Дело № 2- 445/13
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 10 июня 2013 года
Мотивированное решение суда
составлено 14 июня 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 10 июня 2013 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Е.В.,
при секретаре Емцеве А.Г.,
с участием:
заявителя Карапетяна А.С.,
представителя Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края – Глазковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Карапетяна А.С. о признании незаконным действий Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, обязании Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Карапетян А.С. обратился в Шпаковский районный суд с заявлением (впоследствии уточненным) о признании незаконным действий Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, обязании Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В обоснование заявленных требований Карапетян А.С. указал, что ему на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект капитального строительства (….% готовности) торговый культурно-развлекательный центр, расположенный по адресу: …. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права … №.. от …. года и записью регистрации …. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данный объект возведен им на основании разрешения на строительство № …., выданного …. года на строительство двухэтажного объекта общей площадью …. кв.м. муниципальным образованием Верхнерусского сельсовета Шпаковского района.
После регистрации права на незавершенный строительством объект (…% готовности), Карапетян А.С. продолжил строительство торгового культурно-развлекательного центра согласно выданному разрешению на строительство.
Земельный участок площадью …. кв.м., на котором расположен объект недвижимости принадлежит Карапетяну А.С. на основании договора аренды от …. года и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …. года с присвоением регистрационного номера ….
Строительство объекта завершено в конце …. года до окончания срока действия разрешения на строительство. В связи с окончанием строительства в августе … года Карапетян А.С. обратился в администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края с заявлением о выдаче разрешения на ввод построенного им торгового культурно-развлекательного центра расположенного по адресу: ….
… года администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края Карапетян А.С. было отказано в воде в эксплуатацию вышеуказанного объекта недвижимости в связи с тем, что параметры объекта не соответствуют выданному разрешению.
С данными выводами администрации заявитель не согласен, считает их незаконными и нарушающими его права и законные интересы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской
Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой
документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции
объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с
разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объектакапитальногостроительстваградостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствиедокументов, указанных в части 3 настоящей статьи; несоответствие объема капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении па строительство.
В силу пункта 8 приложения "Г" СНиП 31-06-2009 " общественные здания и сооружения" в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
В построенном здании торгового культурно-развлекательного центра верх перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли менее чем на 2 м. Таким образом, цокольный этаж не может быть включен в состав этажей здания.
Согласно техническому паспорту здания общая площадь помещений первого и второго этажа составляет …. кв. м. Разрешение выдано на строительство объекта площадью …. кв.м. Исходя из изложенного, Карапетян А.С. считает, что построенное им двухэтажное здание торгово-развлекательного центра соответствует разрешению на строительство, а утверждение администрации о несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство несостоятельным.
Кроме того, …. года архитектурой Шпаковского района Ставропольского края произведено обследование строящегося (….% готовности) здания торгово-развлекательного центра по адресу: …. по результатам которого составлен акт. Согласно данному акту нарушений при строительстве здания торгово-развлекательного центра не установлено.
ООО «Центр судебных экспертиз» по заявлению Карапетян А.С. проведено
обследование построенного здания торгового культурно-развлекательного центра по адресу: ….
В результате проведенного обследования ООО «Центр судебных экспертиз» составлено техническое заключение, в соответствии с которым, здание, расположенное по адресу: …. Имеет работоспособное состояние конструкций, инженерных коммуникаций, пожарной безопасности. Здание пригодно к эксплуатации и не создает угрозы жизни и здоровью людей. Карапетян А.С. считает, что оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод вышеуказанного объекта капитального строительства отсутствуют.
На основании изложенного заявитель просит суд восстановить срок для обращения с заявлением о признании незаконными действий администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившиеся в отказе выдачи Карапетяну А.С. разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства торгового культурно-развлекательного центра, расположенного по адресу: … признать незаконными действия администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившиеся в отказе выдачи Карапетяну А.С. разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства торгового культурно-развлекательного центра, расположенного по адресу: ….; обязать администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края выдать Карапетяну А.С. разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства торгового культурно-развлекательного центра, расположенного по адресу: ….
В судебном заседании Карапетян А.С. заявленные требования поддержал, и просил суд их удовлетворить. Пояснил суду, что уважительность причины пропуска срока для обращения в суд за нарушенным правом обусловлена незнанием законодательства, занятостью на работе, а также постоянными командировками, сопровождающиеся выездами за пределы Ставропольского края. Письменных доказательств указанных доводов предоставить не может.
Представитель Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Глазкова Н.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указала на пропуск срока обращения в суд, полагала что отказ Администрации Шпаковского муниципального района является законным и обоснованным.
Выслушав мнение заявителя, представителя заинтересованного лица - Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные Карапетяном А.С. требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Ст. 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом, под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властные повелевания, предписанные в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в том числе дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство и заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 3.1 указанной статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с ч. 6 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ является: отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела установлено, что …. года между Администрацией Верхнерусского сельсовета Шпаковского района и Карапетяном А.С. заключен договор аренды земельного участка с условием передачи части строения в муниципальную собственность, площадью … квадратных метров, с кадастровым номером №…., расположенного по адресу: …., для строительства торгового культурно-развлекательного центра. Срок действия договора до … года. Договор зарегистрирован в установленном порядке (л.д. 9-12).
…. года главой МО Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Карапетяну А.С. в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдано разрешение на строительство торгового культурно-развлекательного центра, двухэтажного, высотой 7,5 метров, общей площадью здания …. квадратных метра, расположенного по вышеуказанного адресу. Срок действия разрешения до …..года (л.д. 69).
…. года на основании кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от …. года, договора аренды от …. года, разрешения на строительство от …. года, проектной документации от …. года за Карапетяном А.С. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства – литер А, торговый культурно-развлекательный центр, расположенный по адресу:.. степенью готовности …%, инвентарный номер ….
…. года Администрация Верхнерусского сельсовета обратилась в ФГУ Архитектуры и Градостроительства СК по вопросу согласования ввода в эксплуатацию торгового культурно-развлекательного центра расположенного по адресу: ….. К заявлению о согласовании приложены о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию приложены: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план на земельный участок; разрешение на строительство; документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов; исполнительная съемка территории; акт ввода в эксплуатацию приемки капитальных объектов от подрядчика к заказчику; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта проектной документации.
…. года главным архитектором Шпаковского муниципального района Ставропольского края Карапетяну А.С. отказано в получении разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта недвижимости в связи с тем, что параметры построенного объекта не соответствуют выданному разрешению на строительство (л.д. 40).
Отклоняя доводы Карапетяна А.С. о признании незаконным отказа Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Из представленного суду технического паспорта Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» на торговый культурно-развлекательный центр, расположенный по адресу: ….. от …. года, следует, что указанный объект недвижимого имущества имеет инвентарный номер …., литер … степенью готовности …..%, состоит из цокольного и двух надземных этажей, что не соответствует разрешенным параметрам на строительство, а именно этажности здания, указанных в разрешении на строительство от …. года (2 этажа), что в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с актом обследования указанного здания от ….. года, выданного архитектурой Шпаковского района, степень готовности сооружения составляет …. %. Техническая документация о …% степени готовности объекта суду не предоставлена.
Кроме того, при обращении Карапетяна А.С. в Администрацию Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по вопросу выдачи разрешения на ввод возведенного им торгового культурно-развлекательного центра расположенного по адресу: ….. последним в нарушение требований ч. 3, ч. 3.1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, не предоставлены: экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ); заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а также документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ), что в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 24 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, а также следует из пояснений самого Карапетяна А.С. об оспариваемом решении за №…. от …. года ему стало известно в августе …. года (более точная дата судом не установлена). С настоящим заявлением Карапетян А.С. обратился в суд …. года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Заявитель обосновывает причину пропуска срока обращения в суд незнанием законодательства, занятостью на работе, а также постоянными командировками, сопровождающиеся выездами за пределы Ставропольского края. Каких либо иных документально подтвержденных сведений и доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска процессуального срока Карапетяном А.С., суду не представлено.
С учетом изложенного, ходатайство Карапетяна А.С. о восстановлении срока обращения с заявлением в суд о признании незаконными действий администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившиеся в отказе выдачи Карапетяну А.С. разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства торгового культурно-развлекательного центра, расположенного по адресу: ….. – удовлетворению не подлежит, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств уважительности причин пропуска указанного срока.
Таким образом, заявленные требования удовлетворению не подлежат, в том числе и в связи с пропуском заявителем срока для обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░