя, государственные лесные инспекторы Службы.

Исковые требования об устранении нарушений лесного законодательства предъявлены представителем Министерства по доверенности, выданной руководителем

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

Следовательно, захламлением лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины лесному фонду причиняется вред, который заключается в том, что не создаются условия для его восстановления., кроме того, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), чем нарушаются права граждан- неопределенного круга лиц- на благоприятную окружающую среду.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении сроков для устранения выявленных нарушений суд исходит из того, что предложенный истцом срок- в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу- является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить

Обязать Власову З.С. произвести работы по очистке мест рубок:-

в квартале 80 выдел 10 лесосека 3 на площади 0,28га Богучанского участкового лесничества КГКУ « Богучанское лесничество», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его провозглашения с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд

Председательствующий                    М.М.Толстых

2-1089/2014 ~ М-956/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Российская Федерация в лице Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчики
Власова Зоя Сергеевна
Другие
КГКУ "Богучанское лесничество"
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Толстых Мира Мефодьевна
Дело на странице суда
boguchan--krk.sudrf.ru
14.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2014Передача материалов судье
15.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2014Судебное заседание
11.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2014Дело оформлено
07.11.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее