Именем Российской Федерации
г. Калининград 19 мая 2021 года
Центральный районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Савинова Н.Н.,
с участием прокурора Санжаревской Н.Ю.,
истицы Раздорской Е.И.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Калининградской области Титова В.Н.
представителя третьего лица ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника" Корниловой М.А.,
при секретаре Наумовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинградского района г. Калининграда, Раздорской Е.И. в защиту интересов малолетнего Ва к Министерству здравоохранения Калининградской области, третье лицо ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника", о возложении обязанности обеспечить ребёнка жизненно важными лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинским изделием,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда в интересах малолетнего Ва, < Дата > года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области о возложении обязанности обеспечить Ва жизненно важными лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиямиями: "< ИЗЪЯТО >" на каждый прием пищи постоянно; "< ИЗЪЯТО >" 2,5 мл постоянно; "< ИЗЪЯТО >" постоянно; витамин < ИЗЪЯТО > постоянно, "< ИЗЪЯТО >" постоянно, "< ИЗЪЯТО >" 5 мл 1 раз в день постоянно, "< ИЗЪЯТО >" до 200 мл в день, "< ИЗЪЯТО >" сухая смесь. В обоснование иска прокурор сослался на то, что указанные медицинские препараты, питание и изделия жизненно необходимы малолетнему Ва, так как ему установлен основной диагноз: "< ИЗЪЯТО >" и дополнительный диагноз: "< ИЗЪЯТО >". На основании рекомендаций врача-пульмонолога ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" от < Дата > ребёнку назначены все вышеуказанные препараты (питание, изделие) и не подлежат отмене и замене. Приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 года № 4н утверждён Порядок назначения лекарственных препаратов (далее - Порядок). Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что назначение лекарственного препарата в рецепте на бумажном носителе или рецепте в форме электронного документа оформляется на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат. Родители ребёнка < Дата > обратились в ГБУЗ КО "Городская детская поликлиника" с тремя заявлениями об обеспечении его лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями согласно назначений врача-пульмонолога. В удовлетворении заявлений больницей необоснованно отказано по тем основаниям, что у медицинской организации отсутствуют лицензия на оказание специализированной медицинской помощи по < ИЗЪЯТО >, врачи-специалисты по < ИЗЪЯТО >; специализированные кабинеты и отделения для ведения < ИЗЪЯТО >. С < Дата > Ва не получал назначенные ему препараты, питание и изделия, чем нарушены его права, предусмотренные ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 7, ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор Санжеревской Н.Ю., истица Раздорской Е.И. (законный представитель малолетнего) исковые требования поддержали, изложили доводы аналогично вышеописанному.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Калининградской области Титов В.Н. иск не признал, пояснил, что заболевание Ва (< ИЗЪЯТО >) входит в перечень заболеваний, установленных подп. 2 ч. 2 ст. 14 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Стандарт лечения < ИЗЪЯТО > утвержден приказом Минздрава РФ от < Дата > №н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при < ИЗЪЯТО >". Согласно указанному стандарту при лечении заболевания применяются: урсодезоксихолевая < ИЗЪЯТО > и другие лекарственные препараты. Согласно пункту 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утверждённому приказом Минздрава РФ от < Дата > №н, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия МНН и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, он назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии. В материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении Ва лекарственных препаратов по торговому наименованию ввиду индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. Врачебная комиссия может назначить лекарственный препарат согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" по торговому наименованию в случае индивидуальной непереносимости лекарственного препарата, входящего в стандарт лечения, но таких доказательств в суд истцами не представлено. Согласно ч. 2 ст. 70 ФЗ № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Рекомендация врача-пульмонолога ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" является для лечащего врача только рекомендацией, а не обязательным руководством к действию. Согласно клиническим рекомендациям лечения < ИЗЪЯТО >), утвержденным в 2020 году, одобренных Научно-практическим Советом Минздрава РФ: "Жизненными показаниями при < ИЗЪЯТО > являются жизнеугрожающие состояния (< ИЗЪЯТО >). При наличии выше указанных "жизненных показаний" по решению врачебной комиссии могут быть назначены препараты по торговому наименованию". Никаких из перечисленных выше жизненных показаний при < ИЗЪЯТО > в представленных истцом документах Ва нет, соответственно, основания для назначения лекарственных препаратов по торговому наименованию полностью отсутствуют. Вывод прокурорской проверки о том, что Ва не получал с < Дата > по вине Минздрава Калининградской области назначенные лекарственные средства не соответствует действительности. На самом деле законные представители ребенка отказывались от получения лекарственных препаратов по выписанным рецептам, так как их не устраивало торговое наименование лекарственных препаратов. В своем письме Минздрав России от < Дата > № "По вопросам особенностей осуществления закупок лекарственных препаратов" пояснило, что: "При наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии осуществляется назначение лекарственных препаратов не по МНН, а по торговому наименованию (ч. 15 ст. 37 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от < Дата > №н). При этом могут назначаться не только референтные (оригинальные) лекарственные препараты, но и воспроизведенные лекарственные препараты или биоаналоговые (биоподобные) лекарственные препараты (биоаналоги), подобранные пациенту по жизненным показаниям". В настоящее время законными представителями Ва получены с начала текущего года следующие лекарственные препараты: 16 февраля и < Дата > препарат Дорназа-Альфа (по торговому наименованию < ИЗЪЯТО >) в количестве 30 упаковок; < Дата > лечебное питание < ИЗЪЯТО > в количестве 30 упаковок, препарат < ИЗЪЯТО >) в количестве 2 упаковок, препарат < ИЗЪЯТО >) в количестве 1 упаковки; < Дата > препарат < ИЗЪЯТО >) в количестве 10 упаковок, лечебное питание < ИЗЪЯТО > в количестве 30 упаковок, препарат < ИЗЪЯТО > в количестве 1 упаковки, препарат < ИЗЪЯТО >) в количестве 2 упаковок; < Дата > препарат < ИЗЪЯТО >) в количестве 1 упаковки; < Дата > лечебное питание < ИЗЪЯТО > в количестве 30 упаковок. Физиологический раствор "< ИЗЪЯТО >) является препаратом для стационарного применения и закупается медицинскими организациями для стационарных больных с целью приготовления растворов лекарственных препаратов из порошкообразных веществ. Ребенок в поликлинике не наблюдается, медицинская карта ребенка практически пустая, родители ребенка на прием к врачам государственной поликлиники ребенка не предоставляют, контролировать состояние здоровья ребенка врачи ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника" не могут. При попытке посетить ребенка установлено, что по адресу регистрации, имеющемуся в распоряжении поликлиники, он не проживает. При необходимости наблюдения ребенка с заболеванием "< ИЗЪЯТО >" у врача-пульмонолога с периодичностью 1 раз в 1-3 месяца, Ва врача-пульмонолога не посещал с < Дата > по < Дата >, то есть 1 год и 8 месяцев ребенок с генетическим заболеванием "< ИЗЪЯТО >" специалистом не наблюдался, то есть пропустил от 7 до 20 посещений врача по вине родителей ребёнка. При выписке ребенка из ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" < Дата > ему назначено наблюдение участковым педиатром, но родители данное назначение проигнорировали. Истцами не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости обеспечивать Ва лекарственными препаратами по торговому наименованию.
Представитель третьего лица ГБУЗ КО "Городская детская поликлиника" Корнилова М.А. иск не признала и пояснила, что Васильевых Л., < Дата > года рождения, зарегистрирован по адресу: < адрес >, фактически проживает: < адрес >. Основной диагноз - < ИЗЪЯТО >, сопутствующий - №.0, ребёнок является инвалидом. Согласно выписке из медицинской документации лечащего врача ГБУЗ "< адрес > больницы Калининградской области" от < Дата > Петрова В.В. ребенку назначены лекарственные препараты по торговому наименованию: < ИЗЪЯТО >; по международному непатентованному наименованию: < ИЗЪЯТО >. По месту лечения в ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" основания для оформления назначения лекарственных препаратов по торговому наименованию не установлены, врачебная комиссия не проведена. Согласно п. 6 приказа Минздрава РФ от 14 января 2019 года № 4н лекарственные препараты на ребенка поступают в детскую поликлинику по международному непатентованному наименованию. Получать лекарственные препараты по МНН законные представители отказываются. Ребенок, прикреплен к ДПО №, но фактически в ГБУЗ КО "ГДП" не наблюдается. Осмотры, предусмотренные приказами Минздрава РФ от < Дата > № от < Дата > № в отношении ребенка не проводятся, так как его родители для таких осмотров Ва не приводят, результаты осмотров специалистов иных медицинских организаций также не предоставляют. Пациенту регулярно выдаются направления на проведение диагностических исследований и сдачу анализов. В условиях поликлиники пациент не обследуется. Назначение/отмена лечения части заболеваний, медицинская помощь по которым оказывается в виде специализированной или высокотехнологичной, кабинетом врача-педиатра участкового не осуществляется. ГБУЗ КО "ГДП" не имеет лицензию на кабинет муковизцидоза. В соответствии с клиническими рекомендациями по муковисцидозу детская поликлиника осуществляет наблюдение (при обращении) данного заболевания. Кроме того, детская поликлиника не наделена полномочиями по обеспечению лекарственными препаратами федеральных льготников. Через аптечный пункт поликлиники осуществляется выдача лекарственных препаратов, закупленных за счет средств областного и федерального бюджета. Требование об обеспечении ребенка детским питанием Нутризон сухая смесь в дозировке "попробовать" является нарушением п. 3 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от < Дата > №, так как лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и должно кроме наименования лечебного питания включать дозировку, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения. Рекомендация "попробовать" необходимых сведений не содержит.
Выслушав стороны, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Васильевых Л.А., < Дата > года рождения, имеет статус ребёнка-инвалида по заболеванию шифр № "< ИЗЪЯТО >"; сопутствующий диагноз шифр № "< ИЗЪЯТО >"; инвалидность ему установлена до < Дата >, что подтверждается справкой № № от < Дата >, медицинскими документами.
Из медицинской карты № ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" следует, что < Дата > врачом-пульмонологом Петрова В.В. (главный внештатный профильный специалист области) для лечения Ва назначено: "< ИЗЪЯТО >" 5 тыс. ед. на каждый приём пищи - постоянно; "< ИЗЪЯТО > 2,5 мл на ночь - постоянно; "< ИЗЪЯТО >" 5 капель 1 раз в день - постоянно; витамин Е 100 мг в сутки - 15 капель 30% раствор 1 раз в день – постоянно; "< ИЗЪЯТО >" – постоянно; "< ИЗЪЯТО >" 5 мл 1 раз в день – постоянно; "< ИЗЪЯТО >" до 200 мл в день, "< ИЗЪЯТО >" сухая смесь. Препараты являются жизненно важными, замене и отмене не подлежат.
Из ответа территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от < Дата > № № следует, что с < Дата > Ва не получал назначенные по жизненным показаниям лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия. < Дата > Ва получил 2 упаковки "< ИЗЪЯТО >" и 1 упаковку "< ИЗЪЯТО >". В соответствии с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" оказание медицинской помощи населению, обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в рамках государственной социальной помощи, относится к полномочиям Министерства здравоохранения Калининградской области. Согласно п. 11 постановления Правительства Калининградской области от < Дата > № "О Министерстве здравоохранения Калининградской области" Министерство обеспечивает принятие соответствующих мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. В отношении Ва соответствующие меры по его обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями не приняты.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подп. a, b п. 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь… В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов (ст. 7). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41).
В соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения…. оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (ч. 2 ст. 4). В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством РФ, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями… (ст. 10).
Из приведенных норм права, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Согласно ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (чч. 1, 2 ст. 7). Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования… (ст. 82). Медицинская помощь…организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 августа 2005 года № 494.
Согласно пункту 3 названного Положения в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории РФ, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений статьи 47 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного ФЗ, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 44 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет". Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством РФ (чч. 1-3 ст. 44 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 80 этого Федерального закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий…, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий,… - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 1506 (далее – Программа). Этой Программой установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Разделом V Программы предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных муковисцидозом. За счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2019 года № 910 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Калининградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа).
Пунктом 1 статьи 43 Территориальной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Калининградской области осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории России лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Калининградской области) зарегистрированными на территории России лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Из представленных суду доказательств следует, что Ва назначены жизненно важные для него лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания, медицинское изделие: "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >". Врач-пульмонолог указал, что эти препараты отмене и замене не подлежат.
У Ва возникло право на получение всего вышеуказанного, поскольку государство гарантировало ему бесплатное обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специальным питанием, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Отсутствие у ответчика в наличии названных препаратов, питания и изделия для обеспечения ребёнка, не является основанием для снижения уровня государственных гарантий.
Учитывая приведённые нормы законов и доказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения Калининградской области необходимо возложить обязанность по бесплатному обеспечению Ва лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинским изделием: "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", на весь период его лечения в необходимом для него количестве; исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков суд отклоняет, поскольку они не основаны на законе и противоречат вышеуказанным правовым нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда, Раздорской Е.И. удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Калининградской области обязанность обеспечить Ва, < Дата > года рождения, в необходимом количестве лекарственными препаратами, медицинским изделием и специализированными продуктами лечебного питания: "< ИЗЪЯТО >, "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >" 100 мг., "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >", "< ИЗЪЯТО >".
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть 26 мая 2021 года
Судья Савинов Н.Н