Дело № 2-5013/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 июля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.
при секретаре Волобуеве А.А.
с участием истца Немшановой А.М., её представителя Круглова С.В., представителя ответчика администрации г. Благовещенска Арефьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению НемшА. А. М. к администрации г. Благовещенска, Муниципальному казенному учреждению «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в проведении обследования многоквартирного жилого дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности провести обследование многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Немшанова А.М. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что Немшанова А.М. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***. Указанный жилой дом является многоквартирным, что следует из технического паспорта, он состоит из двух изолированных жилых помещений. Немшанова А.М. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции». К указанному заявлению Немшановой А.М. были приложены правоустанавливающие документы на указанный жилой дом и копия технического паспорта на него. 31 марта 2017 года администраций г. Благовещенска был дан отказ в признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выраженный в письме № Н-599, по мотивам того, что не представлены правоустанавливающие документы на многоквартирный жилой дом. Указанный отказ является незаконным. В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 года, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Поскольку указанный жилой дом состоит из двух изолированных жилых помещений, имеющих самостоятельные выходы на общий земельный участок, этот жилой дом является многоквартирным и подлежит оценке на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу. Права истца указанным отказом нарушаются, поскольку Немшанова А.М. не имеет возможности реализовать свое право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицо, проживающее в аварийном многоквартирном жилом доме. На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ администрации города Благовещенска в проведении обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу, возложить обязанность на ответчика в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование указанного многоквартирного жилого дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании истец, ее представитель настаивали на доводах, изложенных в исковом заявлении, уточнив, что ими оспаривается отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в ответе № Н-599 от 31.03.2017 г., в обоснование привели те же доводы, что указаны в исковом заявлении, дополнительно указав, что материально-правовые требования к МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» и Управлению ЖКХ администрации г. Благовещенска истцом не заявляется.
В судебном заседании представитель администрации г. Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что в 2013 году в городскую межведомственную комиссию по признанию помещения непригодным для проживания расположенного по адресу *** обратилась собственник Карачевцева Т.К. Из акта обследования жилого помещения от 20.09.2013 года следует, что был обследован жилой дом № *** по пер. ***, общей площадью 56,8 кв.м. При подаче заявления Карачевцевой Т.К. были представлены документы на право общей долевой собственности на указанный дом, а также технический паспорт, из которого следовало, что дом является индивидуальным жилым домом. По итогам рассмотрения заявления городская межведомственная комиссия вынесла заключение о признании жилого помещения не пригодным для проживания № 18 от 20.09.2013 года. В 2017 году Немшанова А.М. обратилась в администрацию г. Благовещенска с просьбой признать жилой дом, расположенный по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу, к заявлению было приложено заключение специализированной организации. Вместе с тем законодатель четко предусмотрел перечень необходимых документов к представлению заявителем в обязательном порядке при подаче заявления о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, к одним из которых и относится правоустанавливающие документы на многоквартирный жилой дом. При этом Немшановой А.М. не было представлено правоустанавливающих документов на многоквартирный жилой дом. Из материалов регистрационного дела на жилой дом, расположенный по адресу: ***, следует, что у граждан возникло право на шести комнатный жилой дом. Данный дом является индивидуальным жилым домом. Из письменного ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области следует, что сведения о кадастровом учете в назначении дома № *** по пер. *** на многоквартирный были изменены в феврале 2015 года, однако в настоящее время у собственников отсутствуют правоустанавливающие документы на данные жилые помещения с изменённом видом его назначении на многоквартирный. Номера квартирам не присвоены. В связи чем, если суд установит обстоятельства того, что данный дом является многоквартирным, отказ который оспаривается, будет являться законным, так как исходя из последнего абзаца следует что, если назначение здания будет изменено на многоквартирный дом, то заключение комиссии будет являться действительным. Повторного принятия решения комиссии не требуется. Кроме того, при рассмотрении заявления истца, администрация города Благовещенска не предоставляла какую-либо муниципальную услугу, а рассматривала обращение истца. Порядок и организация предоставления муниципальной услуги определен административным регламентом администрации г. Благовещенска о признании жилого помещения пригодным не пригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 23.05.2013 года № 2603. В соответствии с положениями данного регламента предоставление услуги как признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, предоставляется городской межведомственной комиссией. При этом комиссия оказывает такую услугу на основании заявления собственника помещения. Прием заявлений осуществляется по адресу ***. Далее названым регламентом определен порядок рассмотрения такого заявления. Заявление Немшановой А.М. было рассмотрено не в рамках предоставления муниципальной услуги, поскольку такую услугу предоставляет только городская межведомственная комиссия. Просит суд в иске отказать.
Представители ответчиков МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», Управления ЖКХ администрации города Благовещенска, третье лицо Шендерук Н.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель третьего лица Шендерук Н.С. Шендерук А.Е. поддержал требования истца.
В судебном заседании 14.06.2017 года представитель Управления ЖКХ администрации города Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что Немшанова А.М. с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания обратилась не в тот орган, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Немшановой А.М. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № 28/101/909/2017-5378 от 15.05.2017 года.
27 марта 2017 года Немшанова А.М. обратилась с заявлением в администрацию города Благовещенска, в котором просила признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** аварийным и подлежащим сносу (вх. № Н-599 от 27 марта 2017 года).
31 марта 2017 года за № Н-599 администрацией г. Благовещенска в адрес Немшановой А.М. направлен ответ, из которого следует, что основания для рассмотрения вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске аварийным как многоквартирного дома отсутствуют. Мотивом для вынесения такого решения администрацией г. Благовещенска указано, что заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 20 сентября 2013 года № 18 индивидуальный жилой дом по адресу: *** признан непригодным для проживания. Согласно представленным собственником Карачевцовой Т.К. в комиссию документам (договора купли-продажи от 15 мая 1979 года, дубликата договора дарения от 29 октября 1984 г.), объектом дарения и купли-продажи является жилой деревянным дом, площадью 56,8 кв.м. Жилые помещения в качестве отдельных квартир не значатся. Правоустанавливающие документы на многоквартирный жилой дом не представлены.
Истец полагает, что отказ администрации г. Благовещенска в рассмотрении вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске аварийным как многоквартирного дома, выраженный в письме от 31.03.2017 года № Н-599, является незаконным.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Абзацем третьим указанного пункта предусмотрены полномочия органа местного самоуправления, который создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
На основании ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 N 727 создана городская межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее - Комиссия).
Комиссия не является самостоятельным юридическим лицом по смыслу статьи 48 ГК РФ и не обладает правоспособностью юридического лица.
Согласно п.1 указанного Положения городская межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда - это постоянно действующий орган, созданный для проведения оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Администрация г. Благовещенска в своих возражениях ссылается на то, что Немшанова А.М. не обращалась в рамках оказания ей муниципальной услуги, порядок обращения которым установлен Административным регламентом администрации города Благовещенска «Признание жилого помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 23.05.2013 N 2603.
Между тем, из содержания заявления Немшановой А.М. (вх. № Н-599 от 27 марта 2017 г.) следует, что она обращалась именно с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: *** аварийным и подлежащим сносу как многоквартирного дома.
Оспариваемое истцом решение администрации г. Благовещенска, выраженное в письме № Н-599 от 31.03.2017 г., не содержит мотивов отказа в рассмотрении вопроса о признании дома аварийным как многоквартирного дома по тем основаниям, что Немшанова А.М. обратилась в неуполномоченный орган, и не в рамках предоставления муниципальной услуги.
Поскольку Комиссия создана при администрации и она (Комиссия) не является самостоятельным юридическим лицом, доводы представителя ответчика о том, что Немшанова А.М. обратилась в неуполномоченный орган и не в рамках оказания ей муниципальной услуги, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир), основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно техническому паспорту на жилой дом МУП «Белогорсктехинвентаризация», составленный по состоянию на 30 января 2016 года, жилой дом № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области состоит из двух изолированных помещений (в состав которых в ходит по три жилых комнаты и кухня в каждом) с самостоятельными выходами, указанный дом содержит такие элементы общего имущества как крыша, фундамент.
В экспликации плана дома обозначены как отдельные помещения - по три жилых комнаты и кухни.
В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 12 мая 2017 года, согласно которой назначение дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области, кадастровой номер ***, - многоквартирный дом.
Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Амурской области от 22 июня 2017 года следует, что объект недвижимости с кадастровым номером *** является ранее учтенным. 25 февраля 2015 года в связи с выявлением технической ошибки на основании поступившего от Управления Росреестра по Амурской области технического паспорта в государственный кадастр недвижимости (действовавший до 01.01.2017 года), в последующем в Единый государственный кадастр недвижимости, были внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости а именно, здание - многоквартирный жилой дом, площадь - 40,2 кв.м., расположен по адресу: ***, предыдущий кадастровый номер ***. 25.02.2017 года были исключены из государственного кадастра недвижимости (действовавшим до 01.01.2017 года) как ошибочно внесенные и объекту недвижимости присвоен статус «архивный».
Таким образом, жилой дом № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области является многоквартирным жилым домом, что следует из технической документации к нему.
Мотивом к отказу в рассмотрении вопроса о признании указанного дома аварийным как многоквартирного дома, в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года администрацией г. Благовещенска указано на то, что Немшановой А.М. не предоставлено документов на многократный жилой дом.
