Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 23 июля 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора
Братского района Иркутской области Крашковец О.А.,
представителя ответчика Василенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-681/2021 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного комплекса Иркутской области, о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в Братский районный суд Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс» (далее - ООО «РесурсЛесТранс») о взыскании ущерба, причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-3/8 от 28.08.2008 в размере 198 821,89 руб.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Братского района Иркутской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2020 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.
Установлено, что в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «РесурсЛесТранс» на лесном участке, предоставленном в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании договора аренды № 91-3/8 от 28.08.2008, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 18706 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Париловская дача (ранее - ФГУ «Приморский лесхоз» Париловское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы), кварталы №№ 34-41, 49-54, 64-68, 73-79.
ООО «РесурсЛесТранс» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Заготовка древесины по договору аренды ведется ООО «РесурсЛесТранс» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «РесурсЛесТранс», является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Охотничьи ресурсы, будучи объектами животного мира, являющегося одним из компонентов природной среды, составляющих природные ресурсы, - неотъемлемый элемент окружающей среды.
По требованию прокуратуры Братского района Иркутской области территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству выполнен расчет ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «РесурсЛесТранс» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 154,3 га).
Расчет ущерба выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.
Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов), согласно приказу Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» является зимний маршрутный учет (ЗМУ).
Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области, используемые в расчете, применены на основании отчета Министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Братском районе Иркутской области в 2020 году. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.
При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области за 2020 год.
Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Братского района Иркутской области.
Хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубками территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания.
При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.
При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.
Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.
Поэтому в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят период от 1 до 30 лет в зависимости от вида животного и периода воздействия, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.
Период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.
Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнялся только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0,75 по территории сильного воздействия. По территории необратимой трансформации расчет не производился.
По зонам среднего и слабого воздействия рассчитать размер ущерба, причиняемого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) не представляется возможным по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по отдельным очагам воздействия (по каждой лесосеке в отдельности), и в связи с этим происходит многократное завышение и пересчет площади зон сильного, среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки.
Территория, в пределах которой арендатором лесного участка осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, а также закрепленными за охотпользователями средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
В 2020 году ООО «РесурсЛесТранс» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 произведена вырубка древесины на площади 154,3 га. На данном участке велась заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.
Общий размер ущерба, причиненный ООО «РесурсЛесТранс» объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений в 2020 году, составляет 198 821,89 руб.
Учитывая, что ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству не обращался, прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обращается с настоящим исковым заявлением в суд о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить, дополнительно пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о прокуратуре, в соответствии со ст. 1 которого прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается нормами абз. 1 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, которые позволяют прокурору самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в его ведении.
Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов.
В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, которые заключаются в неисполнении требований о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории.
В результате осуществления хозяйственной деятельности ответчиком нарушаются требования действующего законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и животного мира.
Принимая во внимание, что ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству не обращался, а последним не исполнена обязанность по направлению ответчику уведомления с мотивированным расчетом размера ущерба, и инициированию судебной процедуры, прокурор Братского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с настоящим иском в суд о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания.
В исковом заявлении приведена ссылка на п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований. Министерство лесного комплекса Иркутской области выступает главным администратором платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, который в последующем подлежит зачислению в бюджет муниципального образования. При этом, само муниципальное образование в силу действующего законодательства лишено возможности самостоятельного обращения в суд с требованием о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Согласно пп. «б» п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948, численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В силу ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344.
Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов), согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 является зимний маршрутный учет (ЗМУ).
Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на территории которого проводились учетные работы и являются официальной информацией министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся в соответствии с Методическими указаниями по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия (учет численности охотничьих ресурсов, локально по территории лесозаготовок не проводится). Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира.
Согласно Методическим указаниям расчет численности охотничьих ресурсов осуществляется по категориям среды обитания охотничьих ресурсов, поэтому в расчетах применяются средние показатели плотности населения по Братскому району.
Согласно п. 19 гл. 2 Методических указаний учетные маршруты не следует располагать ближе 300 метров от подкормочных площадок, солонцов, линейных объектов (автомобильных дорог, ЛЭП и ручьев).
Следовательно, учетные маршруты ЗМУ располагаются на сопредельных с участками лесозаготовок, численность объектов животного мира на которых выше из-за вытеснения их с участков, на которых ведется хозяйственная деятельность вследствие воздействия фактора беспокойства (антропогенного и техногенного).
Различные виды диких животных, в силу их биологических особенностей, по-разному реагируют на изменения среды обитания (особенности восстановления кормовой базы и защитных функций лесных насаждений), для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания, в который включается не только период непосредственного воздействия антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого восстановится среда их обитания.
Например, такие виды охотничьих ресурсов как северный олень, медведь, соболь, белка, глухарь, кабарга, на протяжении длительного времени (десятки лет), до восстановления первоначальных условий обитания, предпочитают жить в угодьях, не тронутых рубками. Благородный олень, косуля, рысь через определенное время по мере роста молодых деревьев (I класс возраста 1-20 лет) и кустарников могут возвращаться на территории вырубок. Этот временной отрезок определяется целым рядом факторов техногенного и природного свойства и может длиться от 2 до 10 и более лет.
При расчете ущерба учтена общая площадь проведения ответчиком работ по заготовке древесины в 2020 году, при этом площадь лесного участка расположена в охотничьих угодьях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Фактически, на арендованном ответчиком лесном участке велась заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.
Хозяйственная деятельность, связанная с заготовкой древесины, вынуждает объекты животного мира (охотничьи ресурсы) навсегда покидать территории лесных участков (привычные, естественные стации обитания).
Кроме непосредственного уничтожения среды обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на них также воздействует фактор беспокойства от антропогенного и техногенного воздействия (нахождение людей, работа техники, шум). В силу ряда причин популяции животных, вынужденно покинувшие привычные места обитания, подвергаются в новых местах обитания воздействию со стороны хищников, либо конкурентов за кормовые ресурсы.
В целом отмечается снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, что влечет за собой снижение их численности.
Методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред, охотничьи ресурсы вынуждены покинуть территорию антропогенного воздействия, вследствие чего сокращается их численность и происходит снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, что согласуется с п. 2 использованной Методики. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга при проведении учетных работ.
Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на территории которого проводились учетные работы и являются официальной информацией министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Деятельность по лесозаготовке, осуществляемая арендатором лесного участка при соблюдении норм и правил, закрепленных в нормативно-правовых документах, документах, изданных органом исполнительной власти, а также отражение в проекте освоения лесов мероприятий по охране объектов животного мира не свидетельствует об отсутствии вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате вырубки. Данная мера позволяет уменьшить влияние рубок на животный мир и среду его обитания.
Статьями 42, 58 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, в том числе на проект, которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению юридическим лицом.
В соответствии со ст. 56 ФЗ «О животном мире» юридические лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
По результатам проведения работ по заготовке древесины в 2020 году, арендатором лесного участка произведена вырубка лесных насаждений в охотничьих угодьях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
Факт причинения ответчиком ущерба окружающей среде - животному миру в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины подтвержден представленными письменными доказательствами.
В данном случае реальность вреда определяется самим фактом осуществления хозяйственной деятельности юридического лица, ввиду осуществления рубки лесных насаждений, являющихся средой обитания животных.
Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда.
Под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, не следует из положений Методики, а изложена в императивных нормах законодательства, регулирующего в частности, условия и основания возмещения ущерба, причиненного охотничьим ресурсам.
Рост плотности охотничье-промысловых зверей и птиц в Братском районе в 2020 году в сравнении с 2019 годом обусловлен, например такими факторами, как борьбой с незаконной добычей охотничье-промысловых зверей и птиц охотпользователями на смежных территориях, сокращением лесных площадей, которые являются местом обитания ввиду рубок лесных насаждений, тем самым увеличивая плотность охотничье-промысловых зверей и птиц на территориях, нетронутыми рубками, миграциями охотничье-промысловых зверей и птиц.
Методикой не установлены виды и объемы работ, выполняемых при расчете вреда охотничьим ресурсам.
Согласно п. 7 Методики полевые работы проводятся только в случае частичного попадания территории воздействия в границы государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников.
Лесозаготовительная деятельность осуществлялась ответчиком за пределами вышеуказанных заповедников, парков и заказников.
Определение территорий воздействия и их площадей выполнены путем проведения исследований и камеральных работ, ход и результаты которых приведены в расчетах вреда с указанием применяемых нормативных актов, использованной литературы, методологии и конкретных расчетных величин.
Методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред, охотничьи ресурсы вынуждены покинуть территорию антропогенного воздействия, вследствие чего сокращается их численность и происходит снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, что согласуется с п. 2 использованной Методики. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга при проведении учетных работ.
Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на территории которого проводились учетные работы и являются официальной информацией министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
В соответствии с п. 5 Методики при проведении расчета размера вреда учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия; допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Территория, в пределах которой ответчиком производится заготовка древесины, на длительный срок утратила первоначальные свойства среды обитания: ухудшились кормовые и защитные условия, нарушились многолетние существующие миграционные пути диких животных, повысилась доступность территории хищникам, вследствие чего дикие животные, которые обычны для обитания на данной территории, навсегда (или на длительное время) покинули привычные участки обитания.
Методикой, а также действующим законодательством не предусмотрено нормативное определение терминов «исследовательские» и «камеральные работы» для целей установления вреда объектам животного мира.
Под исследованием, как правило, понимается вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации.
Термин «камеральный», как в общепринятом смысле, так и в юридической технике (п. 1 ст. 88 Бюджетного кодекса РФ), предполагает проведение работ по месту нахождения проверяющего органа, таким образом, камеральные работы не требуют проведения работ с выходом на местность.
Таким образом, определение территорий воздействия и их площадей выполнены путем проведения исследований и камеральных работ, ход и результаты которых приведены в расчетах вреда с указанием применяемых нормативных актов.
Методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред, охотничьи ресурсы вынуждены покинуть территорию антропогенного воздействия, вследствие чего сокращается их численность и происходит снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, что согласуется с п. 2 использованной Методики. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга.
Согласно п. 6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).
Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнен только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0,75 по территории сильного воздействия.
По территории необратимой трансформации расчет не производился.
По зонам среднего и слабого воздействия рассчитать размер ущерба не представляется возможным по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по каждой лесосеке в отдельности, в связи с этим происходит многократное завышение и пересчет площади зон сильного, среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки.
Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательное финансирование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например, лесной растительности, животному миру, подземным водам.
Зачастую вред, причиненный окружающей среде, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее ее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимо. Поэтому денежные средства в возмещение вреда, причиненного лесам, государство как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству лесов, вправе направлять не на восстановление конкретного участка леса, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.
Таким образом, лицо, осуществляющее законную заготовку древесины, обязано возместить вред, причиненный животному миру и среде его обитания в результате такой деятельности.
Реальность вреда определяется самим фактом осуществления хозяйственной деятельности юридического лица ввиду осуществления рубки лесных насаждений, являющихся средой обитания. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда.
Для объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лес является их естественной средой обитания. Животный мир является по отношению к лесу не только внешним экологическим фактором, но и составной частью самого леса. Лесозаготовительная деятельность по изъятию компонентов среды обитания объектов животного мира не может не складываться негативным образом для последних.
Хозяйственная деятельность, связанная с заготовкой древесины, вынуждает объекты животного мира (охотничьи ресурсы) навсегда покидать территории лесных участков (привычные, естественные стации обитания).
Кроме непосредственного уничтожения среды обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на них также воздействует фактор беспокойства от антропогенного и техногенного воздействия (нахождение людей, работа техники, шум). В силу ряда причин популяции животных, вынужденно покинувшие привычные места обитания, подвергаются в новых местах обитания воздействию со стороны хищников, либо конкурентов за кормовые ресурсы.
Таким образом, принимая во внимание презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности и объективную вредность природопользования, а также учитывая объективную невозможность поголовного перечета диких животных, обитающих на соответствующей территории, действующим правовым регулированием предусмотрено применение такс и методик, позволяющих расчетным способом определить размер вреда, причиненного животному миру в результате осуществления правомерной деятельности по заготовке древесины.
Согласно Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «РесурсЛесТранс» - Василенко С.С., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором Братского района Иркутской области исковые требования, не признал, считал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» мерами прокурорского реагирования, являются: протест, представление, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. В связи с тем, что данный перечень является исчерпывающим, у прокурора право на подачу искового заявления по результатам надзора отсутствует.
Законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не должны подменять государственные органы и должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В целях обеспечения надлежащей организации надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании Приказом Генерального прокурора РФ от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» прокурорам субъектов РФ приказано добиваться от органов, осуществляющих государственный экологический надзор, надлежащего исполнения полномочий. Особое внимание необходимо уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в каждом случае ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации, разрушения естественных экологических систем, природных ландшафтов и иного нарушения законов в этой сфере; при осуществлении надзора в отношении хозяйствующих субъектов - природопользователей исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
Статьей 83 Лесного кодекса РФ определен перечень полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, который наделен правом осуществлять полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, носящие характер надзорных и исполнительно-распорядительных, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), на который возложены функции по федеральному лесному надзору (лесной охране).
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор фактически подменил собой органы власти, что является недопустимым.
Прокурор является процессуальным истцом и инициирует иск в интересах лиц, имеющих материально-правовой интерес.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ право защиты неопределенного круга лиц предоставлено прокурору лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. В перечень лиц, в интересах которых прокурор имеет право обратиться в суд (Российская Федерация, муниципальное образование, неопределенный круг лиц, граждане), Министерство лесного комплекса Иркутской области как орган исполнительной власти не входит, следовательно, заявленные прокурором требования выходят за рамки его полномочий, то есть, допущена подмена функций органа исполнительной власти.
В настоящем иске прокурор просит взыскать с ООО «РесурсЛесТранс» денежные средства в пользу Министерства лесного комплекса Иркутской области. Вместе с тем, ни само Министерство лесного комплекса Иркутской области, являющееся юридическим лицом и действующим в пределах предоставленных Федеральным законом полномочий, ни муниципальное образование, согласно Уставу также являющееся юридическим лицом, не лишены права на обращение в соответствующий суд с требованиями о компенсации ущерба в результате правомерной деятельности на основании договора аренды лесного участка. Более того, как следует из искового заявления, нарушений экологического и/или природоохранного законодательства ООО «РесурсЛесТранс» допущено не было, прокурором заявлено требование о взыскании вреда, причиненного в результате правомерной хозяйственной деятельности на основании договора аренды лесного участка.
При обращении прокурора в суд с требованием о возмещении ущерба, ни в исковом заявлении, ни в расчете ущерба не были приняты во внимание сведения о проведенных уполномоченным органом мероприятиях по предотвращению гибели охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Братского района Иркутской области в 2020 году. Также не учтены выполненные ООО «РесурсЛесТранс» в 2020 году мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, предусмотренные проектом освоения лесов.
Более того, в связи с тем, что истцом в представленном расчете ущерба не учитывается количество особей животного мира на арендуемом ООО «РесурсЛесТранс» участке, фактически происходит «двойное» взыскание, так как из искового заявления следует, что за основу были взяты: вся территория Братского района, являющегося общедоступными охотничьими угодьями, а также общее на весь район количество особей.
Таким образом, каждому из находящихся на территории Братского района арендаторов лесных участков, предъявляется требование о компенсации ущерба животному миру исходя из количества убыли особей на 1000 га, то есть за одну особь платит каждый из арендаторов, несмотря на то, что территория Братского района является охотничьими угодьями, следовательно, существует законный промысел животных, в установленном порядке выдаются охотничьи билеты, охотники платят за право добычи охотничьих ресурсов по установленным таксам.
Уменьшение поголовья охотничьих ресурсов происходит в том числе, в результате отстрела. При этом, исходя из доводов, изложенных в исковом заявлении, при расчете ущерба не учитывалась естественная убыль животных (в результате болезней, атак хищников, несчастных случаев и прочее).
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду также не приведены в исковом заявлении. А такие данные содержат научно обоснованные показатели, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и акваторий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Составляющие расчета ущерба не обоснованы с точки зрения действующего законодательства, не были проверены и соответственно не могут быть признаны достоверными, а значит, взыскание денежных средств происходит в произвольном размере.
Из всех составляющих расчета ущерба достоверно известна лишь площадь вырубки (превышение нормативов антропогенной нагрузки не установлено; не учитывается естественная убыль особей и т.п.), а убыль поголовья объектов охоты в связи с хозяйственной деятельностью доводами, изложенными в исковом заявлении, не подтверждается.
Вопреки доводам, изложенным в исковом заявлении о том, что в результате лесозаготовки на основании договора аренды лесного участка, дикие животные были подвержены антропогенным факторам, в результате чего покинули некие участки леса (не те участки, на которых велась заготовка лесопродукции, а абстрактные), Постановлением Губернатора Иркутской области № 22-уг от 04.02.2019 года «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области» в качестве негативного антропогенного фактора, указаны только незаконная охота, пожары, пал травы и т.п.
Лесозаготовка в качестве негативного антропогенного фактора Указом не определена.
При этом конкретные последствия от такого воздействия (лесозаготовка) до подачи искового заявления уполномоченным органом не устанавливались, несмотря на то, что возмещение ущерба - это плата, вносимая за неправомерное поведение, повлекшее определенные последствия (деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов).
До подачи искового заявления и составления ущерба не устанавливалась и комплексная качественная оценка среды обитания объектов животного мира в 2020 году на территории Братского района.
Рельеф поверхности также влияет на размещение животных, особенно в открытых угодьях. За счет расчлененности и неоднородности рельефа будут несколько выше и защитные характеристики.
Более того, как следует из Указа, распространение большинства видов копытных животных, как и динамика их популяций, во многом определяется высотой и продолжительностью залегания снежного покрова. Многоснежные зимы затрудняют передвижение и часто вызывают массовую гибель диких животных. Затрудняя доступ к кормам, скрытым мощным слоем снега, снежный покров вызывает сезонные миграции у птиц, некоторых млекопитающих или сезонную изменчивость режима питания (переход на зиму на корма, находящиеся под снегом).
Данные обстоятельства также не были учтены при составлении расчета ущерба.
Зачисление денежных средств на расчетный счет органа исполнительной власти (Министерство лесного комплекса Иркутской области, а, равно как и его территориального управления) не направлено на восстановление экосистемы охотничьих угодий или увеличение популяции особей, так как такое зачисление не носит целевого назначения, а значит, при отсутствии установленных нарушений экологического и/или природоохранного законодательства не отвечает принципам справедливости и разумности.
Пунктом 3 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Вместе с тем, Методика № 948, утвержденная Приказом Минприроды от 08.12.2011, не является законом, следовательно, она не может устанавливать случаи возмещения вреда, причиненного правомерными действиями.
Представленный прокурором отчет по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2020 году не содержит выводов о сокращении популяции объектов животного мира (охотничьих ресурсов) в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины.
Напротив, отчет ЗМУ в Иркутской области в 2020 году содержит выводы о росте численности большинства видов копытных, росте численности соболя, высокой численности волка, стабильно высокой численности бурого медведя.
Представленный расчет ущерба, в нарушение правил расчета ущерба, установленных Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, не содержит сведений о проведенных исследовательских работах на каждой из территорий воздействия, а также доказательства проведения камеральных работ по установлению площадей территорий, на которые оказывалось воздействие ответчиком в результате хозяйственной деятельности.
Таким образом, истцом произвольно применен коэффициент относящийся к территории сильного воздействия, так как доказательств снижения численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9% не представлено, в связи с чем расчет ущерба не является законным и обоснованным.
В качестве одного из оснований для взыскания ущерба истцом указано на причинение вреда охотничьим ресурсам (объектам животного мира) в результате уничтожения среды обитания объектов животного мира (правомерных рубок лесных насаждений). При этом доказательств проведения в установленном законом порядке комплексной качественной оценки среды обитания охотничьих ресурсов на территории Братского района в 2020 году, не представлено.
В соответствии со ст. 1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Однако отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом исполнительной власти необходимых и достаточных мер по сохранению объектов животного мира (охотничьих ресурсов), не представлены документы (надлежащим образом заверенные копии документов) о проведенных в 2020 году мероприятиях по предотвращению гибели охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Братского района Иркутской области и о их результатах. Из представленного истцом расчета ущерба не усматривается, что при расчете размера ущерба была учтена степень вины потерпевшего (уполномоченного органа исполнительной власти), а, равно как и не усматривается, что потерпевшим были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на охрану и сохранение объектов животного мира (охотничьих ресурсов).
В связи с тем, что территория Братского района является общедоступными охотничьими угодьями, при составлении расчета не учитывались сведения о количестве выявленной в 2020 году на территории Братского района Иркутской области незаконной добычи охотничьих животных с указанием на их вид (копытные, пушные звери, пернатая дичь, медведи и т.п.).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А., представителя ответчика Василенко С.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В судебном заседании установлено, что ООО «РесурсЛесТранс» является юридическим лицом, одним из дополнительных видов его деятельности является лесозаготовка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.05.2021.
28.08.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству (арендодатель) и ООО «РесурсЛесТранс» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 91-3/8, предметом которого является предоставление арендодателем во временное возмездное пользование арендатору лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, площадью 18706 га, местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Париловская дача (ранее - ФГУ «Приморский лесхоз» Париловское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы), кварталы №№ 34-41, 49-54, 64-68, 73-79 (п. п. 1, 2).
В соответствии с п. 4 договора аренды лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 67 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 36 тыс. куб.м.
Срок действия договора аренды от 28.08.2008 установлен с 04.02.2005 по 04.02.2054 (п. 19).
В судебном заседании также установлено, что заготовка древесины ведется ООО «РесурсЛесТранс» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, что подтверждается копией распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 09.11.2018 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов (арендатор ООО «РесурсЛесТранс»).
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «РесурсЛесТранс», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В границы охотничьих угодий в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Животный мир согласно преамбуле Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В силу ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса (ч. 1).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2).
Согласно абз. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно отчету об использовании лесов, представленного в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, за период с января по декабрь 2020 года по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 ООО «РесурсЛесТранс» в 2020 году заготовлено древесины на площади 154,3 га.
В соответствии с расчетом ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «РесурсЛесТранс» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 в Братском районе Иркутской области в 2020 году ООО «РесурсЛесТранс» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины произведена вырубка древесины на площади 154,3 га. Объективно установленным является тот факт, что на арендуемом ООО «РесурсЛесТранс» лесном участке в 2020 году велась заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы. Таким образом, общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 154,3 га.
Общий размер ущерба, причиненного ООО «РесурсЛесТранс» объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 составляет 198 821,89 руб.
Данный расчет выполнен с применением Методики исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, под ущербом согласно которой понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, разработана в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1).
Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей (пп. «б» п. 2).
Порядок исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, регулируется разделом II Методики.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на арендованном ответчиком лесном участке фактически ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.
В соответствии с абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ч. 2).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (п. 6).
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 8).
Пунктом 3 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О указано, что в Постановлении от 2 июня 2015 года № 12-П, опираясь на положения статей 9 (часть 1), 36 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции о том, что:
необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);
лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;
таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.
Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу «загрязнитель платит», который имеет самостоятельное значение и не исчерпывается иными принципами, закрепленными в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в том числе принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), так и толкованием пункта 2 статьи 77 этого же Федерального закона, допускающего возмещение вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено возмещение вреда, причиненного правомерными действиями. Следовательно, вред, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате правомерной деятельности по заготовке древесины, подлежит возмещению. При этом деятельность по лесозаготовке, осуществляемая арендатором лесного участка при соблюдении норм и правил, закрепленных в нормативно-правовых документах, документах, изданных органом исполнительной власти, а также отражение в проекте освоения лесов мероприятий по охране объектов животного мира не свидетельствует об отсутствии вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания. Проект освоения лесов, имеющий раздел, посвященный мероприятиям по охране животных, не содержит четко выраженного дозволения на причинение им вреда в тех объемах, которых соответствующими мероприятиями предотвратить не удается.
Суд принимает расчет ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «РесурсЛесТранс» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 в Братском районе Иркутской области, представленный истцом, поскольку данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948. Принимая во внимание, что размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга, оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, либо считать их недостоверными, не имеется.
Ссылка представителя ответчика о том, что при расчете ущерба не учитывалась естественная убыль животных (в результате болезней, атак хищников, несчастных случаев и прочее), является несостоятельной.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Также не принимаются во внимание доводы стороны ответчика в части того, что, поскольку Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, не является законом, она не может устанавливать случаи возмещения вреда, причиненного правомерными действиями.
В соответствии с п. 2 ст. 77 и абз. 2 п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, изложена в императивных нормах законодательства, при этом размер вреда определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Довод представителя ответчика о том, что при расчете ущерба не проведены камеральные, исследовательские работы, не заслуживает внимания, поскольку такие виды работ не предусмотрены Методикой.
Таким образом, ответчик своими действиями, выразившимися в хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 в Братском районе Иркутской области, причинил ущерб окружающей среде - животному миру и среде его обитания, нарушил интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира. Также, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности.
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в результате хозяйственной деятельности ООО «РесурсЛесТранс» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 в Братском районе Иркутской области в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причинен ущерб (вред) в размере 198 821,89 руб., чем нарушаются интересы Российской Федерации, а также конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о взыскании с ООО «РесурсЛесТранс» ущерба, причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-3/8 от 28.08.2008 в размере 198 821,89 руб. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика в части того, что подача искового заявления по результатам надзора Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрена, статьей 45 ГПК РФ не предоставлено право прокурору обращаться в суд с иском о взыскании денежных средств, и кроме того, прокурору не предоставлено право обращаться в суд в защиту Министерства лесного комплекса Иркутской области, как органа исполнительной власти, следовательно, прокурор фактически подменил собой органы власти, что является недопустимым, не принимаются судом во внимание.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации предоставлено право обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под понятием «защита неопределенного круга лиц» применительно к положениям действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется. Неопределенный круг лиц - круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Кроме того, в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Таким образом, настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных законодательством полномочий (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и направлено на защиту государственной собственности, то есть животного мира.
В соответствии с п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах ущерб, причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, подлежит взысканию с ООО «РесурсЛесТранс» в пользу муниципального образования «Братский район».
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание, что ответчик ООО «РесурсЛесТранс» от уплаты судебных расходов не освобожден, с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 176,44 руб., исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс» в пользу муниципального образования «Братский район» ущерб, причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-3/8 от 28.08.2008 в размере 198 821,89 руб. с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение Иркутск Банк России // УФК по Иркутской области, г. Иркутск,
БИК: 012520101, счет: 031006430000000013400,
счет банка получателя: 40102810145370000026,
В поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (министерство лесного комплекса Иркутской области), л/с 04342D01640),
В поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН министерства – 3808170859;
В поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП министерства – 380801001;
В поле платежного поручения 104 «КБК доход»: 843 1 16 11050 01 4801 140 (платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования (вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект который имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы),
В поле платежного поручения 105 «ОКТМ»: 25604000 – Братский район, Падунское лесничество;
В поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, ИНН 3805731859, КПП 380501001.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 176,44 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда – 28.07.2021.