Дело № 2-1955/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 29 августа 2017 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пескова С.В.,
при секретаре Григорян А.Ю.,
с участием:
истца Кравченко Н.В.,
представителя администрации г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края – Киктенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кравченко Натальи Викторовны к администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, вызванного неблагоприятными климатическими условиями и обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, вызванного неблагоприятными климатическими условиями и обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
В обоснование заявленных требований истец, указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой имущества, так как дом, в котором проживает оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истец частично утратила имущество первой необходимости в результате наводнения в городе Михайловске Шпаковского района Ставропольского края.
Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ЧС, вызванного неблагоприятными климатическими условиями (ливневые осадки) подтоплением ДД.ММ.ГГГГ в городе Михайловске Шпаковского района Ставропольского края, было выявлено затопление придомовой территории, затопление колодца с питьевой водой, появились трещины и плесень внутри жилого дома, по адресу: <адрес>.
Однако, после обращения в администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края мне было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения.
Данный отказ мотивирован тем, что я не зарегистрирована по адресу, попавшему в зону затопления: <адрес>.
Истцу было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления Ставропольский край, Шпаковский район, города Михайловска и о включении в списки на получение единовременной материальной помощи.
В данном доме истец проживает по настоящее время.
Данный факт подтверждается справкой выданной председателем микрорайона № Семыкиной Н.Н., в которой указано, что Кравченко Наталья Викторовна, 1961 года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> однако фактически проживает по адресу: <адрес>.
Поскольку истец постоянно проживает в доме, который подвергся затоплению, то имеет право на получение единовременной материальной помощи, однако до сих пор не может ее получить. Так как, истец не имеет регистрации по месту жительства по данному адресу, то Митрохина Е.М. не может подтвердить факт проживания в ином порядке, кроме как судебном.
Отсутствие у истца постоянной регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация
Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отсутствие постоянной регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной помощи при наличии доказательств проживания истца и ее ребенка в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации
На основании изложенного истец просит суд, признать Кравченко Наталью Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, вызванного неблагоприятными климатическими условиями (ливневые осадки) - подтоплением ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края включить Кравченко Наталью Викторовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 (десять тысяч) рублей на человека, за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации на территории города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края. Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Кравченко Н.В. исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что ей в получении компенсации было отказано по причине того, что она по данному адресу не зарегистрирована. Пояснила также, что в настоящее время находится в крайне затруднительном материальном положении, вызванном чрезвычайными обстоятельствами, а замедление исполнения решения суда может привести к значительному для неё ущербу. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Киктенко Е.А., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Кравченко Н.В. не возражала.
Представитель ответчика - министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, при этом представил суду письменные возражения, в которых также просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутсвие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю, будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, при этом не предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие ненявившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельствам о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, Кравченко Н.В. является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом по <адрес> (л.д. 11-12).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Н.В. обратилась с заявлением в администрацию г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором она проживает оказался в зоне чрезвычайной ситуации (л.д. 6).
Согласно ответу администрации г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Кравченко Н.В. во включении ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой имущества в результате подтопления отказано, по причине того, что истец по адресу: <адрес>, попавшему в зону затопления, не зарегистрирована.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно справке № выданной председателем микрорайона В.Ф. Крюковой, Кравченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 18), при этом данный факт также подтверждается рапортом УУП и ДН ОМВД России по Шпаковскому району майора полиции Глущенко В.А. от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что на территории обслуживания по <адрес>, проживает гражданка Кравченко Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, с соседями поддерживает добропорядочные отношения. Жалоб и заявлений в отношении Кравченко Н.В. в ОВД не поступало (л.д. 21).
На основании изложенного суд находит установленным, что Кравченко Н.В. постоянно проживает по адресу, <адрес> попавшему в зону затопления:
Отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в праве на получение единовременной материальной и финансовой помощи, так как, по смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Согласно акта обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ЧС, вызванного неблагоприятными климатическими условиями (ливневые осадки) подтоплением ДД.ММ.ГГГГ в городе Михайловске Шпаковского района Ставропольского края, было выявлено затопление придомовой территории, затопление колодца с питьевой водой, появились трещины и плесень внутри жилого дома, по <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ).
В соответствии с п. «а» ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10.04.2006г. №-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны».
Согласно пункту 6 части статьи 4 Закона Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачивается единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 10.7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, и пункту 3 Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом Министра социального развития и занятости населения Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Согласно гл. 2 методических рекомендаций МЧС России от 03.10.2014г. № по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Кравченко Н.В.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что истец в настоящее время находится в затруднительном материальном положении, вызванном чрезвычайными обстоятельствами, а замедление исполнения решения суда может привести к значительному для взыскателя ущербу, суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кравченко Натальи Викторовны к администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, вызванного неблагоприятными климатическими условиями и обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи - удовлетворить.
Признать Кравченко Наталью Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, вызванного неблагоприятными климатическими условиями (ливневые осадки) - подтоплением ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края включить Кравченко Наталью Викторовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 (десять тысяч) рублей на человека, за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации на территории города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Песков