Дело № 5-75/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 февраля 2022 года г. Шилка
Судья Шилкинского районного суда Забайкальского края Терновая Ю.В., при секретаре Батоболотовой А.Б., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Миловидова Михаила Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
24.01.2022 года должностным лицом Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП Миловидова М.М. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с тем, что при проведении внеплановой документарной проверки обнаружены признаки административного правонарушения: 14.12.2021 года в 16 часов 00 минут было обнаружено нарушение ст.10 Федерального закона от 17.09.2012 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.64, п.66, п.67 раздела 2 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п.2.1, 3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю №535 от 27.06.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 14.10.2021 №867 о внесении изменений в постановление от 27.06.2021 №535 «О проведении профилактических прививок отдельных группам граждан по эпидемическим показаниям», а именно:
-число сотрудников, допущенных до работы, прошедших профилактические прививки, переболевших Covid-19 в течение 6 месяцев, имеющих медотвод, составляет 47,14% (33 работника).
В соответствии с актом внеплановой документарной проверки от 14.12.2021 года №75-21-01/РВП-370-2021, у ИП Миловидова М.М. работает 70 человек (включая руководителя).
Привитых работников, без нарушения срока для прохождения профилактических прививок – 19, что составляет 27,1 %. Общее число привитых – 42 работника из 70, что составляет 60%, из них привито с нарушением срока для первого компонента – 23.
Не привито 28 работников, что составляет 40%, из них: 14 работников с отказом от вакцинации (10 из которых отстранены от работы), 14 работников переболело Covid-19.
Привито с нарушением сроков, указанных в п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкалтскому краю от 27.06.2021 №535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» - 23 работника, что составляет 32,86 %. Из них, приняты меры по отстранению к 12 работникам (отстранены в период с 30.11.2021 по 31.12.2021 года, в период с 27.08.2021 по 30.11.2021 года мер принято не было).
Привито с нарушением сроков, указанных в п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 14.10.2021 №867 о внесении изменений в постановление от 27.06.2021 №535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» - 33 работника, что составляет 47,14%.
Итого, количество работников, привитых без нарушения установленных сроков для проведения профилактических прививок – 19, что составляет 27,1%.
Число сотрудников, допущенных до работы, прошедших профилактические прививки, переболевших Covid-19 в течение 6 месяцев, имеющих медотвод, составляет 47,14% (33 работника), в нарушение п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 №535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 14.10.2021 №867 о внесении изменений в Постановление от 27.06.2021 №535, ст.11, ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.2 ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.64 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» от 28.01.2021 года.
ИП Миловидов М.М., кроме прочего, осуществляет деятельность по розничной торговле большим товарным ассортиментом с преобладанием продовольственных товаров в неспециализированных магазинах.
В судебном заседании представитель ИП Миловидова М.М. – Бурлакова С.В., действующая на основании доверенности, вину не признала, суду пояснила, что работодатель ИП Миловидов М.М. исполняет все требования, установленные для работы предприятий в целях предотвращения распространения Covid-19: разработан Регламент безопасной деятельности, в том числе обеспечения санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения Covid-19 и План неотложных мероприятий по предупреждению распространения Covid-19, которые утверждены приказом №36 от 13.04.2020 года; изданы Приказ №98 от 01.07.2021 года, Приказ №194 от 22.11.2021 года «Об обзательной вакцинации», с которыми работники ознакомлены под роспись. Списки работников для вакцинации в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора были направлены в медицинскую организацию ГУЗ КБ №3, где им согласовали дату и количество работников для вакцинации, исходя из наличия вакцин (период июль-сентябрь 2021 года). Вакцины от Covid-19 в регионе в необходимом количестве отсутствовали в течение всего 2021 года, что подтверждается публикациями в СМИ. Об этом говорил Губернатор Забайкальского края Осипов А.М., вице-губернатор Забайкальского края Ванчикова, вице-премьер Правительства Забайкальского края Щеглова, Министр здравоохранения Забайкальского края Немакина, а замруководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Гредюшко на оперштабе по вакцинации в краевом правительстве 02.08.2021 года сообщил: «К сожалению, в настоящее время ни Министерство здравоохранения, ни Управление Роспотребнадзора не располагает конкретной информацией о сроках и объемах поставок противоковидных вакцин в край». Он отметил, что по этой причине не будут меняться сроки в постановлении об обязательной вакцинации и не будут применяться меры воздействия за несоблюдение графиков вакцинации к предприятиям. На территории Забайкальского края обязательная вакцинация лиц трудоспособного возраста введена с 27.06.2021 года. С 14 октября срок вакцинации продлили. Срок вакцинации до 08.11.2021 года однокомпонентной вакциной или первым компонентом вакцины, до 08.12.2021 года вторым компонентом вакцины. Отчетность работодателя на территории Забайкальского края нормативными актами не предусмотрена. Перечни лиц, которые должны быть вакцинированы по постановлению регионального главсанврача лишь частично пересекаются с группами населения из национального календаря прививок (ст.10 Закона №157 ФЗ, приказ Минздрава от 09.12.2020 года №1307н). В частности, календарь не предусматривает проведение прививок работникам торговли. То есть, требования Главного санитарного врача Заб края не соответствуют ст.10 Закона №157-ФЗ. Иммунопрофилактику должны обеспечить Минздрав, Роспотребнадзор и власти субъектов в сфере здравоохранения (ст.6,8 Закона №157-ФЗ). Работодатели не несут ответственность за иммунопрофилактику и требовать от работников письменные отказы и сертификаты о вакцинации не вправе. Могут попросить, но не потребовать. Отстранить за отказ от прививки можно только тех работников, которые перечислены в Постановлении Правительства от 15.07.1995 года №825 (п.2 ст.5 №157-ФЗ), там нет работников торговли, поэтому нет правовых оснований отстранять сотрудников от работы на основании ст.76 ТК РФ. Процедура отстранения сотрудников от работы нормативно не регламентирована. Минтруд указывает, что отстранять от работы непривитых сотрудников необязательно. Для документарной проверки был предоставлен список сотрудников в количестве 70 человек, из которых 42 человека вакцинировано, переболело 14 человек. Следовательно, процент работников, имеющих сведения об иммунизации на момент проверки составлял 82 %. В настоящее время имеются сведения о дополнительно привитых сотрудниках – 8 человек, что составляет 91 % работников, имеющих иммунизацию от Covid-19. Известно, что болеют ковид вакцинированные и не вакцинированные. Получить медотвод по медицинским показаниям невозможно, врачи отказывались выдавать такой документ. Сведения о вакцинации являются персональными данными и разглашать их без согласия владельца нельзя. За нарушение компании грозит штраф до 500 000 рублей. ИП Миловидов обязан организовать, а не обеспечить проведение профилактических прививок, поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ. Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ИП Миловидова М.М. состава административного правонарушения.
Представитель Территориального отдела Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу требований ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно п.18.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (действующего до 01.09.2021 года) перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В силу п.64 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 66, 67 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (действующих до 01.09.2021) решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации (п.66).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п.67).
Пунктом 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 N 535 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" установлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции определенным группам граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работникам торговли.
Согласно п.2 указанного выше постановления руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Забайкальского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления: в срок до 27.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 27.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Согласно п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 14.10.2021 N 867 "О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю N 535 от 27 июня 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в срок до 08.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 08.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
14.12.2021 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Шилка Золотаревой И.В. было проведена документарная проверка в отношении ИП Миловидова М.М. и установлено, что число сотрудников, допущенных до работы, прошедших профилактические прививки, переболевшие Covid-19 в течение 6 месяцев, имеющих медотвод, составляет 47,14 % (33 работника).
По данному факт в отношении индивидуального предпринимателя Миловидова М.М. составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2022 года по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, согласно которому при проведении внеплановой документарной проверки в отношении ИП Миловидова М.М. обнаружены указанные нарушения.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, помимо прочего, указывается событие административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 24.01.2022 года должностным лицом не указано, в чем конкретно выразилось действие (бездействие) индивидуального предпринимателя Миловидова М.М., которые следует квалифицировать как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 N 535 индивидуальный предприниматель обязан организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Согласно п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 14.10.2021 N 867 - не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
В свою очередь, обеспечение проведения профилактических прививок лежит на руководителе медицинской организации, что указано в п.2.9 Временных методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против Covid-19, утвержденных Министерством здравоохранения РФ от 20.08.2021 года.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Миловидова М.М. – БСВ ссылалась на то, что ИП Миловидовым М.М. по исполнение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения был разработан Регламент безопасной деятельности в целях противодействия распространения Covid-19, План неотложных мероприятий по предупреждению распространения Covid-19, изданы приказы об обязательной вакцинации, с которыми все работники были ознакомлены.
Данные доводы подтверждены представленной в материалы дела документацией.
Изложенное свидетельствует о том, что ИП Миловидов М.М. обязанность по организации проведения профилактических прививок работников обеспечил. Обеспечение же проведения профилактических прививок в обязанности индивидуального предпринимателя не входит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях ИП Миловидова М.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Миловидова Михаила Михайловича прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10-ти суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.В. Терновая