Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«23» июня 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Северные промыслы» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 отделения режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Северные промыслы» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 отделения режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – старший госинспектор 4 ОРКМ) от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Северные промыслы» (далее – ООО «Северные промыслы») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Северные промыслы» ФИО3 обратился в суд с жалобой, дополнением к жалобе, в которых просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Северные промыслы» события административного правонарушения. В обоснование довод указал следующее. Из установленного на судне СТР «Балей» и сертифицированного оборудования и программного обеспечения спутниковой связи Инмарсат Мини-С Т&Т 3026М s/n 10101195, следует что ДД.ММ.ГГГГ со спутниковой станции 427306287 в 20 час.17 мин. (время камчатское) было отправлено сообщение 15050401.out на электронный адрес КчФ ФГБУ «ЦСМС» ccd@krcm.ruc содержанием судового суточного донесения в размере 437 bit за ДД.ММ.ГГГГ, о чем получено подтверждение береговой станции LES 203 с указанием идентификационного номера принятого сообщения 737864. Указанные данные зафиксированы и до настоящего времени хранятся на жестком диске оборудования рабочего места штурмана СТР «Балей». Соответственно выводятся на монитор для контроля за отправлением сообщений. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями второго помощника капитана судна СТР «Балей» ФИО4, опрошенного ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля по делу. В ходе опроса им были предоставлены распечатанные на бумажном носителе показания монитора сертифицированного оборудования спутниковой связи Инмарсат Мини-С Т&Т 3026М s/n 10101195, установленного на судне СТР «Балей». Аналогичные выводы отражены в заключении эксперта ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, где предметом исследования являлся вопрос о возможности несанкционированных изменений в программное обеспечение отправки формализованных сообщений посредством спутниковой связи по системе «Inmarsat». Согласно выводам эксперта в сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ, отправленное в 20 час. 17 мин. с судна СТР «Балей» на электронный адрес КчФ ФГБУ «ЦСМС», никаких изменений внесено не было и оно имеет статус «успешно доставлено». Помимо этого ООО «Северные промыслы» располагают копией письма официального представителя разработчика программы EasyMail датской компании Thrane & Thrane A/S ЗАО «Антарсат», подтверждающего то обстоятельство, что сертифицированное и исправное оборудование, указывает на фактически имевшее место отправление ССД в установленные правовыми нормами сроки с судна СТР «Балей». ССД за ДД.ММ.ГГГГ подано своевременно и доставлено в КчФ ФГБУ «ЦСМС» в срок, о чем указывает в протоколе административный орган, а именно за 03 и ДД.ММ.ГГГГ поступили в адрес КчФ ФГБУ «ЦСМС» ДД.ММ.ГГГГ 20 час. 17 мин. (UTC).
Законный представитель ООО «Северные промыслы» генеральный директор ФИО3 участия в судебном заседании не принимал, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы. Дополнением к жалобе, поступившим в суд ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ООО «Северные промыслы», в случае возникновения дополнительных вопросов в части представления доказательств и пояснений, отложить рассмотрение жалобы до ДД.ММ.ГГГГ, даты прибытия защитника. В дополнении указал, что ССД за ДД.ММ.ГГГГ подано своевременно и доставлено в КчФ ФГБУ «ЦСМС» в срок, о чем указано в протоколе, что за 03 и ДД.ММ.ГГГГ ССД поступили ДД.ММ.ГГГГ в 20:17 (UTC). Сославшись на п. 7.8 Правил рыболовства, утвержденных приказом ФАР от ДД.ММ.ГГГГ №, указал, что предписана обязанность подачи ССД, а не контроль за его получением, возможностей контроля средств доставки ССД у ООО «Северные промыслы» отсутствует. Отметил, что система спутниковой связи ИНМАРСАТ состоит из множества серверов наземных и спутниковых станций, которые взаимно заменяют друг друга в зависимости от проходимости сигнала. ООО «Северные промыслы» не может нести ответственность за межгосударственные отношения с учетом политической конъюнктуры или банальной неоплаты между государственными органами в сфере спутникового контроля.
Защитник ФИО6 участия в рассмотрении жалобы не принимал, извещался.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого рыбохозяйственного бассейна, обязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Таким образом, соблюдение Правил рыболовства является необходимым условием для осуществления рыболовства.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, далее – Правила рыболовства, действовавшие на момент совершения административного правонарушения), регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).
В соответствии с п. 9.9 Правил рыболовства капитан судна, оборудованного ТСК: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».
Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности.
Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр под № от ДД.ММ.ГГГГ рыболовное судно «Балей» принадлежит на праве собственности ООО «Северные промыслы», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д.39).
Согласно свидетельству о соответствии ТСК № от ДД.ММ.ГГГГ судно «Балей» оснащено средством контроля MAR GE, типа ARGOS, соответствующим требованиям ОСМ (л.д.41).
На основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного СВТУ ФАР, судно СТР «Балей», под руководством капитана ФИО7, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вправе осуществлять прибрежное рыболовство по добыче минтая – 151,517 т, камбалы дальневосточной – 28,027 т (л.д.42).
В порядке взаимодействия из координационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в Отдел РКМ поступила информация о предполагаемых нарушениях природоохранного законодательства РФ при осуществлении рыболовства (№ от ДД.ММ.ГГГГ), судно СТР «Балей» несвоевременно подало судовые суточные донесения за 03 и ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Северные промыслы» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.1-10).
Факт совершения ООО «Северные промыслы» административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его вина, установлена государственным участковым инспектором на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, данных ССД в зашифрованном и расшифрованном виде, разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения начальника КчФ ФГБУ «ЦСМС» от ДД.ММ.ГГГГ.
Старший госинспектор 4 ОРКМ на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к правильному выводу о виновности ООО «Северные промыслы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения.
Достоверность и допустимость всех доказательств старшим госинспектором 4 ОРКМ проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.
Генеральный директор ООО «Северные промыслы» ФИО3 полагал, что в действиях ООО «Северные промыслы» отсутствует событие административного правонарушения, поскольку ССД за 03 и ДД.ММ.ГГГГ отправлены судном «Балей» в контролирующий орган в установленный законом срок, а именно, за ДД.ММ.ГГГГ направлено ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 17 мин. (время UTC); за ДД.ММ.ГГГГ отправлено ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 17 мин. (время UTC).
Указанный довод не может повлечь отмену обжалуемого постановления и служить основанием для освобождения ООО «Северные промыслы» от административной ответственности, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правилами рыболовства обязанность по передаче ССД в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» возложена на капитана судна, также данными правилами не предусмотрена возможность нарушения срока подачи ССД.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Северные промыслы», являясь собственником судна СТР «Балей» и пользователем водных биологических ресурсов по разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение приведенных выше требований законодательства не обеспечило своевременное направление капитаном судна СТР «Балей» ФИО7 ССД по результатам промысловой деятельности за 03 и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию п. 9.9 Правил рыболовства, ССД за ДД.ММ.ГГГГ надлежало направить в КчФ ФГБУ «ЦСМС» не позднее 24 час. 00 мин. (время кмч) ДД.ММ.ГГГГ (12 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ время UTC); за ДД.ММ.ГГГГ – не позднее 24 час. 00 мин. (время кмч) ДД.ММ.ГГГГ (12 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ время UTC).
При этом, по сообщению начальника КчФ ФГБУ «ЦСМС» от ДД.ММ.ГГГГ, сбоев, которые могли повлиять на прием ССД, в работе сервера КчФ ФГБУ «ЦСМС» за период с 03 по ДД.ММ.ГГГГ не выявлено, ССД за 03 и ДД.ММ.ГГГГ поступили в адрес КчФ ФГБУ «ЦСМС» ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 17 мин. (UTC), что соответствует 08 час.17 мин. ДД.ММ.ГГГГ по Камчатскому времени.
Таким образом, действия ООО «Северные промыслы» выразившиеся в подаче оперативной и статистической промысловой отчетности в виде ССД с нарушением сроков, установленных Правилами рыболовства, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Северные промыслы», которое является собственником судна СТР «Балей» и работодателем капитана судна ФИО7, в соответствии с положениями п.п. «а», «б», «в» ст. 5 главы II «Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязано обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующего правила и порядок осуществления рыболовства, а также об охране окружающей природной среды.
При этом, ООО «Северные промыслы», обладая всеми организационно - распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности капитана судна СТР «Балей» ФИО7, имело реальную возможность для контроля за соблюдением им законодательства РФ, но не приняло всех необходимых для этого мер.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы и дополнения к ней о том, что Правилами рыболовства предусмотрена лишь обязанность подачи ССД, а не контроль за его получением, признаю несостоятельным.
Полагая об отсутствии в действиях ООО «Северные промыслы» состава вмененного административного правонарушения, законный представитель ФИО3 сослался на заключение эксперта ФИО5
В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Не может быть принята во внимание ссылка на заключение эксперта ФИО5, указавшему, что ССД с судна СТР «Балей» отослано в контролирующий орган ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 17 мин., поскольку заключение не соответствует признаку допустимости, так как эксперт в соответствии с ч. 3 ст. 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, старшим госинспектором 4 ОРКМ экспертиза не назначалась, соответствующее определение не выносилось, поскольку для установления виновности ООО «Северные промыслы» в нарушении п. 9.9 Правил рыболовства, связанном с необеспечением своевременной (ежедневной) подачей ССД, не требуется специальных познаний. Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана старшим госинспектором 4 ОРКМ достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении.
Обстоятельств объективной невозможности принятия ООО «Северные промыслы» всех зависящих от него мер по отправке ССД за 03 и ДД.ММ.ГГГГ не установлено. Ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения жалобы не представлены доказательства, подтверждающие, что ООО «Северные промыслы» в целях недопущения правонарушения были приняты все возможные меры по соблюдению соответствующих норм и правил.
Таким образом, ООО «Северные промыслы» в нарушение п. 9.9 Правил рыболовства не обеспечило своевременную передачу ССД за 03 и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ссылка в дополнении к жалобе на п. 7.8 Правил рыболовства, утвержденных приказом ФАР от ДД.ММ.ГГГГ №, не принимается во внимание, поскольку в указанной редакции Правила рыболовства не действуют. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Указание в дополнении к жалобе законным представителем ООО «Северные промыслы» на тот факт, что капитаном судна СТР «Балей» продублирована подача ССД за ДД.ММ.ГГГГ до выявленного нарушения задолго до возбуждения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене или изменению постановления, в жалобе генерального директора ООО «Северные промыслы» ФИО3 не содержится, не приведены таковые и в ходе ее рассмотрения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту, старшим госинспектором 4 ОРКМ не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание ООО «Северные промыслы» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При назначении наказания старшим госинспектором 4 ОРКМ учтены конкретные обстоятельства данного дела, характер совершенного административного правонарушения в области природоохранного законодательства, сведения о юридическом лице, совокупность представленных в материалах дела доказательств, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность, степень вины привлекаемого к административной ответственности, которым не приняты все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении рыболовства, с учетом принципа справедливости и соразмерности.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 отделения режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Северные промыслы» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Северные промыслы» ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская