РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
с участием помощника прокурора Зоричевой Е.С.,
при секретаре Власове В.А.,
при участии:
представителя административного истца Гоголева Д.В. действующего на основании доверенности от 18.01.2021 г.,
административного ответчика Артемьева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6164/2022 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области кАртемьеву А.А. о продлении срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, из которого следует, что гражданин УкраиныАртемьев А.А.проживал на территории Республики Крым. 02.11.2020 г. Евпаторийским городским судом Республики Крым был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 158 и ч.1 ст. 161 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, с отбываниемнаказаниевФКУ «Исправительная колония № 16» УФСИН России по Самарской области.ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России по Самарской области на основании ч. 4 ст. 25.10, п.11 ст. 31Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Артемьева А.А., являющегося гражданином Украина, подлежащего освобождениюиз мест лишениясвободы. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации гражданина Украины Артемьева А.А. за пределы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ г.решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области гражданин Украины Артемьев А.А. был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России Самарской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судомЦентрального района г. Тольятти руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ срок содержания Артемьева А.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России Самарской области продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судом Центрального района г. Тольятти руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ срок содержания Артемьева А.А. в центре временного содержания иностранных гражданГУ МВДРоссии Самарской области продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ.В настоящее время на территории Украины проводится специальная военная операция и временно приостановлено пересечение государственной границы с территории Российской Федерации на территорию Украины, что делает временно не возможным исполнение решения о депортации. Просит продлить срок содержания Артемьева А.А.в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России Самарской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ГоголевД.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчикАртемьев А.А. в судебном заседаниивозражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что родился и жил в территории Республики Крым. В период референдума о присоединении республики Крым к территории Российской Федерации он находился в местах лишения свободы. Предпринимает попытки к получению гражданство РФ. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск о признании незаконным и отмене решения о депортации и распоряжения о нежелательности пребывания. Решение в законную силу не вступило. По состоянию здоровья не может находиться в центре, поскольку не получает необходимой медицинской помощи при его заболевании (ВИЧ).
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан.
В соответствии со статей 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу п. 9 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Пунктами 10,11 указанной статьи Федерального закона определено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение оего реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии с положениями статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
В соответствии с п. 6 «Наставления по организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденного приказом МВД России по ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № решение о депортации иностранного гражданина принимается начальником (руководителем) территориального органа ФМС России по мотивированному представлению начальника (руководителя) структурного подразделения территориального органа ФМС России, которое объявляется иностранному гражданину, с одновременным вручением ему копии решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что гражданин Украины Артемьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживал на территории Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийским городским судом Республики Крым был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 158 и ч.1 ст. 161 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказание в ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Самарской области.
На основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 11 ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Артемьева А.А., являющегося гражданином Украина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
06.05.2022 г. в отношении Артемьева А.А. ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06мая 2022 годАртемьев А.А. был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области на срок до 06августа 2022 года. На основании апелляционного определения Самарского областного суда от 20.06.2022 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Артемьева А.А. без удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 августа 2022 год Артемьеву А.А. продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области на срок до 06 ноября 2022 года. На основании апелляционного определения Самарского областного суда от 15.09.2022 г. решениеЦентрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Артемьева А.А. без удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 07 ноября 2022 год Артемьеву А.А. продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области на срок до 16 декабря 2022 года. Решение суда вступило в законную силу 18.11.2022 года.
Обращаясь с административным иском о продлении срока содержания Артемьева А.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области до 06 марта 2023 года административный истец ссылается на то, что на территории Украины проводится специальная военная операция и временно приостановлено пересечение государственной границы с территории Российской Федерации на территорию Украины, что делает временно невозможным исполнение решение о депортации Артемьева А.А.
В соответствии с п. п. 1,4 ст. 35.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания ввиде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержанияна неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.
Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что во время референдума о присоединении <адрес> к территории Российской Федерации находился в местах лишения свободы, в связи с чем не смог получить гражданство Российской Федерации. В настоящее время предпринимает попытки к его получению.
Судом установлено, что Артемьев А.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным иском об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и решения о депортации за пределы Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 25.10.2022 г. административный иск удовлетворен, суд признал незаконным и отменил распоряжение ФСИН России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации Артемьева А.А., решениеГУ МВД России по Самарской области от 05 мая 2022 г. о депортации Артемьева А.А. за пределы Российской Федерации. На момент рассмотрения дела указанное решение в законную силу не вступило.
Кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Самары от 25.10.2022 г. установлено, что близкие родственники Артемьева А.А. – мать Артемьева Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., сестра Артемьева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 2014 г. и 2015 г. являются гражданами РФ, зарегистрированы и проживают на территорию Республики Крым по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о рождении Артемьев А.А. родился в г. Евпатория республики Крым, принятой в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь». Сведений о том, что административный истец когда-либо проживал, имеет семью, имущество на территории республики Украины в настоящих географических границах материалы дела не содержат.
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от ДД.ММ.ГГГГ и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают, и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право каждого человека,независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, имеет ли выдворение из страны реальную перспективу, является ли помещение иностранного гражданина в центр временного содержания оправданным, или продолжает оставаться таковым.
Продление срока пребывания Артемьева А.А. в специальном учреждении не отвечает принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения в Центре временного содержания, Артемьева А.А. вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления самого права на свободу и личную неприкосновенность.
То обстоятельство, что на территории Украины проводится специальная военная операция вследствие чего невозможно исполнить решение о депортации Артемьева А.А., не могут быть основаниями, которые безусловно дают возможность суду продлевать на неопределенный срок содержание административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан.
С учетом положений статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела, длительности пребывания С.С. в специальном учреждении, в котором он находится с 06.05.2022 г., состояния его здоровья, принимая во внимание, что помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина, суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для продления срока содержания Артемьева А.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области, как обеспечительной меры для исполнения решения о депортации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180, 269 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявление ГУ МВД России по Самарской области кАртемьеву А.А. о продлении срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня вынесения решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 09.12.2022 года.
Председательствующий Ю.С. Осьминина