В соответствии с п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Аналогичные положения содержатся в п.2.8.1 Административного регламента администрации города Благовещенска «Признание жилого помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 23.05.2013 N 2603, в котором добавлено, что к заявлению прикладывается также доверенность, оформленная в установленном законом порядке (в случае представление интересов заявителя другим лицом).
Как следует из материалов дела, право собственности Немшановой А.М. - ? доля в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: *** зарегистрировано Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем, у Немшановой А.М. не имелось обязанности по предоставлению правоустанавливающих документов на указанный дом.
В возражениях представитель ответчика ссылается на то, что у администрации города Благовещенска не имелось сведений о том, что дом № ***, расположенный по адресу: пер. Технический является многоквартирным.
Между тем, в соответствии с 45(2) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и п.2.8.2 административного регламента, утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 23.05.2013 N 2603, Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план.
В обязанности заявителя предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение, технического паспорта жилого помещения, не входит, он может представить их на свое усмотрение.
Кроме того, суд обращает внимание на, что согласно регистрационному делу и сведений из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 12 мая 2017 года муниципальное образование г. Благовещенска является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом № *** по пер. *** в г. Благовещенске, право собственности зарегистрировано 19 января 2014 года.
При таких обстоятельствах, администрация г. Благовещенска не могла не знать о техническом состоянии дома и при истребовании сведений из ЕГРН могла получить информацию об изменении назначении дома на многоквартирный жилой дом.
Те обстоятельства, что лицам принадлежит на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на дом, а не квартира, а также то, что имеется заключение городской межведомственной комиссии от 20.09.2013 г. о признании указанного дома как индивидуального жилого дома непригодным для проживания, не свидетельствует о том, что дом по своему техническому состоянию не является многоквартирным.
Заявление представителя администрации г. Благовещенска о том, что заключение Комиссии от 20 сентября 2013 года № 18 о признании жилого дома по адресу: *** непригодным для проживания будет действительно, если назначение здания будет изменено на «многоквартирный дом», суд находит несостоятельным, поскольку требования истца направлены на признание дома авариным и подлежащим сносу. Отказ в рассмотрении указанного вопроса по тому основанию, что уже имеется заключение Комиссии о признании индивидуального жилого дома непригодным для проживания нарушает права истца, поскольку нормами Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены иные права собственника жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в частности они урегулированы ст.32 ЖК РФ.
Иных оснований к отказу в рассмотрении вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным как многоквартирного дома в ответе администрации г. Благовещенска, выраженный в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года, не приводится.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года, об отказе в рассмотрении вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным как многоквартирного дома не может быть признан законным и обоснованным.
Довод представителя ответчика о том, что истцом в соответствии с требованиями п.45 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и в п.2.8.1 Административного регламента, утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 23.05.2013 N 2603, к заявлению не приложено заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, не может являться предметом исследования в рамках настоящего спора, поскольку истцу не отказывалось и не возвращалось заявление на том, основании, что ею не приложено заключение специализированной организации.
Поскольку Немшановой А.М. в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года администрацией г. Благовещенска было указано, что оснований для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным как многоквартирного дома отсутствуют, именно этот отказ подлежит признанию незаконным, а не отказ в проведении обследования многоквартирного жилого дома, как сформулировано истцом в просительной части иска. При этом признание незаконным отказа администрации г. Благовещенска, выраженный в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года, об отказе в рассмотрении вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным как многоквартирного дома, не является выходом за пределы заявленных исковых требований, поскольку истцом оспаривается именно данный отказ.
В исковом заявлении в качестве ответчиков Немшановой А.М. также заявлены Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска, однако как следует из письменного заявления представителя истца, к указанным лицам материально-правовые требования не предъявляются.
Из приведенных выше правовых норм следует, что эти лица не наделены правом по вопросу принятия решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44 Положения).
Таким образом, обследование жилого дома является одним из этапов процедуры оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, указанному этапу предшествует прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов.
Принимая во внимание, что администрация города Благовещенска отказала в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным как многоквартирного дома, вопрос о наличии или отсутствии иных оснований для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, предметом судебного разбирательства не являлся, рассмотрения вопросов проведения оценки соответствия помещения законодательством возложено на уполномоченный орган, суд не может подменять компетенцию данных органов, таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление НемшА. А. М. вх. № Н-599 от 27 марта 2017 года о признании многоквартирного дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным и подлежащим сносу, отказ в удовлетворении остальной части исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования НемшА. А. М. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в письме № Н-599 от 31 марта 2017 года, об отказе в рассмотрении вопроса о признании дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным как многоквартирного дома.
Возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление НемшА. А. М. вх. № Н-599 от 27 марта 2017 года о признании многоквартирного дома № *** по пер. *** в г. Благовещенске Амурской области аварийным и подлежащим сносу.
НемшА. А. М. в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2017 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких