Дело № 2-547/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 03 апреля 2018 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Крымских Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мунц Е.А.,
с участием истца Скачковой Л.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Скачковой Л. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, о назначении пенсии,
установил:
Скачкова Л.В. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края с требованием о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в льготном исчислении 1:1,6 - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган - <дата>.
В судебном заседании истец Скачкова Л.В. на иске настаивает, суду пояснила, что имеет высшее специальное медицинское образование. В спорные периоды времени она обучалась на вечернем отделении в <данные изъяты> и работала в должности медицинской сестры в № офтальмологическом отделении хирургического профиля стационара ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» (ранее - глазное отделение стационара Областной клинической больницы города Перми). Указанные периоды работы Пенсионным органом включены в ее специальный стаж как 1:1. С решением ответчика она не согласна. В ее стаж подлежат включению спорные периоды. С учетом данных периодов ее трудовой стаж составил не менее 30 лет. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Цапанова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что включение донорских дней в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Решение заседания комиссии в указанной части считает основанным на законе. Представила письменное возражение на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Иных оснований возражений на исковое заявление в судебном заседании и письменных возражениях не приведено.
Определением Соликамского городского суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен работодатель истца ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница».
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела третье лицо извещено. Ранее просили о рассмотрении дела без их участия. Исковые требования поддержали, что подтверждается письменным отзывом на исковое заявление.
Суд, заслушав стороны, истца и представителя ответчика, исследовав представленные сторонами и истребованные судом доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В ходе разбирательства дела суд установил, что <дата> истец обратилась к ответчику Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях».
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> № в специальный стаж работы истицы включены, в том числе, периоды её работы в ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (с учетом переименования медицинского учреждения – Областная клиническая больница г. Пермь, глазное отделение стационара, медицинская сестра), с <дата> по <дата> в МУЗ «Городская клиническая больница №» офтальмологическое отделение, врач-офтальмолог, исходя из расчета 1:1.
Согласно представлению пенсионных органов специальный стаж истицы составляет 26 лет 04 месяцев 19 дней.
Пенсионным органом было отказано в зачете в специальный стаж истца периодов работы в льготном исчислении 1:1,6 - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Отказано было и в назначении пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа – осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Статья 39 Конституции РФ предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу ч.1 ст.8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании ч.2 данной нормы, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться и с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4).
Согласно Конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. Принимая во внимание ст.4 ГК РФ о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца, а также лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно абз.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением № 1066.
В силу абзаца 3 пункта 2 вышеуказанного Постановления №464 льготное исчисление выслуги 1 год работы за 1 год и 6 месяцев производится врачам-хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781, так же предусмотрены отделения хирургическое, родильное, реанимации. В наименование должностей Перечня (Приложения к Правилам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) включены медицинские сестры.
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Следует отметить, что законодатель при установлении правовых оснований и условий для назначения пенсий для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, указал на возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, связывая право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда в определенных учреждениях.
Проверяя доводы истца о том, что у нее имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, суд установил, что Скачкова Л.В. работала в спорные периоды времени с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в № глазном (офтальмологическом) отделении (отделении хирургии глаза) в должности медицинской сестры, что подтверждается копией трудовой книжки, копиями приказов о принятии на работу, назначении на должность, копиями лицевых счетов, копиями штатных расписаний глазного отделения № за периоды <дата> года, справкой ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница», уточняющей характер работы Скачковой Л.В. № от <дата>, а так же подтверждено работодателем, что отражено в письменных сообщениях главного врача ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» от <дата> №, и письменном отзыве на исковое заявление, поступившем от представителя третьего лица ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница».
Указанные периоды работы включены пенсионным органом в специальный стаж истца в исчислении как 1:1 в бесспорном порядке, что ответчиком не оспаривалось.
Представленные документы, в том числе, в части периодов работы истца у третьего лица, а так же о характере и профиле деятельности отделения, в котором работала Скачкова Л.В., стороной ответчика не оспариваются.
При этом, суду представлена необходимая и достаточная совокупность доказательств того, что в спорные периоды времени Скачкова Л.В. осуществляла трудовую деятельность в качестве медицинской сестры в третьем глазном (офтальмологическом) отделении ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница», которое имело хирургический профиль.
Наименование отделения как глазное и офтальмологическое является тождественным.
Доказательств того, что указанное отделение меняло свой профиль и специализацию в периоды трудовой деятельности истца, суду не представлено и третьим лицом (работодателем истца) об этом не заявлено.
Согласно указанному выше перечню стаж работы в должности медицинской сестры в № глазном (офтальмологическом) отделении хирургического профиля ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежит зачету ответчиком истцу в льготном порядке исчисления, как 1:1,6.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом Скачкова Л.В. до настоящего времени продолжает работать в медицинском учреждении в должности врача-офтальмолога, что ответчиком не оспаривается.
На день обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии ее страховой стаж, с учетом включенных периодов, составил более 30 лет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с учетом периодов работы, зачтенных в специальный стаж истца по решению пенсионного органа, стаж необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости у Скачковой Л.В. выработан на дату обращения в пенсионный орган - <дата>, в связи с чем, пенсия подлежит назначению с указанной даты, т.е. с момента возникновения права на нее и обращения к ответчику.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░.░.20 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 N 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1:1,6, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.