Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-559/2021 ~ М-446/2021 от 12.07.2021

УИД 66RS0050-01-2021-000821-12 Мотивированное решение изготовлено 17.09.2021

Дело № 2-559/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Североуральск 10 сентября 2021 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Лещенко Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Яковлевой Л.И.,

с участием истца Петровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Ольги Александровны к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, о возложении обязанности назначить досрочную пенсию с даты обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова О.АВ. обратилась в Североуральский городской суд Свердловской области с вышеуказанным исков, в обосновании указав, что 29.10.2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 20.01.2021 истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии с связи с лечебной деятельностью, так как отсутствует требуемая продолжительность стажа работы на соответствующих видах работ. Не были включены периоды прохождения курсов повышения квалификации с 26.04.2009 по 06.06.2009, с 01.09.2013 по 12.10.2013, с 17.11.2014 по 16.12.2014. В указанный период истец работала операционной медицинской сестрой акушерского отделения МУЗ ЦГБ Североуральского городского округа. При этом периоды работы, предшествующей направлению на курсы повышения квалификации, зачтены в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев. Полагает, что указанные периоды должны быть засчитаны с учетом п. 5б Правил от 29.10.2002 №781. Кроме того, истцу не включены в льготный стаж донорские дни в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев за периоды: с 15.05.2013 по 17.05.2013, с 20.05.2013 по 20.05.2013, 05.03.2014 по 06.03.2014, 01.04.2014 по 02.04.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 15.08.2014 по 15.08.2014, с 18.08.2014 по 22.08.2014, с 25.08.2014 по 28.08.2014, с 01.06.2015 по 08.06.2015, с 06.08.2015 по 08.08.2015, с 09.08.2016 по 16.09.2016, с 10.07.2017 по 11.07.2017, с 04.10.2017 по 06.10.2017, с 09.10.2017 по 13.10.2017, с 16.09.2018 по 21.09.2018,с 045.02.2019 по 04.02.2019, с 08.02.2019 по 08.02.2019, с 12.02.2019 по 12.02.2019, с16.02.2019 по 16.02.2019, с 10.06.2019 по 10.06.2019, с15.06.2019 по 15.06.2019, с 29.11.2019 по 29.11.2019, с 01.12.2019 по 01.12.2019, с 13.12.2019 по 14.12.2019, с 03.01.2020 по 04.01.2020, с 06.01.20.20 по 07.01.2020, с 12.02.2020 по 12.02.2020, с16.02.2020 по 16.02.2020, с 20.06.2020 по 20.06.2020, с 22.06.2020 по 22.06.2020, с 30.09.2020 по 01.10.2020, всего 105 дней, то есть 5 месяцев 7,5 дней. Период работы истца с 11.12.2001 по 12.10.2008 в МУЗ «ЦГБ» в должности медицинская сестра гнойного хирургического отделения стационара не был зачтен в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено отделение гнойной хирургии, гнойное хирургическое отделение не поименовано. Отделение гнойной хирургии является структурным подразделением больницы: для оказания экстренной и плановой специализированной медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями, «гнойное хирургическое отделение стационара» относится к отделениям хирургического профиля.

Также в стаж истца не был включен период работы в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции Республики Узбекистан с 03.04.1996 г. по 12.06.2001 года - 5 лет 2 месяца 10 дней, в данный период я работала в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков по причине того, что помощник санитарного врача списком №3 не предусмотрена. Однако в соответствии с приказом от 20 мая 2014 г. № 328н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об установлении тождества наименования должности «помощник врача по общей гигиене» наименованию должности «помощник санитарного врача», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 78. Отказ ПФ противоречит Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения,
заключенного в Москве 13.03.1992 (указанным нормативно-правовым актом регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), поскольку им установлено правило, согласно
которого пенсионное обеспечение    граждан    государств –участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

На основании изложенного, истец просит суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды- донорские дни из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, включить в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев период работы с 11.12.2001 по 12.10.2008, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
пенсии период с 3.04.1996 по 12.06.2001 - 5 лет 2 месяца 10 дней, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию в связи с
осуществлением лечебной деятельности с даты обращения в пенсионный
фонд.

В судебном заседании истец Петрова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика УПФ РФ в г. Североуральске Свердловской области не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которых считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1. ст. 30 указанного Закона. Также согласно ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, указанным в п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781 от 29.10.2002).

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости е соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В силу п. 2 Правил № 781 от 29.10.2002 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

Согласно п.З Правил № 781 от 29.10.2002 в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781.

Согласно пп. «б» п.5 Правила № 781 от 29.10.2002 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению к указанным Правилам, год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как год и шесть месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей вралей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж: работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрено наименование структурного подразделения «отделения хирургического профиля стационаров» и должность «операционная медицинская сестра».

Истец работала в периоды: с 11.12.2001 по 09.01.2002 в должности медицинской сестры гнойного отделения, с 10.01.2002 по 02.02.2003 в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара, с 03.02.2003 по 31.12.2005 в должности медицинской сестры перевязочной гнойного отделения, с 01.01.2006 по 12.10.2008 в должности медицинской сестры гнойной перевязочной хирургического отделения стационара ГАУЗ СО «Североуральская ЦГБ», которые не поименованы в п.п. «б» п.5 Правила № 781 от 29.10.2002, в связи с этим указанные периоды работы не могут быть исчислены с применением льготного порядка.

Кроме того, в соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, пунктами 1, 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при исчислении периодов работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, установлен следующий порядок:

-    для учета периодов работы, имевших место с 01.11.1999 по 31.12.2001 применяется
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (далее Список от 22.09.1999 № 1066), с
применением Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи
с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (далее Правила от 22.09.1999 № 1066);

-    для учета периодов работы, имевших место с 01.01.2002 по 31.12.2014 - в период действия
Федерального Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а с 1 января 2015
Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются Список и Правила от 29.10.2002 № 781.

Согласно п. 3 Правил от 22.09.1999 № 1066, действовавших в период работы Петровой О.А. с 11.12.2001 по 31.12.2001 в должности медицинской сестры гнойного отделения, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев.

Согласно п.п. «б» п.5 Правил от 29.10.2002 № 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению к указанным Правилам, год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как год и шесть месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрено отделение гнойной хирургии. Гнойное хирургическое отделение не поименовано.

Кроме этого, обязательным условием, согласно вышеперечисленным Спискам и Правилам, является подтверждение того факта, что отделение является стационаром. Отнесение отделения к стационару подтверждается справкой учреждения, выданной на основании соответствующих документов (приказа о создании отделения, Устава учреждения, Положения об отделении, штатного расписания), подтверждающих информацию, что указанное отделение входит в состав стационара или создано с определенным коечным фондом.

Истцом не представлены достоверные данные, подтверждающие данный факт.

С учетом вышеизложенного, периоды работы Петровой О.А. в должностях с 11.12.2001 по 09.01.2002 медицинской сестры гнойного отделения, с 10.01.2002 по 02.02.2003 медицинской сестры хирургического отделения стационара, с 03.02.2003 по 31.12.2005 медицинской сестры перевязочной гнойного Отделения, с 01.01.2006 по 12.10.2008 медицинской сестры гнойной перевязочной хирургического отделения стационара ГАУЗ СО «Североуральская ЦГБ» не могут быть включены в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии.

Истцом не представлено доказательств того, что в периоды с 11.12.2001 по 09.01.2002, с 10.01.2002 по 02.02.2003, с 03.02.2003 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 12.10.2008 она фактически выполняла на постоянной основе работу, предусмотренную Списком и Правилами от 22.09.1999 № 1066, Списком и Правилами от 29.10.2002 № 781.

Период работы Петровой О.А. в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции Республики Узбекистан с 03.04.1996 по 12.06.2001 в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков правомерно не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (далее - Соглашение от 13.03.1992).

Согласно ст.1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств -участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Следовательно, документы, содержащие сведения о трудовом стаже за периоды после распада СССР (после 01.12.1991) могут быть учтены при установлении пенсии при подтверждении: льготного характера работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и что он учитывается при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законом государства-участника соглашения.

В тех случаях, когда в государствах-участниках Соглашений и в настоящее время действует институт досрочных пенсий, в частности, в Республике Узбекистан, периоды работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30-31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при наличии:

-    схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право
на досрочную пенсию,

-    при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников
соглашений факта учета ими соответствующих периодов при назначении досрочной пенсии по
старости в соответствии с законодательством этих государств.

В случае, если условия назначения досрочных пенсий по старости в государствах-участниках соглашений отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством РФ (например, не уплачиваются страховые взносы по дополнительным тарифам, не совпадают списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений), либо институт досрочных пенсий был отменен, то рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ только до 01.01.2013 года либо до даты отмены института досрочных пенсий и также при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

Заявителем представлена справка от 20.08.2019 № 17-1782 по периоду работы 03.04.1996-12.06.2001 в качестве помощника санитарного врача в отделении гигиены детей и подростков Ангренской городской Санитарно-Эпидемиологической Станции.

Согласно части 8 ст. 22 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно части 9 ст. 21 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в случае проведения проверки документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, но не более, чем на три месяца.

Управлением ПФР в городе Североуральске Свердловской области направлялись запросы в компетентный орган Республики Узбекистан о подтверждении льготного характера работы Петровой О.А.

Актом проверки стажа Внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области при Министерстве финансов Республики Узбекистан Петровой О.А. от 11.12.2020 № 01-30-407-27-

01-37/2881 подтвержден факт работы Петровой О.А. с 03.04.1996 по 12.06.2001 в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков.

29.12.2020 посредством почтовой связи в адрес Управления поступила информация Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 09.12.2020 № РК5386030714.

Согласно данной информации право на пенсию регулируется Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250 (действующий) были утверждены Списки, дающие право на досрочную пенсию, в том числе Список № 3 производств, учреждение -работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ (далее - Список № 3).

Медицинские работники имели право на пенсию по возрасту с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет за период до 2011 года согласно пункту «л» статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список № 3, часть VIII). Данная льгота распространялась на все учреждения здравоохранения.

Законом Республики Узбекистан от 22 декабря 2010 года № ЗРУ-272 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан» в пункт «л» статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» были внесены изменения, согласно которым с 01 января 2011 года правом льготного пенсионного обеспечения пользуются только врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список № 3, часть VIII).

В части VIII Списка № 3 с 01 января 2011 года предусмотрены категории медицинских работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работающих в специализированных медицинских учреждениях с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Санитарно-эпидемиологическая станция, в которой работала заявитель, не относится к указанным учреждениям, должность «помощник санитарного врача» Списком № 3 не предусмотрена.

Кроме этого, компетентный орган Республики Узбекистан сообщает, что до принятия Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250 на территории Республики действовал Список производств, цехов, профессий и должностей, работе в которых дает право на Государственную пенсию на льготных основаниях и льготных размерах утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее -Список № 2 от 22.08.1956 № 1173).

Разделом XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № 2 от 22.08.1956 № 1173 право] на досрочную пенсию пользуется младший медицинский персонал, работающий в лепрозории психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственной обслуживающие психических больных), туберкулезных и инфекционных отделениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах, а также работники, занятые противочумных учреждениях.

Таким образом, ни законодательством Республики Узбекистан, ни Списком № 2 ( 22.08.1956 № 1173 право заявителя на досрочную страховую пенсию по старости не подтверждено. Следовательно, период работы 03.04.1996-12.06.2001 в качестве помощника санитарного врача в отделении гигиены детей и подростков Ангренской городской Санитар» Эпидемиологической Станции не может быть учтен в стаж на соответствующих видах работ.

Также истец Петрова О.А. просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды нахождения на курсах повышения квалификации (далее - спорные периоды):

- с 26.04.2009 по 06.06.2009 - 01 месяц 11 дней в льготном исчислении один год как один год за шесть месяцев 02 месяца 1,5 дней; с 01.09.2013 по 12.10.2013 - 01 месяц 12 дней в льготном исчислении один год как один год за шесть месяцев 02 месяца 03 дня; с 17.11.2014 по 16.12.2014 - 01 месяц в льготном исчислении один год как один год за шесть месяцев 01 месяц 15 дней.

На основании пп. 4, 5 Правил от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Исходя из буквального толкования указанных норм действующего Российского законодательства, следует, что зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ подлежат только периоды работы, удовлетворяющие следующим требованиям:

осуществление работы в должности и в учреждении, которые предусмотрены списком соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста;

непосредственное осуществление работником его трудовой функции, предусмотренной
трудовым договором, должностной инструкцией, нормативными актами;    ,

осуществление работы в режиме полного рабочего дня.

Исключение из указанных требований сделано только для периодов временной нетрудоспособности и ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Направление работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы осуществляется на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя о сохранении за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы на период его отсутствия. Таким образом, работнику в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы выплачивается средняя заработная плата, а при выполнении трудовой функции - заработная плата в полном объеме, установленная за ставку (должностной оклад). Следовательно, работнику в период обучения на курсах повышения квалификации не может выплачиваться одновременно две выплаты - средняя заработная плата и заработная плата за ставку (должностной оклад).

Кроме того, действующим пенсионным законодательством право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения неразрывно связано с работой в определенной сфере профессиональной деятельности в определенных должностях и учреждениях, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

В период прохождения курсов повышения квалификации Петрова О.А. в течение полного рабочего дня непосредственно не выполняла работу в должности, предусмотренной соответствующими списками, осуществление которой связано с воздействием неблагоприятных факторов, присущих специфике данной работы. Периоды прохождения курсов повышения квалификации истцом не соответствуют законодательно установленным требованиям к периодам работы, подлежащим зачету при назначении досрочной страховой пенсии по соответствующему основанию.

Таким образом, у Петровой О.А. отсутствуют основания как для льготного исчисления периодов нахождения на курсах повышения квалификации, так и для календарного, в связи с

отсутствием такого порядка исчисления стажа в Правилах № 516 от 11.07.2002, Списках и Правилах от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781.

Учитывая изложенное, УПФР в городе Североуральске Свердловской области считает, что периоды прохождения Петровой О.А. курсов повышения квалификации правомерно не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по соответствующему основанию.

Изучив доводы и основания, заявленные по вопросу включения в льготный стаж дней сдачи крови - «донорских дней», УПФР в городе Североуральске Свердловской области считает, что указанные периоды не могут быть включены Петровой О.А. в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ни в льготном, ни в календарном исчислении, по следующим основаниям.

Согласно ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а так же в день связанного с этим медицинским обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные с этим дни отдыха.

Доводы истца о возможности включения «донорских дней» стаж на СВР в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 года №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» сделаны ошибочно.

Согласно п.7 ст.12 Федерального закона от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» донор имеет право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

К таковым мерам социальной поддержки относятся предоставляемые в соответствии со ст. 186 ТК РФ дни отдыха, за сотрудником-донором сохраняется средний заработок за все (без исключения) дни отдыха, а так же социальные гарантии предусмотренные ст. 22 Закона от 20.07.2012 №125-ФЗ бесплатное питание, предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

Нормами указанного закона никаким образом не гарантируются льготы, связанные с включением дней в стаж на соответствующих видах работ во взаимосвязи с пенсионные законодательством.

В своем заявлении истец ссылается на письмо Пенсионного фонда РФ от 07.12.1998 год №06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских». Указанное письмо не является нормативным правовым актом.

УПФР в городе Североуральске Свердловской области также обращает внимание суда на следующие обстоятельства:

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее - Порядок № 258н от 31.03.2011) периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа подлежат подтверждению.

При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (п. 3 Порядка № 258н от 31.03.2011).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Петрова О.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 28 февраля 2003 года.

Согласно сведениям индивидуального персонифицированного учета периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации и «донорские дни» соответствующим образом не подтверждены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета реквизитами (кодами) «выслуга лет» и «условия для досрочного назначения трудовой пенсии».

Таким образом, работодатель истца не подтверждает льготный характер ее работы в указанные периоды и соответственно, в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ данные периоды включены быть не могут.Поскольку права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на дату обращения, а именно, на 29.10.2020, у Петровой О.А. не имеется, Управлением вынесено решение об отказе в установлении пенсии.

Суд, выслушав истца, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

29.10.2020 истец Петрова О.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Решением ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске №1398539/20 от 20.01.2021 истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, так как отсутствует требуемая продолжительность стажа работы на соответствующих видах работ.

Указанным решением в стаж работы на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ не были включены следующие периоды работы истца:

- периоды прохождения курсов повышения квалификации с 26.04.2009 по 06.06.2009, с 01.09.2013 по 12.10.2013, с 17.11.2014 по 16.12.2014,

- донорские дни за периоды: с 15.05.2013 по 17.05.2013, с 20.05.2013 по 20.05.2013, 05.03.2014 по 06.03.2014, 01.04.2014 по 02.04.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 15.08.2014 по 15.08.2014, с 18.08.2014 по 22.08.2014, с 25.08.2014 по 28.08.2014, с 01.06.2015 по 08.06.2015, с 06.08.2015 по 08.08.2015, с 09.08.2016 по 16.09.2016, с 10.07.2017 по 11.07.2017, с 04.10.2017 по 06.10.2017, с 09.10.2017 по 13.10.2017, с 16.09.2018 по 21.09.2018,с 045.02.2019 по 04.02.2019, с 08.02.2019 по 08.02.2019, с 12.02.2019 по 12.02.2019, с16.02.2019 по 16.02.2019, с 10.06.2019 по 10.06.2019, с15.06.2019 по 15.06.2019, с 29.11.2019 по 29.11.2019, с 01.12.2019 по 01.12.2019, с 13.12.2019 по 14.12.2019, с 03.01.2020 по 04.01.2020, с 06.01.20.20 по 07.01.2020, с 12.02.2020 по 12.02.2020, с16.02.2020 по 16.02.2020, с 20.06.2020 по 20.06.2020, с 22.06.2020 по 22.06.2020, с 30.09.2020 по 01.10.2020, всего 105 дней, то есть 5 месяцев 7,5 дней,

- период работы с 11.12.2001 по 12.10.2008 в МУЗ «ЦГБ» в должности медицинская сестра гнойного хирургического отделения стационара,

- период работы в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции Республики Узбекистан с 03.04.1996 г. по 12.06.2001 года - 5 лет 2 месяца 10 дней в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков.

Статья 39 Конституции Российской Федерации, закрепляет право каждого на социальное обеспечение, включающее право на получение трудовых пенсий. Право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1. ст. 30 указанного Закона. Также согласно ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, указанным в п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.

Также в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Согласно приведенной Конвенции, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, от 11.07.2012 N 156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации должны быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Что касается включения в льготный стаж Петровой О.А. донорских дней, суд приходит к следующему.

В силу ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

В соответствии с ФЗ от 20.07.2012 года № 125 -ФЗ « О донорстве крови и ее компонентов», государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда РФ от 7.12.1998 года № 06-28/10740 «О порядке зачёта в специальный трудовой стаж донорских дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работником сохраняется средний заработок, а табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

Таким образом, день сдачи крови, а также следующий день отдыха засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку в эти дни за работником сохраняется средний заработок.

Также в судебном заседании установлено, что в период с 11.12.2001 по 09.01.2002 Петрова О.А. работала в МУЗ ЦГБ МО г. Североуральск в должности медицинской сестры гнойного отделения, в период с 10.01.2002 по 02.02.2003 – в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара, в период с 03.02.2003 по 31.12.2005 – в должности медицинской сестры перевозочной гнойного отделений, с 01.01.2006 по 12.10.2008 – в должности медицинской сестры гнойной перевязочной хирургического отделения стационара. Согласно представленных сведений индивидуального пенсионного дела, указанные периоды раюоты были включены в общий стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, однако периоды не учтены в льготном отношении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

В силу по дп. "б" п. 5 Правил N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исходя из п. 1 раздела "Наименование должностей" Перечня, к числу таких должностей относятся должности операционных медицинских сестер, включая старших, а также медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Пунктом 1 раздела "Наименование структурных подразделений" Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе, акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, родовое (родильное).

В соответствии с пунктами 2 указанных разделов Перечня в льготном порядке подлежит исчислению работа в качестве медицинской сестры палатной, в том числе старшей, медицинской сестры - анестезиста в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц всех наименований.

Таким образом, данным Перечнем предусмотрено структурное подразделение хирургического профиля стационаров учреждений, которое включает в себя в частности отделение гнойной хирургии, а «гнойное хирургическое отделение стационара» данным Перечнем не предусмотрено.

Однако, согласно разъяснениям, данным заместителем директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации понятия «отделение гнойной хирургии» и «гнойное хирургическое отделение» имеют одинаковое значение исходя из анализа направления деятельности, применяемых методов диагностики и лечения, квалификации врачей-хирургов и медицинских сестер, а также исходя из того, что независимо от названия отделения они базируются на гнойных хирургических койках в соответствии с номенклатурой коечного фонда.

В связи с изложенным, «гнойное хирургическое отделение стационара» относится к отделениям хирургического профиля.

Согласно действовавшему в спорные периоды работы истца в хирургическом отделении ЦГБ Списку N 464 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, при этом среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.

Постановлением от 6 сентября 1991 г. N 464 (п. 2) был предусмотрен льготный подсчет стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости (один год работы за год и шесть месяцев):

а) врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров засчитывается в стаж в льготном порядке один год работы в этой должности и подразделении за один год и 6 месяцев.

Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 16.10.2002 года N ЛЧ-25-25/9480 льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций.

Таким образом, работа истца Петровой О.А. в спорные периоды должна быть зачтена в льготном порядке, так как осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара либо в отделении (палате, группе) анестезиологии-реанимации или реанимации и интенсивной терапии в соответствующей должности, поскольку в судебном заседании установлено, что в спорный период истец фактически работала в отделении гнойной хирургии стационара, что подтверждается представленными расчетными листами и должностными инструкциями.

Что касается требований истца Петровой О.А. о включении в специальный стаж периода работы в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции Республики Узбекистан с 03.04.1996 по 12.06.2001 в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

Согласно ст.1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств -участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Следовательно, документы, содержащие сведения о трудовом стаже за периоды после распада СССР (после 01.12.1991) могут быть учтены при установлении пенсии при подтверждении: льготного характера работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и что он учитывается при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законом государства-участника соглашения.

В тех случаях, когда в государствах-участниках Соглашений и в настоящее время действует институт досрочных пенсий, в частности, в Республике Узбекистан, периоды работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30-31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при наличии:

-    схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочную пенсию,

-    при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений факта учета ими соответствующих периодов при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

В случае, если условия назначения досрочных пенсий по старости в государствах-участниках соглашений отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством РФ (например, не уплачиваются страховые взносы по дополнительным тарифам, не совпадают списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений), либо институт досрочных пенсий был отменен, то рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ только до 01.01.2013 года либо до даты отмены института досрочных пенсий и также при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

Согласно части 8 ст. 22 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно части 9 ст. 21 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в случае проведения проверки документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, но не более, чем на три месяца.

Актом проверки стажа Внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области при Министерстве финансов Республики Узбекистан Петровой О.А. от 11.12.2020 № 01-30-407-27-01-37/2881 подтвержден факт работы Петровой О.А. с 03.04.1996 по 12.06.2001 в Ангренской городской санитарно-эпидемиологической станции в качестве помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков.

Согласно информации Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 09.12.2020 № РК5386030714, право на пенсию регулируется Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250 (действующий) были утверждены Списки, дающие право на досрочную пенсию, в том числе Список № 3 производств, учреждение-работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ (далее - Список № 3).

Медицинские работники имели право на пенсию по возрасту с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет за период до 2011 года согласно пункту «л» статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список № 3, часть VIII). Данная льгота распространялась на все учреждения здравоохранения.

Законом Республики Узбекистан от 22 декабря 2010 года № ЗРУ-272 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан» в пункт «л» статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» были внесены изменения, согласно которым с 01 января 2011 года правом льготного пенсионного обеспечения пользуются только врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список № 3, часть VIII).

В части VIII Списка № 3 с 01 января 2011 года предусмотрены категории медицинских работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работающих в специализированных медицинских учреждениях с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Санитарно-эпидемиологическая станция, в которой работала заявитель, не относится к указанным учреждениям, должность «помощник санитарного врача» Списком № 3 не предусмотрена.

Кроме этого, компетентный орган Республики Узбекистан сообщил, что до принятия Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250 на территории Республики действовал Список производств, цехов, профессий и должностей, работе в которых дает право на Государственную пенсию на льготных основаниях и льготных размерах утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее -Список № 2).

Разделом XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № 2 право на досрочную пенсию пользуется младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственной обслуживающих психических больных), туберкулезных и инфекционных отделениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах, а также работники, занятые противочумных учреждениях.

Таким образом, ни законодательством Республики Узбекистан, ни Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173 право заявителя на досрочную страховую пенсию по старости не подтверждено. Следовательно, период работы 03.04.1996-12.06.2001 в качестве помощника санитарного врача в отделении гигиены детей и подростков Ангренской городской Санитар» Эпидемиологической Станции не может быть учтен в стаж на соответствующих видах работ.

Всего в стаж истца Петровой О.А. на соответствующих видах работ подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 5 месяцев 19,5 дней, периоды донорских дней в льготном исчислении продолжительностью 5 месяцев 7,5 дней. Также в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии подлежит включению период работы с 11.12.2001 по 12.10.2008 в льготном исчислении.

При включении спорных периодов в стаж работы истца Петровой О.А. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, общий стаж истца на соответствующих видах работ на момент обращения её в ГУ-УПФ РФ в г. Североуральске с заявлением о назначении пенсии 29.10.2020, составил 24 года 2 месяца и 10,5 дней.

Таким образом, на момент обращения истца Петровой О.А. в ГУ-УПФ РФ в г. Североуральске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ею требуемая тридцатилетняя продолжительность стажа на соответствующих видах работ не была выработана, следовательно оснований для назначения досрочной страховой пенсии истцу Петровой О.А. со дня её обращения в ГУ-УПФ РФ в г. Североуральске с соответствующим заявлением не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петровой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Североуральске Свердловской области удовлетворить частично.

Включить Петровой Ольге Владимировне в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

с 26.04.2009 по 06.06.2009

с 01.09.2013 по 12.10.2013

с 17.11.2014 по 16.12.2014

Включить Петровой Ольге Владимировне в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды донорских дней: с 15.05.2013 по 17.05.2013, с 20.05.2013 по 20.05.2013, 05.03.2014 по 06.03.2014, 01.04.2014 по 02.04.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 15.08.2014 по 15.08.2014, с 18.08.2014 по 22.08.2014, с 25.08.2014 по 28.08.2014, с 01.06.2015 по 08.06.2015, с 06.08.2015 по 08.08.2015, с 09.08.2016 по 16.09.2016, с 10.07.2017 по 11.07.2017, с 04.10.2017 по 06.10.2017, с 09.10.2017 по 13.10.2017, с 16.09.2018 по 21.09.2018,с 045.02.2019 по 04.02.2019, с 08.02.2019 по 08.02.2019, с 12.02.2019 по 12.02.2019, с16.02.2019 по 16.02.2019, с 10.06.2019 по 10.06.2019, с 15.06.2019 по 15.06.2019, с 29.11.2019 по 29.11.2019, с 01.12.2019 по 01.12.2019, с 13.12.2019 по 14.12.2019, с 03.01.2020 по 04.01.2020, с 06.01.20.20 по 07.01.2020, с 12.02.2020 по 12.02.2020, с16.02.2020 по 16.02.2020, с 20.06.2020 по 20.06.2020, с 22.06.2020 по 22.06.2020, с 30.09.2020 по 01.10.2020, всего 5 месяцев 7,5 дней

Включить Петровой Ольге Владимировне в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев период её работы:

- с 11.12.2001 по 09.04.2003 в должности медицинской сестры гнойного отделения, медицинской сестры хирургического отделения стационара Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница»,

- с 20.04.2003 по 25.05.2005 в должности медицинской сестры перевязочной гнойного отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница»,

- с 11.03.2008 по 31.03.2008 в должности медицинской сестры гнойной перевязочной хирургического отделения стационара Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа»,

- с 02.04.2008 по 12.10.2008 в должности медицинской сестры гнойной перевязочной хирургического отделения стационара Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа».

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Петровой Ольге Александровне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:         Ю.О. Лещенко

Копия верна

2-559/2021 ~ М-446/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петрова Ольга Александровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Североуральске
Суд
Североуральский городской суд Свердловской области
Судья
Лещенко Юлия Олеговна
Дело на сайте суда
severouralsky--svd.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2021Предварительное судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
10.01.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Дело оформлено
04.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее