Дело № 2-3970/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**. 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мальгиной М.И.,
при секретаре Москвиной Л.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могильного А.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России о возложении обязанности по заключению договора социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Могильный А.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России о заключении договора социального найма на жилое помещение – квартиру №** дома №** в м.В., С. района, Псковской области.
В обоснование иска истец указал, что проходил военную службу, в связи с чем на основании ордера №** от **.**.1995 года ему на состав семьи из двух человек, включая супругу Могильную Л.В., было предоставлено жилое помещение – однокомнатная квартира, общей площадью 44,2 кв.м., расположенная по адресу: м.В., С. района, Псковской области, д.№**, кв.№**. Договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключался, статус служебного у спорного жилого помещения отсутствует. В декабре 1995 года он был переведен к новому месту службы в войсковую часть №** в М. область, где ему была предоставлена двухкомнатная квартира, а спорное жилое помещение на основании охранного свидетельства (брони) была закреплена.
В 2005 году истец был уволен с военной службы, служебная квартира по последнему месту службы в М. области им была сдана, в связи с чем возвратился по месту постоянного жительства.
Справка, подтверждающая факт сдачи служебного жилого помещения, ему была выдана в сентябре 2009 года, после чего он в феврале 2015 года обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение – спорную квартиру, предоставленную ему в 1995 году.
Однако, несмотря на длительность проживания истца в квартире, отсутствие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и требований о выселении после увольнения его с военной службы, ответчик, ссылаясь на то, что с 2005 года Могильный А.Н. не является военнослужащим и правом на обеспечение жилым помещением не обладает, отказался заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру.
В судебном заседании истец и его представитель Суховаров Ю.В., действующий на основании доверенности от **.**.2015 года, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо на стороне истца Могильная Л.В. иск поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом.
Ответчиком – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ представлены письменные возражения по иску, предъявленному Могильным А.Н., согласно которым ответчик сослался на отсутствие правовых оснований для заключения договора социального найма в связи с увольнением истца с военной службы в 2005 году и местонахождением спорного жилого помещения в закрытом военном городке, в связи с чем оно не может относиться к жилому фонду социального использования, просил в удовлетворении иска истцу отказать.
Ответчиком ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возражения по иску не представлены, однако в адрес суда направлена справка о том, что жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, ранее предоставленное Могильному А.Н., включен в Реестр федерального имущества.
Выслушав объяснения истца, его представителя, третьего лица на стороне истца Могильной Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что Могильный А.Н. с **.**. 1989 года по 2005 год проходил военную службу в войсковой части №**, в связи с чем на основании ордера №** от **.**.1995 года ему было предоставлено жилое помещение – однокомнатная квартира, общей площадью 44,2 кв.м., расположенная по адресу: псковская область, С. район, м. В., д.№**, кв.№**, на состав семьи из двух человек, включая супругу Могильную Л.В. (л.д.8).
Согласно выписке из лицевого счета по спорной квартире от **.**.2015 года истец с супругой зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении с **.**.1996 года.
**.**.1996 года Могильному А.Н. Администрацией Стругокрасненского района Псковской области на основании справки в/ч №** было выдано охранное свидетельство (броня) №** сроком до **.**.2001 года на спорное жилое помещение в связи с переводом на другое место службы – в войсковую часть №**.
Из сведений выписки из финансового лицевого счета судом установлено, что истец и члены его семьи с регистрационного учета по спорному жилому помещению были сняты с **.**.1996 года.
По новому месту службы истцу и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение – двухкомнатная квартира №** дома №** в п. Л., П. района, М. области, которое в связи с его увольнением с военной службы было сдано истцом Министерству обороны России **.**.2005 года, что подтверждается справкой домоуправления №** Печенегской КЭЧ, выданной **.**.2009 года.
Согласно выписки из реестра федерального имущества жилой дом №**, расположенный в м.В., С. района, Псковской области, включен в Реестр федеральной собственности, реестровый номер №** от **.**.2008 года и находится в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Западное ТУИО» (л.д.25).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении вопроса, связанного с предоставлением жилого помещения, который возник до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления истцу спорной квартиры в 1995 году, единственным основанием для вселения в предоставленное жилье являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставления жилого помещения. В силу ч. 3 данной статьи выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, которым было предоставлено право выдачи таких ордеров КЭЧ Министерства Обороны либо иным компетентным органом МО РСФСР на основании решения жилищно-бытовой комиссии военного ведомства, за которым была закреплена квартира.
В силу статей 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статье 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании статьи 104 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Согласно пункту 30 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота, являющегося Приложением N 1 к приказу Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N 75, военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения.
Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
В силу пункта 99 Положения, к жилищному фонду Министерства обороны СССР относятся собственные жилые дома Министерства обороны СССР, в том числе и жилые дома хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
В соответствии со статьей 100 Положения, право на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи имеют: генералы, адмиралы, офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, проходящие службу в воинских частях Советской Армии и Военно-морском Флоте; генералы, адмиралы и офицеры, проходящие службу на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений и в военных комиссариатах; офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы военных представительств на предприятиях промышленности; генералы, адмиралы, офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы линейных органов военных сообщений на железных дорогах, водном и воздушном транспорте; рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, работающие в воинских частях, учреждениях, предприятиях и организациях Министерства обороны СССР.
Пунктом 102 Положения установлено, что квартиры, занимаемые командирами рот, батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов, командующими армиями и равными им командирами строевых подразделений, частей, соединений и объединений всех родов войск в закрытых военных городках, являются служебно-должностными квартирами и закрепляются за данными должностями.
Согласно пункту 105 Положения, служебная жилая площадь в случае утраты проживающими на ней лицами трудовой связи с воинской частью или домоуправлением освобождается в порядке, установленном законодательством союзных республик.
В силу пункта 109 Положения, выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования).
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещении в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 752-р от 1.06.2000 г., м. В., С. района, Псковской области, является закрытым военным городком.
Из анализа ранее действовавшего приведенного порядка предоставления жилых помещений, установленного Положением, жилые помещения, которые предоставляются квартирно-эксплуатационными частями, являются жилыми помещениями, расположенными в военных городках, при этом в закрытых военных городках могут быть выделены только служебные квартиры, при этом приведенным Положением не предусмотрена возможность предоставления квартир военного городка на праве социального найма.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что спорная квартира является государственной собственностью, находится в оперативном управлении ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, расположенной на территории закрытого военного городка, весь жилищный фонд которого имеет статус служебного жилья независимо от государственной регистрации такого права, суд приходит к выводу о том, что доводы истца об отсутствии у спорного жилого помещения статуса служебного, является необоснованными.
При этом суд считает, что сам факт нахождения жилого помещения в закрытом военном городке является основанием для отказа в удовлетворении иска о заключении договора социального найма.
Вместе с тем, суд учитывает, что согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилое помещение на общих основаниях, являются начало ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 этого же закона он вступил в силу с 1 января 1998 года.
Как следует из Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота, до 1 января 1998 года порядок установления статуса закрытого военного городка определялся исходя из наличия или отсутствия в нем пункта пропуска, кроме того к ним относились обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов и военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
Учитывая, что спорное жилое помещение расположено при воинской части и имело пункт пропуска, следовательно, оно относится к закрытому военному городку. Данное обстоятельство было в дальнейшем закреплено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, установившим п/о В. С. района Псковской области статус закрытого военного городка в порядке, который был определен Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Кроме того, при разрешении настоящего спора, суд учитывает, что истцом представлен ордер на спорную квартиру, выданный ему **.**.1995 года КЭЧ Псковского района. Право пользования истцом указанным жилым помещением ответчиками не оспаривалось, требований о его выселении ими не предъявлялось, доказательств, свидетельствующих о прекращении права пользования истцом и членами его семьи спорной квартирой, суду не представлено.
Доказательств прекращения права пользования истцом и членами его семьи спорной квартирой в порядке, установленном ст.62 Жилищного кодекса РСФСР, которой было предусмотрено, что если наниматель или члены его семьи в течение шести месяцев после окончания срока действия охранного свидетельства (брони) не предъявят требования о возврате им помещения, договор найма жилого помещения расторгается в судебном порядке, суду ответчиками не представлено.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Могильным А.Н. исковых требований.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Могильному А.Н. в удовлетворении требований к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России о возложении обязанности по заключению договора социального найма на жилое помещение – отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья: М.И. Мальгина
Мотивированное решение составлено судом **.**. 2015 года.
Судья Псковского городского суда: М.И. Мальгина