Дело №12-82/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тарко-Сале, ЯНАО 02 марта 2022 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В.,
рассмотрев жалобу представителя ООО «СеверЭнерго» Кулакова А.В. на постановление заместителя начальника отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО старшего государственного лесного инспектора заместителя лесничего в лесничествах автономного округа Ушакова В.Г. № 141-173-21 от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении по ст. 8.27 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «СеверЭнерго» (далее - ООО «СеверЭнерго», Общество),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 141-173-21 от 23.12.2021 ООО «СеверЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «СеверЭнерго» Кулаков А.В., действующий на основании доверенности от 01.01.2021 № 01, обратился в суд с жалобой, указав, что Общество со своей стороны предприняло все меры, от него зависящие для выполнения работ, большой период времени занял процесс согласования выбора участка под проведение лесовосстановления, доказательств вины в инкриминируемом правонарушении не приведено, Общество является субъектом среднего предпринимательства, поэтому имеются основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, представитель (защитник) ООО «СеверЭнерго», будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статья 8.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, нарушении правил лесовосстановления, и может выражаться в форме действия и бездействия.
Состав правонарушения является формальным, то есть административная ответственность возникает с момента совершения противоправных действий, независимо от наступления негативных последствий.
Согласно ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 2 ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее – Правила), которые вступили в силу 21.05.2019 года.
В соответствии с п. 11 Правил, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Согласно п. 17 Правил работы по лесовосстановлению или лесоразведению считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения соответственно. По результатам приемки работ уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) оформляется акт приемки работ.
Из материалов дела следует, что ООО «СеверЭнерго» осуществляет использование лесного участка на территории Таркосалинского лесничества на основании договора аренды от 18.05.2017 № 96/Л-17. Лесной участок предоставлен в пользование на срок до 26.06.2023, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии со статьей 45 Лесного Кодекса РФ.
21.12.2018 Обществом, согласно требованиям ст. 26 Лесного Кодекса РФ, была подана лесная декларация, согласно которой Общество намеревалось в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 провести на предоставленном в аренду лесном участке рубку лесных насаждений на площади 0,8254 га.
Рубка лесных насаждений на площади 0,8254 га Обществом проведена в полном объеме, о чем свидетельствует представленный в установленном порядке отчет об использовании лесов за январь-декабрь 2019 года. Срок действия лесной декларации на 2019 год, представленной Обществом по договору аренды от 18.05.2017 № 96/Л-17 истек 31.12.2019.
Таким образом, заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению Общество было обязано направить в уполномоченный орган не позднее 22.01.2020.
Заявление от ООО «СеверЭнерго» в уполномоченный орган в установленном порядке представлено лишь 25.08.2020, что свидетельствует о нарушении Обществом требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 674-173-21 от 16.12.2021; договором аренды лесного участка от 18.05.2017 № 96/Л-17; лесной декларацией с приложением; схемой расположения мест проведения работ по использовании лесов в 2019 году; отчетом об использовании лесов; заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению от 25.08.2020 и другими материалами дела.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Обсуждая доводы жалобы, суд находит их не состоятельными, поскольку не приведено каких-либо объективных сведений о том, что ООО «СеверЭнерго» были предприняты все зависящие от него меры для выполнения обязанности по лесовосстановлению, заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению ООО «СеверЭнерго» направило более чем через 7 месяцев, хотя Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на это отведено 10 рабочих дней.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения полностью подтверждается совокупностью достаточных доказательств, исследованных судом, оснований для признания каких-либо доказательств недопустимыми, не усмотрено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ на стадиях возбуждения производства и рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.
Наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 КоАП РФ.
В жалобе ставиться вопрос о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку совершенное ООО «СеверЭнерго» правонарушение создает угрозу причинения вреда окружающей среде, положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению хотя и со значительным пропуском установленного законом срока все же было направлено Обществом в уполномоченный орган, учитывая имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, характер возможных последствий, суд считает возможным снизить размер назначенного ООО «СеверЭнерго» штрафа до 100 000 рублей.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО старшего государственного лесного инспектора заместителя лесничего в лесничествах автономного округа Ушакова В.Г. № 141-173-21 от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении по ст. 8.27 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «СеверЭнерго» - изменить.
Снизить размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Пустовой