Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1084/2020 ~ М-513/2020 от 10.02.2020

        

Дело № 2-1084/2020     

                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 сентября 2020 года                        город Псков

    Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                  Семёновой Т.А.,

при секретаре                              Мызниковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Экопром», Администрации Себежского района Псковской области и Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к Псковскому филиалу ООО «Экопром» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

В обоснование иска указано, что в 2018 году Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства заключены соглашения с региональным оператором - Псковским филиалом ООО «Экопром» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в зоне деятельности регионального оператора.

Указанным соглашением предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб.м на земельном участке, не предназначенном для этих целей, и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации свалки в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Региональным оператором – Псковским филиалом ООО «Экопром» не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной вблизи д. Глембочино сельского поселения «Себежское», Себежского района, географические координаты 56:182922, 28.363952, общим объемом 400-450 куб.м.

В связи с этим заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора просил обязать Псковский филиал ООО «Экопром» в Псковской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной вблизи д. Глембочино сельского поселения «Себежское», Себежского района, географические координаты 56:182922, 28.363952.

По ходатайству заместителя Псковского природоохранного прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика Псковского филиала ООО «Экопром», надлежащим - ООО «Экопром».

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Администрация сельского поселения «Себежское».

В ходе рассмотрения дела заместитель Псковского природоохранного прокурора уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию Себежского района и Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной вблизи д. Глембочино сельского поселения «Себежское», Себежского района, географические координаты 56:182922, 28.363952.

По ходатайству заместителя Псковского природоохранного прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Экопром», надлежащими - Администрацию Себежского района и Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района.

Окончательно уточнив исковые требования, заместитель Псковского природоохранного прокурора просил обязать ООО «Экопром», Администрацию Себежского района и Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Экопром».

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Здановский А.П. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал, просил обязать Администрацию Себежского района и Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Исковые требования, предъявленные к ООО «Экопром», не поддержал.

Представитель ответчика – ООО «Экопром» Огурцова Ю.Г. исковые требования не признала и пояснила, что 06.06.2018 между ООО «Экопром» и Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства заключены соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в зоне деятельности регионального оператора. Согласно соглашениям, региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность не позднее чем с 01.01.2019 и с указанного времени по настоящее время Региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО на территории Псковской области, в том числе в Себежском районе. При этом, полномочия ООО «Экопром» не распространяются на земли, собственность которых не разграничена. Полагает, что органы муниципального образования имеют право распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничена, а также обязаны их содержать в надлежащем состоянии. Считает, что ООО «Экопром» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица – Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Администрации Себежского района в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Псковской области несанкционированная свалка расположена в границах земельного массива, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (прочие земли) Як-Агро «Малиновка». Распоряжением Администрации Себежского района от 18.05.1994 организована выдача свидетельств о праве собственности на земельные паи членам сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей совместной и общей долевой собственности, в том числе собственникам, имеющим право на получение земельных паев (долей) в сельскохозяйственном предприятии совхоз «Малиновка». Земельный массив, на котором находится несанкционированная свалка ТКО, образован из земельных долей собственников ликвидированного совхоза «Малиновка». Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на иск указал, что несанкционированная свалка не находится на территории населенного пункта д. Глембочино, которая входит в состав сельского поселения «Себежское» и не находится на землях сельскохозяйственного назначения сельское поселение «Себежское». Указанный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (прочие земли) Як-Агро «Малиновка» (ранее совхоз «Малиновка»). Распоряжением Администрации Себежского района в 1994 году были выделены паи членам совхоза «Малиновка».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 N 52-ФЗ (статья 8)).

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В части 2 названной статьи указано, что запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641".

Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Себежское» Себежского района, вблизи д. Глембочино, была выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (географические координаты 56:182922, 28.363952), общей площадью 0,002 га. Свалка расположена на земельном участке, не поставленном на кадастровый учет и не имеющем конкретного правообладателя.

Поскольку наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, заместитель Псковского природоохранного прокурора обратился с указанным иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросы местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Положения указанных пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" трактуются с 1 января 2016 г. следующим образом: к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Возражая против предъявленных требований, представитель ответчика Администрации Себежского района указал, что земельный массив, на котором находится незаконная несанкционированная свалка ТКО, образован из земельных паев собственников ликвидированного совхоза «Малиновка».

Вместе с тем, из ответа Управления Росреестра по Псковской области от 22.05.2020 следует, что земельный массив в районе д. Глембочино, Себежского района относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (прочие земли) Як-Агро «Малиновка» (ранее совхоз «Малиновка»).

18.05.1994 № 366-р распоряжением Администрации Себежского района от предписано комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать свидетельства о праве собственности на земельный пай членам сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей совместной и общей долевой собственности. Согласно Приложению, в списке указаны лица, имеющие право на получение земельных паев совхоза «Малиновка», что подтверждается архивной выпиской (л.д. 53-60).

Распоряжением Администрации Себежского района от 18.07.1995 № 830-р агропредприятие «Малиновка» ликвидировано и исключено из государственного реестра предприятий Себежского района (л.д. 98).

Документов, подтверждающих право собственности на спорный земельный участок, материалы дела не содержат, земельный участок, на котором размещены отходы, на кадастровый учет не поставлен.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Положением ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На собственников земельных участков в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.

С учетом приведенных положений закона суд возлагает на Администрацию Себежского района Псковской области и Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, собственность на который не разграничена, возложение обязанности по ликвидации указанной свалки на ООО «Экопром» не основана на законе.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности по ликвидации свалки в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок, по мнению суда, является разумным и позволит ответчикам исполнить решение суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Экопром», Администрации Себежского района Псковской области и Администрации сельского поселения «Себежское», Себежского района, Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Себежского района Псковской области и Администрацию сельского поселения «Себежское», Себежского района, Псковской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в близи д. Глембочино сельского поселения Себежское», Себежского района, Псковской области географические координаты: 56.182922, 28.363952.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «Экопром» отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             Т.А. Семёнова

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2020 года.

2-1084/2020 ~ М-513/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сухарькова Алина Викторовна
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Экопром"
Администрация Себежского района
Администрация сельского поселения "Себежское"
Другие
Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Семенова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2020Передача материалов судье
12.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
13.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.09.2020Судебное заседание
15.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020Дело оформлено
19.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее