Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Роговой О.В.
При секретаре Пашкевич О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Огневой Е. В., Казанцева В. Н. к администрации Спиринского сельсовета <адрес> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Огнева Е.В., Казанцев В.Н. обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности по следующим основаниям:
В мае 1995 года между истцами и Патриной М.А. был заключен устный договор купли-продажи жилого дома, общей площадью 29,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 14,4 кв. метров и земельного участка площадью 0,198 га, расположенных по адресу: <адрес>, при заключении договора воля сторон была направлена на отчуждение жилого дома, бани, сарая, сооружения и земельного участка. Расчет за проданное домовладение в сумме 14 250 рублей был произведен в полном объеме, согласно условиям договора купли-продажи, надлежащим образом договор купли-продажи оформлен не был.
С момента заключения договора истцам были переданы ключи от приобретенного жилого дома, они стали в нем постоянно проживать на правах собственников и использовать земельный участок по своему усмотрению. С этого же времени Огнева Е.В., Казанцев В.Н. как собственники дома и земельного участка стали оплачивать все налоги, в том числе земельный налог и налоги за строения.
Патрина М.А. владела жилым домом и земельным участком на законных основаниях, а именно жилым домом она владела на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом <адрес> Моисеевой Л.А., а земельным участком на основании свидетельства о праве собственности на землю №, выданного главой администрации <адрес> сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Огнева Е.В., Казанцев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ направили в адрес Патриной М.А. заказное письмо с предложением оформить сделку в соответствии с действующим законодательством. К этому времени Патрина М.А. сильно заболела и явиться в учреждение юстиции не смогла, а ДД.ММ.ГГГГ умерла.
Продавцом Патриной М.А. был передан жилой дом с земельным участком, расположенный по адресу: <адрес> в момент заключения устного договора и с этого времени Огнева Е.В., Казанцев В.Н. его используют по своему усмотрению, уплачивают соответствующие налоги за объекты недвижимости, считают, что к ним перешло право собственности на оспариваемые жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, поскольку спорными объектами владеют более 18 лет.
Огнева Е.В., Казанцев В.Н. обратились в суд с иском, в котором просят суд признать за Огневой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казанцевым В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в равных долях за каждым на жилой дом, общей площадью 29,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 14,4 кв. метров, зарегистрированный в материалах ОГУП «Техцентр НСО» за инвентарным номером 1389 и земельный участок, общей площадью 1980,0 кв. метров, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, дом, 40 по приобретательной давности.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Востриков С.А., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в мае 1995 года между истцами и Патриной М.А. был заключен устный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, общая площадь <адрес>,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 14,4 кв. метров, площадь земельного участка 0,198 га, при заключении истцы договорились с Патриной М.А., что приобретают жилой дом, баню, сарай, сооружения и земельный участок, оплата за проданное домовладение в сумме 14 250 рублей была произведена в полном объеме, в письменной форме договор купли-продажи оформлен не был. С момента заключения договора Огневой и Казанцеву были переданы ключи от приобретенного жилого дома, они стали в нем постоянно проживать на правах собственников и использовать земельный участок по своему усмотрению, с этого времени стали оплачивать все налоги, в том числе земельный налог и налоги за строения. Патрина М.А. владела жилым домом и земельным участком на законных основаниях, а именно жилым домом она владела на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом <адрес> Моисеевой Л.А., а земельным участком на основании свидетельства о праве собственности на землю №, выданного главой администрации <адрес> сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Огнева Е.В., Казанцев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ направили в адрес Патриной М.А. заказное письмо с предложением оформить сделку в соответствии с действующим законодательством. К этому времени Патрина М.А. сильно заболела и явиться в учреждение юстиции не смогла, а ДД.ММ.ГГГГ умерла. После передачи продавцу Патриной М.А. денежных средств, Огнева Е.В., Казанцев В.Н. используют домовладение по своему усмотрению, уплачивают соответствующие налоги за объекты недвижимости, считают, что к ним перешло право собственности на оспариваемые жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, поскольку владеют этими объектами более 18 лет. Просит суд признать за Огневой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казанцевым В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в равных долях за каждым на жилой дом, общей площадью 29,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 14,4 кв. метров, зарегистрированный в материалах ОГУП «Техцентр НСО» за инвентарным номером 1389 и земельный участок, общей площадью 1980,0 кв. метров, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, дом, 40 по приобретательной давности.
Представитель ответчика администрации Спиринского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном отзыве суду сообщил, что заявленные исковые требования признает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Свидетель Бердников В.И. суду пояснил, что знаком с Огневой и Казанцевым с 1994 года. В 1995 году они купили дом у Патриной М.А., после продажи дома Патрина М.А. переехала жить к дочери Патриной З.Н., жила там до момента смерти. С1995 года Огнева и Казанцев проживали в этом доме постоянно, родственники Патриной М.А. каких либо претензий им не предъявляли, выселить не пытались. Свидетель Котова Н.П. дала суду аналогичные пояснения.
Нотариус нотариального округа <адрес> Моисеев М.М. суду сообщил, что к имуществу Патриной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ открыто наследственной дело №, с заявлением о принятии наследства по закону обращалась Патрина З. Н., свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось.
Нотариус нотариального округа <адрес> НСО Лаврова Н.А суду сообщила, что информацией об открытии наследсва после смерти Патриной З.Н. не располагает.
Суд, проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, свидетелей, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Согласно свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, Патриной М.А. в собственность передан земельный участок площадью 0, 198 га.(Л,<адрес>)
Согласно кадастрового паспорта №, выданного на земельный участок площадью 1980 кв.м., расположенный по адресу: НСО <адрес> Спиринский сельсовет <адрес>, является собственностью Патриной М.А.. ( л.д. 18)
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права собственности Патриной М.А. была произведена на основании договора купли- продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.11)
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Огнева Е.В. направляла в адрес Патриной М.А. предложение о регистрации сделки, исполненной в мае 1995 года, в соответствии с которой Патрина М.А. продала Огневой Е.В. жилой дом по адресу: <адрес>. (л.д. 22)
Согласно информации ОГУП «Техцентр НСО» жилой дом, расположенный по адресу: НСО, <адрес> имеет общую площадь 29,5 кв.м., жилую площадь 14,4 кв.м., собственники отсутствуют. (л.д. 13)
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: НСО, <адрес> отсутствуют. (л.д. 23)
Согласно выписке из постановления главы муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> НСО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении адресного хозяйства» земельному участку, принадлежащему Патриной М.А. на основании свидетельства о праве собственности на землю №, ранее имевшему адрес: <адрес> присвоить адрес: <адрес>. (л.д. 19)
Согласно выписке из постановления главы муниципального образования Спиринского сельсовета <адрес> НСО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении адресного хозяйства» жилому дому, ранее имевшему адрес: НСО <адрес>, присвоить арес : НСО <адрес>.
В судебном заседании было установлено, что Огнева Е.В., Казанцев В.Н. более 18 лет открыто и непрерывно владеет недвижимым имуществом – жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу : НСО <адрес>, несут расходы по содержанию данного имущества, оплачивают коммунальные и налоговые платежи, что подтверждено в судебном заседании, предоставленными квитанциями об оплате налоговых платежей (л.д. 24-25). Право собственности на имущество не было зарегистрировано Огневой Е.Н. и Казанцевым В.Н. своевременно в 1995 году в связи со смертью предыдущего собственника.
Согласно свидетельства о заключении брака Казанцев В.Н. и Огнева Е.В. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 10)
В соответствии со ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии с ч.1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В судебном заседании было установлено, что Огнева Е.В. и Казанцев В.Н. на момент заключения сделки в 1995 году в зарегистрированном браке не состояли, имущество в виде жилого дома и земельного участка было приобретено ими в общую долевую собственность в равных долях, по 1\2 каждому.
Суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных Огневой Е.Н. и Казанцевым В.Н. исковых требований в полном объеме,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Огневой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казанцевым В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности в равных долях за каждым по 1\2 на жилой дом, общей площадью 29,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 14,4 кв. метров и земельный участок, общей площадью 1980,0 кв. метров, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, дом, 40.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Управлении Росреестра по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в месячный срок.
Судья Роговая О.В.