№ 2-651/2020
61RS0061-01-2020-001215-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» октября 2020 года ст. Казанская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Филимонова А.В.,
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия Шолоховского районного суда Ростовской области в ст. Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнедонского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Верхнедонского района (МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,
установил:
в Шолоховский районный суд Ростовской области обратился прокурор Верхнедонского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, сославшись на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, расположенных на территории Верхнедонского района в ходе которой установлено, что не на всех объектах здравоохранения района соблюдаются требования антитеррористической защищенности.
Так, в нарушение пп. «б» п. 16 постановления Правительства РФ от 13.01.2017 №8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – постановление Правительства РФ от 13.01.2017 № 8) стоматологическое отделение по адресу: <адрес>, детское поликлиническое отделение по адресу: <адрес>, а также поликлиническое отделение по адресу: <адрес>, не оборудованы системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Кроме того, вопреки требованиям пп. «г» п. 16.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на вышеуказанных объектах не обеспечена охрана как самого объекта, так и его территории, путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Отсутствие охраны и указанных средств защиты способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению по территории объектов здравоохранения транспорта и граждан. Выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
В адрес и.о. главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вносилось представление об устранении указанных нарушений. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации района указывает, что на данный момент решается вопрос о выделении финансовых средств на оборудование системы видеонаблюдения и организации охраны. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки.
Учредителем МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района является Администрация Верхнедонского района. Согласно Уставу МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района финансирование строительства и содержания зданий и сооружений учреждения в технически безопасном состоянии, благоустройство прилегающих к ним территорий относится к исключительной компетенции учредителя.
В результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района допускаются систематические нарушения законодательства о противодействии терроризму. Невыполнение указанных мероприятий отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, а также может способствовать совершению противоправных действий в отношении работников и пациентов, в том числе несовершеннолетних пациентов детского поликлинического отделения.
Данный иск прокурором района предъявлен в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, прокурор, с учетом уточнения исковых требований просит суд обязать МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района обеспечить осуществление охраны зданий и территорий стоматологического отделения по адресу: <адрес>, детского поликлинического отделения по адресу: <адрес>, а также поликлинического отделения по адресу: <адрес> с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видеофиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.01.2017 №8 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-5).
Помощник прокурора Верхнедонского района Ростовской области Суяров П.В. в судебном заседании поддерживает исковое заявление в полном объеме.
Представитель ответчика МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района – Сидоров А.Н. в судебном заседании пояснил, что они в полном объеме признают исковые требования прокурора района. Они неоднократно направляли письма в адрес учредителя – Администрации Верхнедонского района Ростовской области с просьбой выделения денежных средств на мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности с расчетом стоимости работ и услуг, необходимых для выполнения требований законодательства. Выполнение исковых требований будет осуществлено после выделения бюджетных средств из бюджета Верхнедонского района.
Третье лицо – Администрация Верхнедонского района Ростовской области в письменном отзыве указали, что в соответствии с процессом формирования бюджета расходы на осуществление охраны территорий и зданий стоматологического отделения, детского поликлинического отделения и поликлинического отделения, а также оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны данных объектов будут запланированы в проекте бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Срок формирования проекта бюджета – ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем исполнить требования истца в шестимесячный срок не представляется возможным, просили рассмотреть исковое заявление в отсутствие их представителя (л.д. 32-34, 38).
Выслушав стороны, исследовав материалы данного гражданского дела и соответствующие нормативные акты, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих ппринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 данного закона вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения - также относится вопрос, предусмотренный п.7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а именно участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Пунктами 1, 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) предусмотрены одни из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, а именно обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля, за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания, людей.
В соответствии с п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, Предупреждение (профилактика) терроризма представляя собой решение ряда задач, в том числе определение прав, обязанностей и ответственности руководителей хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработку и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации включая вопросы инженерно- технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей организаций, являющихся правообладателями объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.
Однако проверкой установлено, что в МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района не соблюдаются требования антитеррористической защищенности зданий и территорий стоматологического отделения, детского поликлинического отделения, а также поликлинического отделения.
Так, в нарушение пп. «б» п. 16 постановления Правительства РФ от 13.01.2017 №8 стоматологическое отделение по адресу: ст. Казанская, ул. Ленина, 15, детское поликлиническое отделение по адресу: <адрес>, а также поликлиническое отделение по адресу: <адрес>, не оборудованы системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Кроме того, вопреки требованиям пп. «г» п. 16.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на вышеуказанных объектах не обеспечена охрана как самого объекта, так и его территории, путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Отсутствие охраны и указанных средств защиты способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению по территории объектов здравоохранения транспорта и граждан. Выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
В адрес и.о. главы администрации Верхнедонского района ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вносилось представление об устранении указанных нарушений. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации района указывает, что на данный момент решается вопрос о выделении финансовых средств на оборудование системы видеонаблюдения и организации охраны. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки (л.д. 8-11, 12, 14-15).
Учредителем МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района является Администрация Верхнедонского района. Согласно Уставу МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района финансирование строительства и содержания зданий и сооружений учреждения в технически безопасном состоянии, благоустройство прилегающих к ним территорий относится к исключительной компетенции учредителя.
В результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами МБУЗ «ЦРБ» Верхнедонского района допускаются систематические нарушения законодательства о противодействии терроризму. Невыполнение указанных мероприятий отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, а также может способствовать совершению противоправных действий в отношении работников и пациентов, в том числе несовершеннолетних пациентов детского поликлинического отделения.
Оценивая все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Верхнедонского района о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» Верхнедонского района обеспечить осуществление охраны зданий и территорий стоматологического отделения по адресу: <адрес>, детского поликлинического отделения по адресу: <адрес>, а также поликлинического отделения по адресу: <адрес> с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видеофиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца.
Судья подпись А.В. Филимонов
Копия верна:
Судья А.В. Филимонов