Дело №2а-677/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 15 октября 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Курочкиной Ю.Е.,
с участием представителя административного истца по доверенности – Благодаревой Д.Ю., представителя административного ответчика по доверенности – Сотниковой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрюшко А.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду,
У С Т А Н О В И Л :
Андрюшко А.В. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа первого заместителя главы администрации Благовещенского района <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду; обязании администрации Благовещенского района предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства в аренду.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Благовещенского района с заявлением вх. <номер> о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1529 кв.м., расположенного: <адрес>, в аренду на 20 лет. Решением первого заместителя главы администрации Благовещенского района <номер> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка и утверждении схемы в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с тем, что запрашиваемый им земельный участок попадает частично в функциональную зону природного ландшафта. Также в отказе администрация Благовещенского района ссылается на генеральный план поселения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, устанавливающий функциональные зонирование территории сельского поселения. Однако в настоящее время генеральный план поселения на территории Благовещенского района не поставлен на кадастровый учет, не установлены границы на местности, устанавливающие функциональное зонирование территории.
Принимая во внимание кадастровый план территории, запрашиваемый земельный участок не имеет каких-либо пересечений или наложений, и находится вне зоны охраняемого природного ландшафта, защитного озеленения. Вместе с тем, уполномоченным органом по его заявлению необоснованно не совершены действия, предусмотренные ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, просит суд признать отказ администрации Благовещенского района <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным; обязать ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства в аренду.
Представитель административного истца по доверенности – Благодарева Д.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно суду пояснила, что на территории земельного участка зоны ландшафтного озеленения нет, судя по их данным. Вокруг запрашиваемого земельного участка расположены земельные участки с иными категориями назначения, непонятно обоснование администрации, ответ дан не полный.
Представитель административного ответчика администрации Благовещенского района Амурской области по доверенности – Сотникова М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявленных в административном иске, полагая отказ законным и обоснованным.
В судебное заседание истец Андрюшко А.В. не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Андрюшко А.В. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1529 кв.м., расположенного: <адрес>, в аренду на 20 лет.
Согласно ответу администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в предоставлении земельного участка Андрюшко А.В. отказано, в связи с тем, что при проверке представленных административным истцом координат установлено, что запрашиваемый им земельный участок попадает в зону природного ландшафта. Согласно утвержденному генеральному плану администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, ведение личного подсобного хозяйства на территории Чигирирнского сельсовета в данной области не допускается.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Андрюшко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сады, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: административное здание, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером <номер> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
Из сообщения Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> за Андрюшко А.В. в базе данных инспекции учтены земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>, земельный налог за 2015-2017 г.г. исчислен в общей сумме 17 738 рублей, в том числе за 2015 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 163 рубля, за 2016 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 681 рубль, за 2017 года по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 894 рубля, за указанный период земельный налог Андрюшко А.В. не оплачивался.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с приведенными нормами права Андрюшко А.В. обратился за предварительным согласованием предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду в администрацию Благовещенского района Амурской области, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предварительное согласование предоставления земельного участка предполагает предоставление земельного участка без проведения торгов (п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), что допустимо в отношении определенной категории земельных участков, указанной в пункте 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункте 2 статьи 39.6 или пункте 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762.
Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Согласно ч. 11 ст. 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
В соответствии с ч. 13 ст. 9 ГрК РФ требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
В силу ч. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а так же в части соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Генеральный план Чигиринского сельсовета представляет собой документ территориального планирования муниципального образования, который содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (ст. ст. 18, 23 ГрК РФ), и в силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ является обязательным.
Отсутствие сведений о границах территориальных зон (текстового описания или описания в виде координат характерных точек) не свидетельствует о необоснованности отказа административного ответчика в предоставлении земельного участка, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, дополняющий ст. 51 ГрК РФ частью 3.2, согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются), вступает в силу с 1 января 2021 года.
В подтверждение законности оспариваемого отказа административным ответчиком представлена суду выкопировка из генерального плана Чигиринского сельсовета, утвержденного решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, с проекцией на нее координат границ испрашиваемого земельного участка, из которой усматривается расположение испрашиваемого административным истцом земельного участка в функциональной зоне территорий, покрытых лесом и кустарником и функциональной зоне природного ландшафта.
Данные основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены пп. 1 п. 8 ст. 39.15, п. 12 ст. ст. 11.10, 94, 100 ЗК РФ, п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, в связи с чем, суд приходит к выводу, что основания отказа, указанные в решении администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, являются законными и обоснованными, в силу чего административные исковые требования Андрюшко А.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Андрюшко А.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду – оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.