Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Солодушкиной Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Ярославцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Т. Г. к Администрации Белоярского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Мальцева Т.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Белоярского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> с кадастровым номером № <номер>, который предназначен для индивидуального жилищного строительства. 15.05.2017 г. истец обратилась с заявлением на выдачу разрешения на строительство жилого дома в Администрацию Белоярского городского округа Свердловской области в отдел Архитектуры и градостроительства. В выдачи разрешения на строительство было отказано, указывая на указано на то, что строительство жилого дома осуществлено. В связи семейными обстоятельствами, отсутствием собственного жилья истец начал строить индивидуальный жилой дом на принадлежащем ему земельном участке в 2010 году. Строительство дома производилось в соответствии с проектом жилого дома, общая площадь жилого дома по проекту 161,2 кв.м. Объект расположен в соответствии с требованиями Градостроительного плана и в границах земельного участка с кадастровым номером № <номер>, техническое состояние объекта соответствует требованиям градостроительного плана, объект не представляет опасности жизнедеятельности, не создает угрозы жизни и здоровью людей, не нарушают права третьих лиц, что подтверждается выводами Заключения № <номер> ООО «Строй-Заказчик». Возведенный объект недвижимого имущества обладает признаками самовольной постройки. Иным путем, кроме как обращения в суд, истец лишен возможности признать право собственности на самовольную постройку.
В судебное заседание истец Мальцева Т.Г. не явилась, согласно направленного в суд заявления, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Беляев О.В. в судебное заседание не явился, в отзыве на имя суда просил рассмотреть дело без его участия, не возражая против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Мальцев А.Н. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Согласно п. 26 указанного Постановления Пленума ВС РФ, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что истцу Мальцевой Т.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 1502 кв.м., с КН <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2010 г. (л.д.7).
Постановлением Главы Белоярского городского округа от 15.03.2017 года <номер> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1502 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д.62)
Истец 15.05.2017 г. обращалась в Администрацию Белоярского городского округа Свердловской области за разрешением на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства, однако, Мальцевой Т.Г. было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с тем, что на участке уже возведен жилой дом, а кроме того, земельный участок, принадлежащий истцу, находится в зоне возможного затопления. При этом, в представленной схеме планировочной организации земельного участка истца, существующий объект капитального строительства отражен как планируемый, что не соответствует основному чертежу ГПЗУ, кроме того объект капитального строительства выходит за границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. (л.д. 136, 139-141).
Согласно исковому заявлению, истцом в период с 2010 года с целью улучшения жилищных условий на указанном земельном участке было самовольно построено здание: жилой дом, объект строительством завершен.
Как следует из Градостроительного плана № RU<номер>, подготовленного Администрацией Белоярского городского округа Свердловской области, разрешенное использование: Ж-Зона индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах - территории застроенные или планируемые к застройке индивидуальными жилыми домами блокированными домами, с отдельно стоящими объектами обслуживания местного значения. Один из основных видов разрешенного использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство (л.д. 63).
Согласно техническому плану объекта завершенного строительства, он расположен по адресу: <адрес>, р.<адрес> характеристики здания: назначение объекта - жилой дом, расположен в соответствии с требованиями Градостроительного плана № RU<номер> и в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, техническое состояние объекта соответствует требованиям градостроительного плана, площадь объекта - жилого дома составляет 161,2 кв. м, год завершения строительства здания – 2016 (л.д.64-72).
Согласно заключения № <номер> от 29.10.2017 года составленного ООО «Строй-Заказчик», по результатам обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций объекта «жилой дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> А» оценивается как работоспособное, тем самым обеспечена прочность и устойчивость несущих конструкций и не представляет опасности для эксплуатации, в том числе пожарной безопасности, по санитарной безопасности, так же не является опасностью для окружающей среды и жизнедеятельности людей (л.д.9-72)
Поскольку истец, создавшая самовольную постройку, предпринимала меры к получению разрешения на строительство (л.д. 136 ), при этом земельный участок, на котором располагается спорный объект - жилой дом, находится в собственности истца, расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуальное жилищное строительство, а созданное жилое строение соответствует решениям в проектной документации и действующим градостроительным, строительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам, к тому же сохранение жилого дома не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц и не приведет к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, то у суда имеются правовые основания для предоставления Мальцевой Т.Г. судебной защиты имущественного права по избранному ей средству гражданского судопроизводства - требованию о признании права собственности на данный объект - жилой дом в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 3 статьи 222 ГК РФ.
Согласно п. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Руководствуясь, ст.ст. 194, 197-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 161,2 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░> ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2018 ░░░░.