Дело № 2а - 9220/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием представителя административного истца Жуковского Д.Ю., представителя административного ответчика УФСБ России по Амурской области Шулятьева К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Деловые линии» к УФСБ России по Амурской области о признании незаконным и отмене представления № 6/13-4247 от 02 июля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Деловые линии» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 02 июля 2017 года начальником УФСБ России по Амурской области было вынесено представление ООО «Деловые линии» № 6/13-4247 от 02.07.2017 года. Полагает, что указанное представление вынесено незаконно. В представлении не должна констатироваться или предрешаться виновность конкретных лиц в преступлениях или административных правонарушениях. В данном случае при вынесении представления №6/13-4247 от 02.07.2017 г. указанные принципы были нарушены. ООО «Деловые линии» не допускало вменяемые нарушения, данные обстоятельства ничем не подтверждены. ООО «Деловые линии» для исполнения ст. 4 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» при осуществлении своей деятельности в ходе приема груза к транспортировке, запросило у клиента сопроводительные документы на груз, а также данные о физическом лице, выступающем стороной транспортной экспедиции, и проверило достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации в полном объеме. Достоверность данных о юридическом или физическом лице являющихся стороной договора транспортной экспедиции, экспедитором необходимо проверять с учетом приказа Министерства Финансов от 05.12.2013г., которым утвержден состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского хозяйства, индивидуального предпринимателя размещенные на официальном сайте Федеральной налоговой службы. В соответствии с Положением о Министерстве транспорта, утв.Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №95, Минтранс является федеральным органом исполнительно власти в области транспорта и по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере транспорта. В силу пункта 5 указанного Положения, Министерство транспорта РФ осуществляет полномочия в сфере перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа. Груз от клиентов-отправителей принимается ООО «Деловые линии» на территории склада с целью помещения в зону осмотра и проверки достоверности, представленных отправителем необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей. Экспедитор вправе вернуть груз отправителю в случае обнаружения груза, запрещенного к транспортировке на территории Российской Федерации, либо при обнаружении признаков наличия опасных свойств груза. В случае успешной проверки и полного приема груза к доставке, экспедитор выдает отправителю подписанный экспедиторский документ (приемную накладную), которая и будет свидетельствовать о заключении договора транспортной экспедиции. Указанные действия направлены на противодействие терроризму и обеспечения общественной безопасности населения, о чем уведомлены все клиенты ООО «Деловые линии» путем размещения информации на информационных стендах. Указанные сведения также отражены в складских документах, в которых указано, что осуществлен прием груза ООО «Деловые линии» с целью осмотра и проверки достоверности, представленных отправителем необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей. При этом экспедитор вправе вернуть груз, не прошедший проверку. После проверки, в подтверждение заключения договора транспортной экспедиции будет выдана приемная накладная. ООО «Деловые линии» при осуществлении своей деятельности, в ходе приема груза к транспортировке, запросил у клиента сопроводительные документы на груз, для исполнения ст. 4 указанного закона, документы не были представлены, в приеме груза для экспедирования было отказано. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что нарушения экспедитором не допущены. Приемка груза к отправке проходит в два этапа. На первом работник ООО «Деловые линии» запрашивает у клиента все необходимые сопроводительные документы на груз, данные о лице-отправителе, проверяет достоверность предоставленных данных, а также информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Груз помещается в зону досмотра. Второй этап - досмотр груза и его приемка - осуществляется перед заключением договора и выдачей клиенту экспедиторской расписки. Вместе с тем еще на первом этапе сопроводительные документы на груз, и данные об отправителе предоставлены не были, ввиду чего сотрудники ООО «Деловые линии» отказали отправителю в приемке груза для доставки. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что нарушения экспедитором не допущены. Боле того, согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Часть 1 статьи 1 ГК РФ закрепляет неприкосновенность собственности. Экспедитор ООО «Деловые линии» не наделен статусом правоохранительного органа, обязанность, предусмотренную законодательством с учетом письма Министерства Транспорта РФ от 17.11.2016 г. экспедитором выполнена в законодательства в полном объеме. Соответственно утверждение, изложенное в представлении от 02.07.2017 о нарушении закона о ТЭД неправомерно. Просит суд признать незаконным и отменить представление № 6/13-4247 от 02.07.2017 года, вынесенное начальником УФСБ России по Амурской области Симоновым Д.В.
В судебном заседании представитель административного истца Жуковский Д.Б. просил суд признать незаконным представление УФСБ России по Амурской области № 6/13-4247 от 02 июля 2017 года по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил и из дополнений к административному исковому заявлению следует, что ссылка ответчика на приказ ФСБ РФ от 13 марта 2004 №162 о Порядке внесении представлений органами ФСБ неправомерна, поскольку Указанный порядок регулирует вопросы внесения органами федеральной службы безопасности представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (п.1). ООО «Деловые линии» никаких нарушений не допускало, а административный ответчик никаких расследований дел об административных правонарушениях не проводил, равным образом, как и расследований преступлений, которые могут явиться основанием для внесения представлений. Таким образом, внесение оспариваемого представления незаконно. Кроме того, неправомерно указание административным ответчиком на ответ ООО «Деловые линии» направленный по итогу рассмотрения представления, в ответе нет указания, что общество признает нарушения, напротив подан административный иск о признании представления незаконным, при этом общество указало, что разработало инструкцию регламентирующую деятельность сотрудников при проверке полномочий клиентов: «Документы, устанавливающие полномочия грузоотправителей/грузополучателей на передачу/получение грузов. Требования к оформлению доверенностей на передачу/получение грузов», копия была обществом приложена к ответу, никакого отношения к досмотру груза инструкция не имеет. Более того, согласно письму ООО «Деловые линии» исх.№ Бщ-4 от 22.06.2017 года переданного сотруднику ответчика Дубровину Т.Е. общество указало, что по итогам проверки, проведенной 22 июня 2017 года УФСБ России по Амурской области сообщает, что нарушения ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» отсутствуют. ООО «Деловые линии» при осуществлении своей деятельности, в ходе приема груза к транспортировке, запросил у клиента сопроводительные документы на груз, для исполнения ст. 4 Закона, документы не были представлены в приеме груза, в связи с этим для экспедирования было отказано. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что нарушения экспедитором не допущены. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.06.2017, в котором указано, что груз помещен в зону досмотра, но поскольку у отправителя отсутствовали сопроводительные документы, в том числе документы, удостоверяющие личность в оформлении и отправке груза ему было отказано. Экспедиторская расписка выдана не была, договор транспортной экспедиции не заключался. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что каких-либо нарушений ООО «Деловые линии» не допускало. Просит удовлетворить административные исковые требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФСБ России по Амурской области Шультяев К.В. с предъявленными административными исковыми требованиями не согласился, указав, что 22 июня 2017 г. в соответствии с заданием № 6/13-3911 от 07.06.2017 г. в ходе проведения плановых мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите объекта транспортной инфраструктуры складского комплекса ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии», расположенного по адресу: ***, от актов незаконного вмешательства с использованием «тест-предметов» (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен заперт или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и «тест-объектов» (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности) было установлено следующее. Учебный нарушитель «тест-объект» после прибытия на автопарковку транспортной организации с коробкой, в которой находился тест-предмет (имитатор самодельного взрывного устройства) с посторонними предметами зашел в пункт приема-сдачи багажа транспортной компании и высказал намерение об отправке посылки своим родственникам, проживающим в Тынде, в которой, с его слов, находятся запчасти для транспортного средства. После чего, сдал коробку с тест-предметом для отправки и получил от приемосдатчика груза и багажа ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Овчинникова А.А. складскую накладную № 17-01251010664 от 22.06.2017 года, подтверждающую факт приемки груза на склад. В момент приема груза со стороны Овчинникова А.А. никакие меры по подтверждению свойств груза и проверке документов, удостоверяющих личность «учебного нарушителя» осуществлены не были, чем допущено нарушение требований п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». После этого «учебный нарушитель» предпринял попытку отправить груз без использования документов, удостоверяющих личность. По плану проводимого мероприятия, в случае отказа оформить груз к отправке, учебное мероприятие прекращается вмешательством должностных лиц, ответственных за его проведение, что и было сделано спустя 30 минут, после того как «учебным нарушителем» была получена складская накладная № 17-01251010664 от 22.06.2017 года, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. В дальнейшем, в присутствии директора ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Уварова А.В., начальника склада Дорофея А.С. и приемосдатчика склада Овчинникова А.А., из принятой к грузоперевозке коробки, был извлечен тест-предмет, имитирующий самодельное взрывное устройство. По результатам проведенного мероприятия был составлен и подписан соответствующий акт с указанием на выявленные нарушения, копия которого имеется в распоряжении ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии». Таким образом, УФСБ России по Амурской области, выявив при проведении комплекса мероприятий в целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры в части добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма и мероприятий по предупреждению актов терроризма достаточные данные, указывающие на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, при внесении представления от 02 июля 2017 г. № 6/13-4247 в адрес должностного лица - директора ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Уварова А.В. действовало в строгом соответствии с действующим законодательством. Просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 июля 2017 года Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Амурской области в адрес должностного лица - директора обособленного структурного подразделения в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Уварова А.В. вынесено представление №6/13-4247 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
С указанным представлением административный истец не согласен, считает его незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из ст.13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с п.4 Порядка внесения представлений органами Федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ России от 13.03.2004 N 162, представления вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения, а также соответствующим должностным лицам.
Внесенные представления являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения.
Принимая во внимание, что внесенные представления УФСБ России по Амурской области являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения, следовательно, затрагивают права и интересы лица, в отношении которого оно внесен, а значить подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным исковым заявлением ООО «Деловые линии» обратилось в суд 04.09.2017 года, т.е. в установленный законом срок.
Проверяя законность и обоснованность указанного представления, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 22 июня 2017 г. в соответствии с заданием заместителя начальница УФСБ России по Амурской области № 6/13-3911 от 07.06.2017 г. проведено плановое мероприятие по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите объекта транспортной инфраструктуры складского комплекса Обособленного структурного подразделения в г. Благовещенске ООО «Деловые линии», расположенного по адресу: ***, от актов незаконного вмешательства с использованием «тест-предметов» (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен заперт или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и «тест-объектов» (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности).
Учебный нарушитель «тест-объект» после прибытия на автопарковку транспортной организации с коробкой, в которой находился тест-предмет (имитатор самодельного взрывного устройства) с посторонними предметами зашел в пункт приема-сдачи багажа транспортной компании и высказал намерение об отправке посылки своим родственникам, проживающим в Тынде, в которой, с его слов, находятся запчасти для транспортного средства. После чего, сдал коробку с тест-предметом для отправки и получил от приемосдатчика груза и багажа ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Овчинникова А.А. складскую накладную № 17-01251010664 от 22.06.2017 года.
Документов удостоверяющих личность у «учебного нарушителя» не было.
Учебное мероприятие было прекращено вмешательством должностных лиц, ответственных за его проведение, спустя 30 минут, после того как «учебным нарушителем» была получена складская накладная № 17-01251010664 от 22.06.2017 года.
В дальнейшем в присутствии директора ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Уварова А.В., начальника склада Дорофея А.С. и приемосдатчика склада Овчинникова А.А., из принятой к грузоперевозке коробки, был извлечен тест-предмет, имитирующий самодельное взрывное устройство.
По результатам проведенного мероприятия был составлен и подписан акт.
Из представления об устранении причин и условий, способствующих угроз безопасности Российской Федерации от 02 июля 2017 года № 6/13-4247 за подписью начальника УФСБ России по Амурской области следует, что при приемке коробки с тест-предметом осмотр содержимого работником организации, а также проверка достоверности информации о свойствах груза не производилась. В результате проведенного мероприятия установлено, что состояние контроля за отправкой груза в ООО «Деловые линии» не соответствует требованиям Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предусматривающего приоритет мер по его предупреждению, а также п.4 ст.4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Причинами и условиями, способствующими реализации угроз безопасности Российской Федерации являются ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работниками ОСП в г. Благовещенску ООО «Деловые линии», а также недостаточность мер по профилактике терроризма, принимаемых руководством организации. Вскрытые нарушения создают условия и предпосылки к совершению террористических актов возникновению чрезвычайных ситуаций, что формирует угрозы безопасности Российской Федерации. Для устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации предлагается: провести проверку по фактам выявленных нарушений; принять меры по их устранению, организовать изучение работниками предприятия требований федерального законодательства и нормативных документов, регламентирующих организацию транспортно-экспедиционной деятельности и обеспечение антитеррористической защищенности; организовать занятия с персоналом ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» по отработке действий в случае выявления подозрительных лиц, обнаружения бесхозных и подозрительных предметов. Указано, что непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации может привести к совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к ведению органов федеральной службы безопасности. Предлагается рассмотреть представление и в месячный срок со дня его получения сообщить об устранении выявленных причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст. 1 Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на федеральную службу безопасности.
Как следует из ст. 9.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» следует, что органы Федеральной службы безопасности обязаны выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма. Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с пунктом «л» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», выполняя указанную задачу, вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Статьей 13.1 этого же Закона предусмотрено, что к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
Следовательно, УФСБ России по Амурской области, являясь компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации, имело право оценки деятельности ООО «Деловые линии» - административного истца по настоящему делу, было вправе выдавать представление, в соответствии с которым должна быть осуществлена реализация предлагаемых мер по устранению выявленных причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, или причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
О том, что проверка достоверности информации о свойствах груза, сотрудниками ООО «Деловые линии», не производилась указано в представлении 02 июля 2017 года № 6/13-4247.
Из материалов дела следует, что учебный нарушитель «тест-объект» после прибытия на автопарковку транспортной организации с коробкой, в которой находился тест-предмет (имитатор самодельного взрывного устройства) с посторонними предметами зашел в пункт приема-сдачи багажа транспортной компании и высказал намерение об отправке посылки своим родственникам, проживающим в Тынде, в которой, с его слов, находятся запчасти для транспортного средства. После чего, сдал коробку с тест-предметом для отправки и получил от приемосдатчика груза и багажа ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» Овчинникова А.А. складскую накладную № 17-01251010664 от 22.06.2017 года. Документов удостоверяющих личность у «учебного нарушителя» не было. Учебное мероприятие было прекращено вмешательством должностных лиц, ответственных за его проведение, спустя 30 минут после того как «учебным нарушителем» была получена складская накладная № 17-01251010664 от 22.06.2017 года.
Административный истец приводит доводы о том, что выданная складская накладная не подтверждает ни факт принятия груза к перевозке, ни факт заключения договора транспортной экспедиции, а является информационным документом, и подтверждает только факт обращения отправителя с просьбой о направлении груза получателю. В подтверждение указанных доводов представитель административного истца ссылается на акт (справку) о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите от 22.06.2017 г., в которой указано, что коробка помещена в зону досмотра; после получения складской накладной нарушитель отправился для дооформления и отправки груза без документов, удостоверяющих личность в целях проверки правильности заполнения документов, ему было отказано.
Рассматривая указанные доводы, суд приходит к следующему.
Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 года N 554.
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 года N 554, экспедиторскими документами, разработанными согласно статье 2 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с п. 7 указанных Правил, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Согласно пункту 13 указанных Правил, в случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.
Форма складской расписки содержится в приложении N 3 к Порядку оформления и формы экспедиторских документов, и по своему содержанию она соответствует представленному представителем административным истцом бланку складской накладной.
В бланке складской накладной указано, что она подлежит обмену на приёмную накладную.
При этом судом учитывается, что выдача складской накладной является одним из этапов приемки груза.
Принимая во внимание, что отправитель, получая указанный документ, оставляет груз в определённом месте (где, в рассматриваем случае, он находился в течение 30 мин., до прекращения учебного мероприятия), а сам отправляется за дооформлением документов, представленный административным истцом бланк складской накладной по своему содержанию соответствует складской расписке, суд приходит к выводу, что фактически на этом этапе у «учебного нарушителя» груз был принят экспедитором на складское хранение. В свою очередь, на указанном этапе достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не проверялась.
Ссылки представителя административного истца на письма Министерства Транспорта РФ № 11-04/18880-ИС от 17.11.2016, прокуратуры Кемеровской области № 7/3-Р-2017 от 16.01.2017, письмо Прокуратуры Забайкальского края № 7/1-113/2017 от 27.01.2017, прокуратуры Ленинградской области № 7-131/2017 от 24.01.2017, прокуратуры г. Санкт-Петербурга № 27-111-2017 от 23.01.201 года, письмо УГАДН по Республике Коми № 150-э от 02.02.2016), не могут являться основанием для признания оспариваемого представления незаконным, так как не являются нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
При этом суд обращает внимание, что само по себе представление УФСБ России по Амурской области № 6/13-4247 от 02 июля 2017 года не влечет для ООО «Деловые линии» каких-либо правовых последствий, а только в соответствии со своими полномочиями указывает на наличие выявленных недостатков в исполнении должностных обязанностей работниками ОСП в г. Благовещенску ООО «Деловые линии», а также недостаточность мер по профилактике терроризма, принимаемых руководством организации, предлагает провести проверку по фактам выявленных недостатков и принять меры по их устранению, организовать изучение работниками предприятия требований федерального законодательства и нормативных документов, регламентирующих организацию транспортно-экспедиционной деятельности и обеспечение антитеррористической защищенности, организовать занятия с персоналом ОСП в г. Благовещенске ООО «Деловые линии» по отработке действий в случае выявления подозрительных лиц, обнаружения бесхозных и подозрительных предметов.
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных статьями 226,227 КАС РФ, для признания представления 02 июля 2017 года № 6/13-4247 незаконным, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ООО «Деловые линии» к УФСБ России по Амурской области о признании незаконным и отмене представления № 6/13-4247 от 02 июля 2017 года подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Деловые линии» к УФСБ России по Амурской области о признании незаконным и отмене представления № 6/13-4247 от 02 июля 2017 года - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2017 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких