Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-88/2017 ~ М-1655/2016 от 26.12.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2017 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Смирновой С.Н. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка» третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО «Братский район» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МКДОУ д/с «Ёлочка» в ..., получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к заработной плате истца, которая не может быть ниже МРОТ - <данные изъяты>, а с октября МРОТ - <данные изъяты>, не применяется районный коэффициент и процентная надбавка.

Считает, что при установлении ей заработной платы, ответчик нарушил ст. ст. 2, 55 Конституции РФ, ст. ст. 129, 133, 146, 147, 315, 316, 317 ТК РФ, ст. ст. 10,11 Закона РФ от 19.02.1993 (в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Полагает, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, а также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.

Согласно представленному расчету сумма задолженности по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** составляет <данные изъяты> - разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой. Для определения фактической заработной платы использована формула - базовый оклад <данные изъяты> умножается на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент и умножается на 1.9 - 90% северного и районного коэффициента; для определения справедливой заработной платы используется аналогичный расчет, но применяется МРОТ - <данные изъяты>, с октября - <данные изъяты>

Просит суд взыскать с МКДОУ д/с «Ёлочка» в пользу Смирновой С.Н. недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере <данные изъяты>

В судебное заседание истец Смирнова С.Н. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно исковому заявлению просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик - МКДОУ д/с «Ёлочка» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, согласно ходатайству просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя МКДОУ д/с «Ёлочка», с исковыми требованиями не согласны в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация МО «Братский район» в лице представителя Явкина А.А., действующего на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, а также просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Статьей 129 ТК РФ определено понятие заработной платы. В соответствии со ст. 129 ТК РФ в заработную плату истца включены: вознаграждение за труд (оклад по тарифной ставке), стимулирующие и компенсационные выплаты.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ст. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области устанавливается размер минимальной заработной платы с 1 июля 2016 года - в сумме 10 122 руб., с 1 октября 2016 года - 10 754 руб. В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 издано постановление мэра Братского района от 11.07.2016 №194. Согласно данному постановлению работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район» с 1 июля 2016 года сумма фактически начисленной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 122 руб., установить доплату в размере образовавшейся разницы. Также в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 издано постановление мэра Братского района от 07.10.2016 №272. Согласно данному постановлению работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район» в период с 1 октября 2016 года сумма фактически начисленной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 754 руб., установить доплату в размере образовавшейся разницы.

Заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки не может быть ниже общероссийского минимального размера оплаты труда, а после начисления районного коэффициента и процентной надбавки должна превышать минимальную заработную плату в регионе.

Расчет, представленный истцом, путем начисления на МРОТ северных надбавок и районного коэффициента не основан на законе, так как это привело к отождествлению такого понятия как «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка (оклад)», что противоречит ст. ст. 129, 133, 133.1. ТК РФ, согласно которым не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно заработная плата, а не тарифная ставка (оклад).

Из смысла статей 129, 133 ТК РФ (в редакции, действовавшей после 06.10.2006) следует, что законодатель приравнял понятия «размер тарифных ставок (окладов)» и «минимальный размер оплаты труда», установив, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 данная норма утратила силу. Считает, что с 01.09.2007 органы власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда, следовательно, ответчик выплачивал заработную плату истцу в полном объеме в соответствии с требованиями закона.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Смирнова С.Н. с **.**.**** по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком МКДОУ д/с «Ёлочка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку с окладом - <данные изъяты>; кроме оклада по должности ей установлена надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (40%) и стимулирующие выплаты, что подтверждается приказом «О назначении на должность» *** от **.**.****, трудовым договором *** от **.**.****, дополнительным соглашением *** от **.**.****, трудовой книжкой истца, финансовой справкой о размере заработной платы и никем не оспаривается.

Также в судебном заседании установлено, что МКДОУ д/с «Ёлочка» является юридическим лицом, находится по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения и Уставом учреждения.

Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.****, ссылаясь на то, что в указанный период работодателем были допущены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в исчислении заработной платы путем включения в размер месячной минимальной заработной платы компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

По мнению истца, размер ежемесячной заработной платы должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, который установлен в размере <данные изъяты> в месяц, а с октября МРОТ - <данные изъяты>, а районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться сверх выплачиваемой истцу ежемесячной заработной платы.

Вместе с тем, действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции ФЗ от 30.06.2006 №90-ФЗ).

Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2007, из ст. 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 01.09.2007 также признана утратившей силу часть четвертая ст. 133 ТК РФ.

Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ, Федерального закона от 20.04.2007 №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 №164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7 500 руб. в месяц.

В Иркутской области принято Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016. Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 1 июля 2016 года устанавливается в сумме 10 122 руб., с 1 октября 2016 года - 10754 руб. (ст. 1). Постановлением мэра Братского района №194 от 11.07.2016 работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район», сумма фактически начисленной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 122 руб., установлена доплата в размере образовавшейся разницы. Постановлением мэра Братского района №272 от 07.10.2016 работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район», сумма фактически начисленной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 754 руб., установлена доплата в размере образовавшейся разницы.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Смирнова С.Н. работает в МКДОУ д/с «Ёлочка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку.

Учитывая, что размер заработной платы Смирнова С.Н. полностью отработавшей месячную норму рабочего времени в должности <данные изъяты> по 1 ставке за период с **.**.**** по **.**.**** не может быть менее <данные изъяты> (размер минимальной заработной платы в субъекте по региональному соглашению), за период с **.**.**** по **.**.**** не может быть менее <данные изъяты> (размер минимальной заработной платы в субъекте по региональному соглашению), суд приходит к выводу, что расчет суммы недоначисленной истцу заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** должен быть следующим.

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

В судебном заседании установлено, что установленный Смирновой С.Н. размер оклада по занимаемой должности за **.**.**** года меньше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что с учетом установленного Смирновой С.Н. оклада по занимаемой должности, а также начисленных районного коэффициента и северной надбавки размер выплачиваемой с **.**.**** ежемесячно заработной платы Смирновой С.Н. не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которой обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Смирновой С.Н. о взыскании с МКДОУ д/с «Ёлочка» недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в размере <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.

При этом суд, руководствуясь ст. 151 ТК РФ, согласно которой при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата; размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, приходит к выводу, что, поскольку в спорный период истец работала в МКДОУ д/с «Ёлочка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку, при этом истец также работала по совмещению (в **.**.**** года в должности **.**.**** и в должности **.**.****), за увеличение объема работы ей производилась доплата за работу по совмещению, которая в силу ст. ст. 129, 149, 151 ТК РФ является компенсационной выплатой (в соответствии с приказом «О возложении обязанностей» *** от **.**.**** в связи с ежегодным отпуском <данные изъяты> Борисова В.Б. возложены обязанности <данные изъяты> Борисова В.Б. с **.**.**** на <данные изъяты> Смирнову С.Н., оплата производится за фактически отработанное время согласно графику; согласно приказу «Об установлении доплат» *** от **.**.**** <данные изъяты> Смирновой С.Н. в связи с отпуском без сохранения заработной платы сотрудников МКДОУ д/с «Ёлочка» в **.**.**** года производили доплату за совмещение 1 ставки за <данные изъяты> Перунову Н.А.; согласно финансовым справкам истцу были произведены доплаты за совмещение), приказ о приеме на работу истца в должности <данные изъяты> и <данные изъяты> не издавался, трудовой договор не заключался, то оснований для расчета задолженности по заработной плате за спорный период по должности <данные изъяты> и <данные изъяты> нет (истцу производилась доплата за совмещение должностей).

Ссылка истца в обоснование исковых требований на ст. ст. 315, 316 ТК РФ, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

Довод истца, что с октября МРОТ установлен в размере <данные изъяты> в месяц, не обоснован, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 №164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с **.**.**** по **.**.**** установлен в размере 7 500 руб. в месяц.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смирновой С.Н. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в размере <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева

2-88/2017 ~ М-1655/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова Светлана Николаевна
Ответчики
МКДОУ детский сад "Ёлочка"
Другие
Администрация МО "Братский район"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Ларичева Ирина Владиславовна
Дело на странице суда
bratski--irk.sudrf.ru
26.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2017Дело оформлено
14.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее