Дело №12-82/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новокузнецк 20 ноября 2019 года
Судья Орджоникидзевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области Проводова И.В.,
при секретаре Карповой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» на постановление государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора от .. .. ....г. №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзораот .. .. ....г. №... года юридическое лицо Акционерное общество «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФ об АП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова»не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просит изменить и снизить размер административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.
В обоснование доводов жалобы указывает, что предписанием от .. .. ....г.. №... заявителю установлен срок устранения выявленных нарушений до .. .. ....г., что большая часть нарушений устранена ранее установленного в предписании срока:
- по нарушению указанному в пункте №... Предписания ведется подготовка документов для регистрации объектов;
- по пункту №... подана заявка на включение объектов в действующий договор на аварийнодиспетчерское обслуживание №... от .. .. ....г..;
- по пункту №... - нарушение устранено, проведена аттестация (Протокол №... от .. .. ....г..;
- по пункту №... - нарушение устранено, аттестация проведена (Протокол №..., №... от .. .. ....г..;
- по пункту №... - нарушение устранено, документы актуализированы и приведены в соответствие: ЦБМК - распоряжение №...,№...а от .. .. ....г.., журнал восстановлен;
РРМК - распоряжение №... от .. .. ....г..;
РИЦ - распоряжение №... от .. .. ....г..;
Цех М/К - распоряжение №... от .. .. ....г. №... от .. .. ....г.;
Механический цех - распоряжение №...,№...,№...;
- по пункту №...- издан Приказ о назначении ответственного лица №... от .. .. ....г., по пунктам №... - проработано с ответственными лицами;
-по пункту №... - журналы будут выполнены по форме указанной в приложениях .......
- по пункту №... разработаны мероприятия по устранению. Срок ноябрь .. .. ....г..
- по пунктам №...,№... - внесены изменения в документы, нарушения устранены.
Считает, что привлечение к ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей является значительным и несоразмерно с выявленными нарушениями. Просит учесть смягчающие обстоятельства, такие как .......; признание вины; .......
В судебном заседании представитель АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова»- Созина С.С., действующая на основании доверенности от .. .. ....г. №...(л.д.47), доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, чтопредприятие признало свою вину, в настоящее время часть нарушений устранено до установленного срока, вред от данных нарушений не наступил, так же просит учесть материальное положение предприятия и снизить штраф до 100 000 рублей.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора государственный инспектор Яковлева Н.М.действующий на основаниидоверенности №... от .. .. ....г., возражала против доводов жалобы, пояснил, что считает вынесенное .. .. ....г. Постановление №... о назначении юридическому лицу административного наказания законным и обоснованным. Доводы заявителя о частичном устранении нарушений считает необоснованными, поскольку юридическое лицо, привлечено к административной ответственности за факт допущения указанных нарушений. Предписанием от .. .. ....г. установлен срок для устранения выявленных нарушений. Так же заявителем не представлены доказательства, подтверждающие тяжелое материальное положение предприятия.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова», приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КРФ об АП, предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КРФ об АП, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ следует, что Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, эксплуатация опасного производственного объекта.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание,создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах.
В соответствии с п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, от 15.11.2013 № 542Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
Согласно п. 5 указанных Правил порядок подготовки и проведения аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, должен соответствовать Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Положению об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37
Согласно п. 6, 7, 11 Правил отступление от требований настоящих Правил при эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления не допускается.
Требования к обоснованию безопасности сетей газораспределения и газопотребления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Требования разработанной на ТЭС эксплуатационной документации не должны противоречить требованиям настоящих Правил.
Согласно п. 138, 140, 142,143,159,180,190 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, 139. Газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста.Газоопасные работы в колодцах, туннелях, коллекторах, а также в траншеях и котлованах глубиной более одного метра должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее трех человек.
140. На производство газоопасных работ выдается наряд-допуск, оформленный по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящим Правилам), предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению этих работ.
142. Лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются распорядительным документом по газораспределительной организации или организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года.
143.Периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые постоянным составом работающих, производятся без оформления наряда-допуска по утвержденным производственным инструкциям.
Указанные работы должны выполняться двумя рабочими и регистрироваться в специальном журнале с указанием времени начала и окончания работ.
180. Разборка (замена) установленного на наружных и внутренних газопроводах оборудования должна производиться на отключенном участке газопровода с установкой заглушек.
190. Ответственным за наличие у рабочих средств индивидуальной защиты, их исправность и применение является руководитель работ, а при выполнении работ без технического руководства - лицо, выдавшее задание.
Судом установлено, что .. .. ....г. в ....... часов ....... минут, при проведении мероприятия по контролю (надзору) на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: сети газопотребления АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова», III класс опасности в период с ....... сентября по .. .. ....г., на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от .. .. ....г. №..., должностным лицом Ростехнадзора установлено, что акционерным обществом «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова», допущены нарушения обязательных требований.
В ходе проверки установлено, что АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» не соблюдаются обязательные требованияФедерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, от 15.11.2013 № 542.
Выше указанныенарушения зафиксированы в акте проверки от .. .. ....г. №... и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова».
.. .. ....г. в отношении АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений №... (л.д.17-26)
.. .. ....г. Постановлением государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора№... юридическое лицо АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФ об АП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей (л.д.6-16).
Факт совершения АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КРФ об АП, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, распоряжением от .. .. ....г. о проведении плановой выездной проверки АО «НЗРМК имени Н.Е. Крюкова», актом проверки от .. .. ....г., предписанием об устранении выявленных нарушений №... от .. .. ....г., протоколом об административном правонарушении №... от .. .. ....г.,постановлением №...о назначении административного наказания от .. .. ....г.. Оснований для признания указанных документов недостоверными доказательствами по данному делу не имеется.
Событие административного нарушения зафиксировано, подтверждено и Обществом не опровергнуто.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителя АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» о тяжелом материальном положении предприятия и о том, что большая часть нарушений устранена ранее установленного в предписании №... от .. .. ....г. срока, и имеются основания для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снижении размера назначенного судом АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» административного штрафа,не могут быть принятысудом.
Поскольку Постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КРФ об АП от .. .. ....г. года, было вынесено на основании результатов проверки, в связи с установлением фактов нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» не отрицало факт наличия выявленных нарушений, предприняло меры для их устранения. Вместе с тем частичное устранение выявленных в результате проверки недостатков, не может являться основанием для удовлетворения жалобы заявителя, поскольку не свидетельствует об отсутствии выявленных при проверке нарушений.
Доказательств подтверждающих тяжелое материальное положение АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова», суду не представлено.
Доводы жалобы о назначении АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» ниже наказания низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.9.1 КРФ об АП, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 25.02.2014 года N 4-П,суд считает несостоятельными.
Согласно пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таких исключительных обстоятельств по делу не установлено, более того, АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» осуществляет деятельность на опасных производственных объектовс нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности, что само по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу безопасности окружающей среды.
Доказательств, принятия всех исчерпывающих мер для соблюдения предусмотренных требований промышленной безопасности, наличия препятствующих этому объективных причин, АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» не представлено.
При таких обстоятельствах изложенные в жалобе доводы не опровергают правильность сделанных должностным лицом выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права.
Поскольку факт нарушения и вина АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» подтверждены материалами дела, нарушений установленного Кодексом порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, суд считает Постановление №... от .. .. ....г. государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания в отношении юридического лица АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.3, 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об АП,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора №... от .. .. ....г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФ об АП в отношении юридического лица Акционерного Общества «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» - оставить без изменения, жалобу Акционерного Общества «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья И.В. Проводова