Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1647/2018 ~ М-1438/2018 от 30.07.2018

Дело № 2-1647/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2018 года ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи    Роговой Т.В.,

при секретаре    Власовой Ю.М.,

с участием представителя истца    Косарыго А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковая часть 56186, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возложении обязанности совершить определенные действия, связанные с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор – войсковая часть 56186, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) о возложении обязанности совершить определенные действия, указав в обоснование, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что ответчик допустил нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации котельной инв.№ 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п.Видяево.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ создано приказом Министра обороны России от 2 марта 2017 года № 355, и согласно пунктам 13, 14, 20 и 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 3 марта 2017 года № 607, основными целями его деятельности, к которым в том числе относится деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и теплоносителя, является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Имущество указанного учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется в безвозмездное пользование.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 18 января 2017 года № 371 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационной конторой № 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы» и актом приема-передачи вышеназванная котельная передана в эксплуатационное содержание филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое эксплуатирует данную котельную и осуществляет подачу тепла и горячей воды на объект имущественного комплекса Министерства обороны России – военный городок № 3.

На указанной котельной, 1985 года постройки, используется жидкое топливо – мазут и оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа и при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, в связи с чем она относится к опасным производственным объектам III класса опасности и подлежит экспертизе промышленной безопасности технических устройств (трубопровода пара и горячей воды), а деятельность по эксплуатации указанной котельной – лицензированию в установленном законом порядке. Вместе с тем, такая экспертиза промышленной безопасности не проводилась и соответствующая лицензия ответчиком не получена.

В связи с изложенным, ссылаясь на ч. 1 ст.45, ст. 264 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», просил обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов III класса применительно к котельной инв.№ 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п. Видяево.

Представитель истца Косарыго А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Ознакомившись с письменным отзывом ответчика, представленным в материалы дела, с учетом возражений представителя ответчика и пояснений специалиста, высказанных в судебном заседании 30 августа 2018 года, относительно необходимости проведения комплекса мероприятий с целью получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, уточнил заявленные требования в части срока исполнения требований, просил возложить на ответчика обязанность получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов III класса применительно к котельной инв.№ 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п. Видяево в десятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

    Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Сазонов Д.С. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании 30 августа 2018 года и в представленном отзыве на исковое заявление исковые требования признал частично. Не оспаривал, что вышеназванная котельная действительно является опасным производственным объектом, эксплуатация которого подлежит лицензированию. Однако, проведение экспертизы промышленной безопасности требует значительных финансовых и временных затрат. Так, в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ необходимо собрать пакет правоустанавливающих документов и направить их головной офис в Москву для их утверждения и передачи в Ростехнадзор, провести торгово-закупочные мероприятия по производству экспертизы в рамках ФЗ № 44 ФЗ «О государственных закупках», заключить договор с аварийно-спасательным формированием об обслуживании опасного объекта. С учетом приведенных доводов, просил предоставить срок исполнения решения не менее 12-ти месяцев.

Третье лицо – Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица – Управления гостехнадзора Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. В представленном отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Обращение военного прокурора с данным иском обусловлено необходимостью защиты и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации опасных производственных объектов, основных прав и свобод неопределенного круга лиц, конкретный перечень которых установить не представляется возможным.

На основании ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 316-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 данного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 13 указанного Федерального закона здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе промышленной безопасности, которая проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В силу ст. 2 названного Федерального закона, п. «б» ч. 2 Приложения № 3 и подпунктом 1 п. 5 Приложения № 2 к этому Федеральному закону для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, с использованием воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, устанавливается III класс опасности.

К социально значимым категориям потребителей, согласно п. 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года №808, относятся воинские части Министерства обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы.

Кроме того, пунктами 408, 410 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 316, определено, что при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасных производственных объектов и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такие здания и сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности, в том числе, в случае истечения срока их эксплуатации, установленного проектной документацией, или отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности подлежит лицензированию.

В силу п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, п. 7 Перечня выполняемых работ на взрывопожаороопасных и химически опасных производственных объектах I, II, и III классов опасности (приложение № 3 к указанному Положению) лицензированию подлежит деятельность с использованием (эксплуатацией) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии) и воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Судом установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ создано приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 355 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москва (г. Москва).

Согласно пунктам 13 и 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 3 марта 2017 года № 607, основными целями его деятельности, к которой в том числе относится деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и теплоносителя, является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктами 20 и 21 данного Устава предусмотрено, что имущество названного учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется в безвозмездное пользование. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ владеет указанным имуществом в соответствии с его назначением и целями своей деятельности.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 18 января 2017 года № 371 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационной конторой № 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы» и актом приема-передачи котельная инв. № 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п. Видяево, передана в эксплуатационное содержание филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, который с целью оказания услуг теплоснабжения объектам имущественного комплекса Министерства обороны РФ эксплуатирует указанную котельную, осуществляя подачу тепла и горячей воды на социально-значимые объекты – военный городок № 3.

Указанная котельная, 1985 года постройки, работает на жидком топливе – мазуте, с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа и при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, в связи с чем суд с учетом вышеприведенных норм приходит к выводу о том, что данная котельная относится к опасным производственным объектам III класса опасности, здание, сооружения и технические устройства на указанной котельной подлежат экспертизе промышленной безопасности, а деятельность по эксплуатации указанной котельной – лицензированию в установленном законом порядке.

Однако, как установлено в ходе проведения проверки, экспертиза промышленной безопасности здания названной котельной не проведена, лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов III класса ответчиком применительно к указанной котельной не получена, то есть в лицензии отсутствуют сведения по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществляя эксплуатацию опасного производственного объекта – котельной инв. № 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п. Видяево, должно обеспечить соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности и своевременное проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной и используемых на ней сооружений и технических устройств, получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности.

Неисполнение ответчиком требований законодательства о промышленной безопасности в отношении указанной котельной, которая длительное время эксплуатируется, и ее состояние в целом в настоящее время не известно, не только влияет на безопасные условия труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и граждан, которые могут находиться рядом с указанным объектом, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, а также может повлечь срыв отопительного сезона, что, в силу климатических особенностей районов Крайнего Севера, недопустимо.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные военным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В целях реального исполнения судебного акта, с учетом положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, соглашаясь с позицией представителя ответчика о необходимости проведения ряда мероприятий для получения лицензии, с учетом уточнения требований истцом, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным.

При этом, ответчик не лишен права в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться за отсрочкой исполнения решения суда в порядке статей 203, 434 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора – войсковая часть 56186, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России в десятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов III класса применительно к котельной инв. № 39, расположенной в военном городке № 3 по адресу: Мурманская область, п. Видяево.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца.

Председательствующий                    Т.В. Роговая

2-1647/2018 ~ М-1438/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор- войсковая часть 56186
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
Другие
Управление государственного технического контроля и надзорной деятельности Минобороны России
Федеральная служба по экологическому и промышленному и атомному надзору.
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
30.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2018Передача материалов судье
01.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2018Судебное заседание
18.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее