РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2013 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.
при секретаре: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении в очереди нуждающихся в получении единовременной денежной выплаты, перерасчёте стажа для получения выплаты, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском УМВД России по ЯНАО о восстановлении в очереди нуждающихся в получении единовременной денежной выплаты, перерасчёте стажа для получения выплаты, взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в ОВД, в должности участкового уполномоченного, жилья не имеет, обратился к ответчику с пакетом документов для получения единовременной денежной выплаты. По итогам заседания комиссии документы были необоснованно, по его мнению, возвращены. Впосле5дствии он обратился вновь и был принят на учёт. Кроме того, неверно указан стаж его службы, что влияет на размер выплаты. Также указал, что его дочь не включена в состав семьи для получения выплаты. В результате неправомерных действий испытал моральные страдания, которые оценивает в <данные изъяты>. и просит компенсировать. Кроме того, просит признать незаконным решение комиссии о возвращении документов для устранения недостатков, восстановить его в очереди, признать незаконной справку о стаже, перечитать стаж, восстановить право на получение выплаты с учётом дочери.
В судебном заседании участия не принимал, извещён о рассмотрении дела надлежащим образом. Его представитель ФИО4, действующий по доверенности, доводы и требования иска поддержал, привёл изложенные в иске доводы. Полагал нарушенным право истца на получение причитающейся ему в силу закона выплаты ввиду неправомерных действий ответчика. Уточнил требования, указав, что истец подлежит восстановлению в очереди по дате первоначального обращения, поскольку возврат документов не предусмотрен законом, осуществлён ответчиком неправомерно.
Представитель ответчика ФИО5, действующая по доверенности, против иска возражала. Указала, что права истца не нарушены, он включён в списком на получение социальных выплат, при этом составом семьи, включая дочь. Привела доводы о том, что документы истца не содержали полной информации о наличии или отсутствии у него и членов семьи жилых помещений в собственности, в связи с чем документы были возвращены для доработки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном засевании установлено и следует из материалов дела, что истец в период с 28.03.1997 по 08.08.2013 г.г. проходил службу в ОМВД России по г. Муравленко в должности участкового уполномоченного.
08.08.2012 г. истец направил в комиссию документы в комиссию УМВД России по ЯНАО для решения вопроса о предоставлении ему социальной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
По итогам заседания комиссии 27.08.2012 г. заявление истца и представленные им документы не были приняты к рассмотрению на том основании, что не были приложены документы, подтверждающие отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество у истца и членов его семьи, - справки БТИ. Заявление истца вместе с документами было возвращено в ОМВД России по г. Муравленко для доработки.
Впоследствии протоколом заседания комиссии от 27.11.2012 г. истец был включён на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи один человек.
Протоколом заседания комиссии от 21.12.2012 г. в учётное дело истца было внесено изменение на состав семьи, включая дочь и супругу.
Правовые вопросы, связанные в предоставлением социальных выплат регламентированы нормами ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлением Правительства РФ "О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ".
В силу п. 5 Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребёнка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством РФ).
Документы истца были возращены для доработки по основаниям, предусмотренным указанном пунктом. Так, с составе документов истца действительно отсутствовали справки БТИ, подтверждающих отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество у истца и членов его семьи по предыдущим местам жительства.
Вместе с тем, ни нормы Федерального закона, ни Постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок предоставления социальных выплат, не предусматривают возможность возвращения документов для доработки без их принятия.
В силу п. 14 Правил комиссия выполняет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
б) направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел РФ уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты;
в) принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты и о снятии их с учёта;
г) ведёт книгу учета сотрудников, принятых на учёт для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учёта).
На основании п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты и о снятии их с учёта оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Фактически применительно к истца данный порядок был нарушен как в части срока принятия решения, так и в части принятия решения, вид которого не предусмотрен соответствующими нормативными правовыми актами. Указанное нарушение повлияло на права истца, поскольку на учёт он был принят позднее даты первоначального обращения.
Таким образом, доводы и требования иска в данной части заслуживают внимания. Истец подлежит восстановлению в очереди, исходя из даты первоначального обращения с заявлением.
Остальные доводы иска не могут быть приняты в силу следующего. Так, в судебном заседании установлено, что истец принят на учёт составом семьи, включая дочь, поэтому требования о включении её в состав на получение этой выплаты удовлетворению не подлежат. Права истца в данной части не нарушены.
Доводы истца о неправильном определении стажа не основаны на законе. Так, справка о стаже предоставлялась непосредственно истцом в составе прочих документов в ОМВД России по г. Муравленко, впоследствии направлялась ответчику.
Как следует из содержания Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, срок службы влияет на размер предоставляемой выплаты. При этом на основании п. 30 Правил при расчёте размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности службы сотрудника.
На основании пунктов 31-33 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очерёдности принятия на учёт. Для перечисления единовременной выплаты сотрудник представляет в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счёта. Единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты её перечисления на банковский счёт сотрудника.
Решению вопроса о предоставлении сотруднику социальной выплаты в определённом размере предшествует проверка документов, состава семьи, срока службы и других обстоятельств, явившихся основанием принятия на учёт. Таким образом, непосредственно при получении социальной выплаты или в любой момент до этого истцом может быть направлена справка, уточняющая срок службы на конкретную дату. Кроме того, возможный спор относительно срока службы может быть разрешён отдельно.
При этом не имеется оснований полагать, что при разрешении вопроса о размере социальной выплаты ответчиком будет применена справка с информацией о ином, чем фактически сроке службы.
Требования о компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Статьёй 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
С учётом обстоятельств дела и существа заявленных требований оснований компенсации морального вреда в данном случае не усматривается, поскольку в силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В данном случае имело место нарушение имущественных прав истца, посягательств со стороны соответчика на личные неимущественные права истца не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении в очереди нуждающихся в получении единовременной денежной выплаты по дате первоначальной подачи документов, перерасчёте стажа для получения выплаты, взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить ФИО2 в очереди на право получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначального обращения с 08 августа 2012 года.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья А.В. Паршуков