РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2017 года
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аладина Д. А., при секретаре судебного заседания Матюха Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1790/17 по иску Разина С. А. к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об установлении суммы возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, обязании произвести изъятие земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Разин С.А. обратился в суд с иском к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об установлении суммы возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, обязании произвести изъятие земельного участка.
В обоснование исковых требований истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. <дата>г. ФАД «Росавтодор» издано распоряжение <номер> «Об изъятии для нужд Российской Федерации объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс. Участок км <...>, в соответствии с которым принадлежащий истцу земельный участок подлежит изъятию для нужд Российской Федерации. <дата> ГК «Автодор» письмом от <номер> в целях заключения соглашения об изъятии земельного участка сообщило о необходимости представить комплект документов. Согласно представленному отчету об оценке рыночной стоимости, полученным от Ответчика, сумма размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости составляет <...> руб. Истец, не согласившись с сумой возмещений, обратился в независимую оценочную компанию ООО "Столичное экспертно-правовое бюро" с заданием об определении рыночной стоимости земельного участка. Из проведенной оценки следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет <...> рублей. Истец посредством почтовой связи направил письмо Ответчику с требованием об изменении суммы выплат возмещения за изымаемые объекты недвижимости, однако ответчик ответил отказом.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования в порядке п. 1 ст. 39 ГПК РФ истец уточнил и просил суд понудить ответчика заключить соглашение об изъятии для государственных нужд, установить размер возмещения за изымаемый объект на основании проведенной судебной оценочной экспертизы, установить в соглашении об изъятии недвижимости для государственных нужд срок передачи в течение 90 дней и расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
В судебное заседание истец Разин С.А. не явился, извещен. Явился представитель истца Разина С.А. по доверенности Комиссаров А.В., который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Государственная компания «Российские автомобильные дороги» по доверенности Салахетдинов Р.Т. явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам письменных возражений.
Третье лицо - Администрация Раменского муниципального района Московской области своего представителя в судебное заседание не выделили, извещались надлежащим образом, письменное мнение по заявленным требованиям не представили.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии своего представителя в судебное заседание не выделили, извещались надлежащим образом, письменное мнение по заявленным требованиям не представили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 1, ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Разин С.А. является собственником земельного участка кадастровый <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В силу п.1 п.2. ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от <дата> <номер>-р для нужд Российской Федерации для реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежат изъятию в установленном порядке попадающие в полосу отвода автомобильной дороги земельный участок, принадлежащий на праве собственности Разину С.А.
На основании ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Согласно п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу положений ст. 8 ФЗ РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд является обязательным проведение оценки объектов оценки.
В материалы дела представлен отчет ООО «КРТ Система» <номер> «Об оценке размера возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд РФ в связи с реализацией проекта: "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс (этап строительства) <номер>. Участок км <...>-км <...>», согласно которому за земельный участок общей площадью <...> кв.м. кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, размер возмещения составляет <...> рублей.
Не согласившись с оценкой недвижимого имущества, проведенной ООО «КРТ Система», Разин С.А. обратился в ООО "Столичное экспертно-правовое бюро" с заданием об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Из проведенной оценки <номер> следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер>, составляет <...> рублей.
Согласно позиции Президиума Верховного суда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.7 "Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)). По смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
При разрешении заявленных требований судом была назначена по делу экономико-оценочная экспертиза.
Из заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами ГКП «МОБТИ» Московской области следует, что за земельный участок общей площадью <...> кв.м. кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, размер возмещения с учетом величины убытков составляет <...> рублей.
Экспертное заключение составлено в соответствии с нормами и правилами проведения и подготовки подобного рода экспертиз.
У суда не имеется оснований не доверять заключению судебной экспертизы, поскольку эксперт имеет соответствующую квалификацию, значительный стаж работы, предупрежден об уголовной ответственности за дачу ведомо ложного заключения. Сторонами допустимых доказательств, опровергающих заключение судебной экспертизы, не представлено.
Однако суд не может положить в основу принимаемого решения заключение судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами ГКП «МОБТИ» Московской области ввиду следующего.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии.
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации Государственная компания обязана направить подписанный со своей стороны проект соглашения об изъятии недвижимости в адрес правообладателя; одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю также направляется отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков.
Судом установлено, что ответчик письмом от <дата> <номер> уведомила Разина С.А. о принятом решении об изъятии, принадлежащем ему земельного участка.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось представителем истца, ответчик до настоящего времени не направляла в адрес Разина С.А. проект соглашения об изъятии с отчетом об оценке принадлежащего ему земельного участка, о чем было доведено до сведения Разина С.А. письмом от <дата> <номер>.
Таким образом, предусмотренная действующим законодательством процедура изъятия недвижимости для государственных нужд на момент рассмотрения дела полностью не пройдена.
Статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
То есть, в случае если после направления Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в адрес Разина С.А. проекта соглашения с отчетом об оценки недвижимости истец откажется от его подписания, то в силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации Государственная компания вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.
В рамках такого судебного процесса (в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта) уже суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (пункт 7 «Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)).
Согласно положениям статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии недостижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка. При этом у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать от уполномоченного органа выкупа у него этого земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца Разина С. А. к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об установлении суммы возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, обязании произвести изъятие земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Разина С. А. к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об установлении размера возмещения за изымаемый для государственных нужд земельный участок общей площадью <...> кв.м. кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес> обязании Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» произвести изъятие земельного участка общей площадью <...> кв.м. кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес> путем заключения соглашения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 07.08.2017г.
Судья