№ 12-34/2016
РЕШЕНИЕ
28 марта 2016 года г. Боровичи
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёва Т.В., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Петрова А.В., его защитника Борисенко И.А., рассмотрев жалобу Петрова <данные изъяты> на постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» от 19 января 2016 года, которым Петров <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженец г<данные изъяты>, гражданин РФ, зарегистрированный по адресу: <данные изъяты> проживающий по адресу: <данные изъяты>, работающий дорожным мастером ООО <данные изъяты> привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» Кондрашенко И.В. от 19 января 2016 года Петров А.В. привлечён к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 2000 рублей.
Петров А.В. обратился с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что вынесенное начальником ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и необоснованным, поскольку не доказана объективная сторона правонарушения, которая выражается в непринятии мер по своевременному устранению помех на дорожном движении, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.
Оспариваемым постановлением мастеру вменяется нарушение требований ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что сроки окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4, нормативный срок для дорог группы В - 6 часов.
В примечании к пункту 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 указано, что нормативный срок окончания снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. В нарушение указанных положений материалы дела не содержат сведений о том, когда образовались снежные валы, когда начался снегопад и когда он закончился, сколько времени прошло с момента обнаружения снежных валов.
Согласно справке о погодных условиях на территории Боровичского района Новгородской области 13 января 2016 года (день выявления правонарушения) зафиксировано прохождение мощного Атлантического циклона, при котором за сутки выпало 12,5 мм осадков. Время окончания снегопада - 19 час. 50 мин. Согласно вышеприведенным требованиям ГОСТа Р 50597-93 нормативный срок окончания снегоочистки для данной категории автодороги (В) составил 6 часов и истекал в 02 часа ночи 14 января 2016 года.
Вместе с тем, во исполнение требований "Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены в действие Письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) в течение дня 13 января 2016 года на дороге проводились работы по патрульной очистке ее от снега, что отражено в Журнале производства работ.
Так, пункт 6.3.2. Методических рекомендаций определяет, что основным видом мероприятий по очистке дорог от снега является патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и плужно-щеточных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада. Согласно п. 6.3.3 рекомендаций патрульная снегоочистка производится одиночными плужно-щеточными автомобилями или отрядом плужно-щеточных автомобилей, движущихся уступом с | интервалом 30 - 60 м с перемещением снега от оси дороги к обочине. А пункт 6.3.7. рекомендаций предписывает снегоочистку автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек осуществлять средствами малой механизации или вручную после завершения работ по снегоочистке проезжей части.
Таким образом, образование снежных валов на автобусной остановке и пешеходном переходе в 21 час. 50 мин. являлось промежуточным результатом произведенной патрульной очистки, но никак не результатом конечной уборки, о качественности которого можно было бы делать вывод после 02 часов в ночь с 13 на 14 января 2016 года.
На основании вышеизложенного полагает, что акт выявленных недостатков в содержании дорог от 13 января 2016 года не является допустимым доказательством нарушения соответствующими должностными лицами обязательных требований технических норм и правил в области безопасности дорожного движения. Каких - либо иных доказательств противоправных действий со стороны дорожного мастера в материалах дела не имеется. Таким образом, событие вмененного административного правонарушения не доказано, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Просит суд оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, а производство по делу - прекратить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Петров А.В., его защитник Борисенко И.А. жалобу поддержали по изложенным в неё основаниям. Просили отменить постановление от 19 января 2016 года и производство по делу прекратить.
Представитель ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещён.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права в полном объёме, судья считает, что постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» от 19 января 2016 года является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать кроме представителей власти лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом данного административного правонарушения выступает безопасность дорожного движения.
Согласно протокола об административном правонарушении от 14 января 2016 года, составленного старшим инспектором ДИ и ОД ОГИБДД МОМВД России «Боровичский», 13 января 2016 года в 21 часов 40 минут на автодороге <данные изъяты> дорожный мастер ООО <данные изъяты> Петров А.В., являясь должностным лицом, ответственным за содержание автодороги <данные изъяты> в безопасном для дорожного движения состоянии, допустил формирование снежного вала на 191 км в районе пешеходного перехода и автобусной остановки, что является нарушением п.3.1.8 ГОСТ 50597-93, тем самым нарушил п.13 ОП ПДД РФ.
Исходя из требований ст.ст.2, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения (п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090).
Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
«ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Из частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Законом N 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги независимо от их форм собственности и назначения, урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности, которая включает и содержание автомобильных дорог. Под содержанием дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 1, пункты 6, 12 статьи 3).
ГОСТ 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, сроки окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов с учётом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице, нормативный срок для дорог группы В – 6 часов.
Нормативный срок окончания снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ (примечание к п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93).
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о том, когда начался снегопад и когда он закончился, сколько времени истекло с момента обнаружения снежных валов.
Согласно справке о погодных условиях на территории Боровичского района 13 января 2016 года, зафиксировано прохождение мощного атлантического циклона, время окончания снегопада – 19 часов 50 минут, следовательно, нормативный срок окончания снегоочистки для данной категории автодороги истекал в 2 часа 14 января 2016 года.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях дорожного мастера ООО <данные изъяты> Петрова А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34. КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ 19 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.12.34. ░░░░ ░░, - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 12.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░